В сети мне попался на глаза очень показательный, почти поучительный рассказ владельца Lada Niva Travel. Эта история - идеальная иллюстрация того, насколько сильно ожидания продавца на российском авторынке 2025 года могут расходиться с суровой и часто необъяснимой реальностью.
Человек был абсолютно, на сто процентов уверен, что выставляет на продажу настоящий «ликвид» - практически новый автомобиль с «детским» пробегом, в топовой комплектации, не битый, не крашеный, да еще и с полным набором дорогостоящих «допов». Он был убежден, что его «Ниву» оторвут с руками в течение первой же недели, но в итоге столкнулся с полным, оглушительным отсутствием реального спроса.
Подготовка «капсулы времени»
Нужно отдать должное этому владельцу - он подошел к продаже не просто ответственно, а с настоящим, почти маниакальным фанатизмом. Его автомобиль - это Lada Niva Travel в комплектации «Люкс», выпущенная в ноябре 2021 года, с пробегом всего 22 500 километров. Перед тем, как сделать фотографии для объявления, он устроил машине полноценный «детейлинг», который заставил бы покраснеть иные профессиональные студии.
Он не просто «помыл коврики». Владелец, судя по его рассказу, полностью разобрал салон - он снял все сиденья, чтобы идеально пропылесосить заводской ковролин. Он демонтировал все пластиковые накладки на порогах, отмыл их и даже, как он пишет, съездил в магазин за новыми саморезами, чтобы установить их обратно «по-заводскому». Багажник был вычищен до состояния нового, в него вернулась штатная полка и полиуретановый коврик.
Но и это не все. Прямо перед продажей он поехал в автосервис. Ему не просто поменяли масло и масляный фильтр. В ходе диагностики, которую он заказал для спокойствия будущего покупателя, выяснилось, что уже «подтекает» тормозной цилиндр - его тут же заменили, заодно обслужив задние тормозные колодки и подтянув ручник. То есть, машина была подготовлена технически «под ключ» - даже та «болячка», которая вылезла на смешном пробеге в 22 500 км, была устранена.
«Упакованный» лот за 1.2 миллиона
В итоге на продажу выставлялся не «кот в мешке», а настоящий «подарок» для будущего владельца. Этот автомобиль был «упакован» по максимуму. Судите сами: в машине 2021 года с пробегом 22 500 км был идеальный кузов, что владелец лично подтвердил толщиномером, не найдя ни царапин, ни вмятин, ни одного перекрашенного элемента.
Сразу после покупки был сделан полный антикор - обработано все днище, арки и скрытые полости. Была установлена дорогая сигнализация StarLine с автозапуском и фирменный фаркоп «Басал». В комплектации «Люкс» было все, что «АвтоВАЗ» мог предложить в 2021 году: кондиционер, штатная мультимедиа, подогревы сидений, зеркал и, что самое важное, - полный обогрев лобового стекла.
Вдобавок ко всему, владелец отдавал машину с двумя комплектами колес на оригинальных литых дисках. Причем зимняя резина, по его словам, была в идеальном состоянии, со всеми шипами и минимальным износом.
Он не был жадным. Он выставил за этот, без преувеличения, «идеальный» экземпляр цену в 1 200 000 рублей (в видео он сначала хотел 1.25 млн, но, очевидно, скорректировал цену). Он был уверен, что за машину, в которую вложено столько сил и денег, выстроится очередь.
Столкновение с реальностью: звенящая тишина
И вот тут-то и началось самое необъяснимое. Прошла неделя. Тишина. Прошла вторая. Звонили только «перекупы» и автосалоны с оскорбительными предложениями «забрать за 900 сегодня же». Звонили «помощники», которые хотели «поставить на комиссию» и «помочь продать» за 50 тысяч.
Но реальный покупатель - человек, который приехал бы с деньгами, чтобы купить машину для себя, - так и не нашелся. Энтузиазм продавца сменился недоумением, а затем и откровенным разочарованием. Его «супер-ликвидный» лот, который он готовил несколько дней, оказался рынку не нужен.
Почему «ликвид» оказался никому не нужен?
Владелец в своем видео не делает прямого вывода, но он очевиден, и я могу его сформулировать. Проблема не в его конкретной машине. Его машина - идеальна. Проблема в рынке 2025 года и в самом автомобиле Lada Niva Travel.
Во-первых, цена в 1.2 миллиона - это «психологический тупик». Да, машина «нафарширована» и почти новая. Но за 1.2 - 1.3 миллиона рублей у покупателя на «вторичке» открывается гигантский, просто чудовищный выбор. За эти деньги он может посмотреть на 3-4-летних «китайцев» (тот же Haval Jolion или Chery Tiggo 4 Pro), которые будут гораздо современнее, комфортнее, динамичнее и технологичнее, чем «Нива». Да, у них будет больше пробег, но уровень комфорта, наличие «автомата», цифровых приборок и больших экранов - все это несопоставимо. Покупатель 2025 года выбирает «гаджет», а «Нива» на этом фоне - архаичный «кнопочный телефон».
Во-вторых, «Нива» - это «конструктор», и все это знают. Тот факт, что владелец на 22 500 км уже меняет тормозной цилиндр, - это «красный флаг» для любого покупателя. Это доказывает, что «Нива», даже «Тревел», осталась «Нивой». Она требует постоянного внимания, «допилов», «антикоров». Покупатель на «вторичке» в 2025 году не хочет этим заниматься. Он хочет «сесть и поехать». «Нива» - это автомобиль-хобби, а цена в 1.2 миллиона рублей отсекает аудиторию хоббистов, которые ищут что-то «под проект» за 500-700 тысяч.
В-третьих, конкуренция с новыми автомобилями. Зачем покупателю рисковать, покупая «бэу» за 1.2 миллиона (пусть и в «люксе» и с «допами»), если он может пойти в салон, взять кредит и купить абсолютно новую Niva Travel с гарантией, доплатив 300-400 тысяч? Риск покупки «бэу» в данном случае экономически не оправдан.
В итоге владелец «идеальной» машины оказался в ловушке. Он «заморозил» в автомобиле, «допах» и предпродажной подготовке огромную сумму, а теперь не может ее вернуть. Его «ликвид» оказался не нужен рынку, который уже давно живет по новым, «китайским» правилам.
Спасибо за внимание, буду рад вашим лайкам и подписке на канал!