Найти в Дзене
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Чем отличается пост современных людей от Библейской сути поста

Эта статья открывает цикл статей о пророке Данииле, а точнее — разбор некоторых исторических и пророческих моментов из его Книги. Эта Книга в ряду великих пророков занимает особое место и пронизана замечательными образами, аллегориями и символами, толковать которые чрезвычайно трудно. Пророчества пророка Даниила говорят о некоторых деталях Боговоплощения, о сроках явления в мир Мессии и о последних временах человечества. В данной статье будет рассмотрен исторический аспект Книги.  Итак, во время царствования царя Иудейского Иоакима, войско царя Вавилонского Навуходоносора осадило Иерусалим и город пал. Были взяты в плен царь Иоаким, вся элита Израиля и, в том числе, сыновья из царского и княжеского родов, то есть молодые люди из богатейших и благороднейших семей. На востоке была такая практика: брать в плен элитную молодёжь и воспитывать из неё вельмож, учёных, полководцев, волей-неволей заинтересованных в укреплении империи победившей их государство.  Среди пленённых юношей оказались

Эта статья открывает цикл статей о пророке Данииле, а точнее — разбор некоторых исторических и пророческих моментов из его Книги.

Эта Книга в ряду великих пророков занимает особое место и пронизана замечательными образами, аллегориями и символами, толковать которые чрезвычайно трудно.

Пророчества пророка Даниила говорят о некоторых деталях Боговоплощения, о сроках явления в мир Мессии и о последних временах человечества.

В данной статье будет рассмотрен исторический аспект Книги. 

Итак, во время царствования царя Иудейского Иоакима, войско царя Вавилонского Навуходоносора осадило Иерусалим и город пал.

Были взяты в плен царь Иоаким, вся элита Израиля и, в том числе, сыновья из царского и княжеского родов, то есть молодые люди из богатейших и благороднейших семей.

На востоке была такая практика: брать в плен элитную молодёжь и воспитывать из неё вельмож, учёных, полководцев, волей-неволей заинтересованных в укреплении империи победившей их государство. 

Среди пленённых юношей оказались будущий пророк Даниил и его друзья: Анания, Мисаил и Азария.

Эти отроки поразили своей красотой и разумом царя Вавилонского, и он велел их оставить при дворе, учить их 3 года наукам и языку халдеев, чтобы впоследствии их сделать царедворцами и вельможами.

Царь оказал им величайшую милость, назначив ежедневно питаться с царского стола и пить вино, которое сам пил.

Но Даниил и его приятели отказались от этой пищи, не только потому что там могли быть блюда приготовленные из нечистых животных, по еврейскому закону считавшихся некошерной едой, но более важным было то, что в Вавилоне, каждая царская трапеза начиналась с заклинаний и жертвоприношения посвящённого языческим божествам. 

После этого обряда пища окроплялась кровью идоложертвенного животного, а мясо бралось прямо с жертвенника.

Поэтому, не желая осквернить себя, Даниил с друзьями приняли решение не питаться с царского стола.  

Они сообщили о своём решении надсмотрщику и попросили давать им только воду и овощи.

По-видимому в этом не было ничего возмутительного, так как смотрителя смутило только то, что они от такой скудной пищи могут похудеть и потерять внешнюю привлекательность по сравнению с теми юношами, которые питаются царскими яствами, и тогда царь может строго наказать его.

Тогда Даниил предложил испытать его с товарищами в течении десяти дней и по истечении которых, сравнить их с другими юношами вкушающими мясо и вино царя.

И они, уповая на Бога, десять дней пили только воду и ели только овощи.

После испытания, когда произвели осмотр и сравнение, то оказалось, что лица Даниила и его друзей выглядели красивее, а тела их были полны сил, по сравнению с теми отроками, которые тоже питались с царского стола. 

И тогда всё остальное время их учёбы смотритель забирал положенную им пищу и вино себе, а им давал только постную еду.

Итак, знаменательно то, что Даниил со своими друзьями отказались от царской трапезы не только чтобы не оскверняться идоложертвенной пищей, но всю свою надежду возложили на Всемогущего Бога, Который в силах их Сам питать Своею благодатью, даже если они будут усиленно поститься.

И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. (Дан.1,17).

В Священном Писании множество примеров праведных людей, которые своё упование возложили только на Бога. Это первооснова человеческой праведности. 

Но наше понимание праведности отличается от Библейской праведности тем, что современные люди считают человека праведным только потому, что он не делает ничего плохого, не совершает никаких злодеяний и живёт без вредных привычек.

Но по мнению Слова Божьего праведник — это тот, кто на всяком месте и во всякое время уповает только на Бога.

Это тот человек, который в повседневных делах и хлопотах, в рутинных моментах и домашних заботах, признаёт и верует в Бога, как в Источник внешнего и внутреннего блага, то есть любые жизненные обстоятельства человек считает для себя благом, а также все добрые деяния, и состояния своей души и тела — это тоже благо исходящее от Бога.

Пророк Даниил и три отрока Мисаил, Азария и Анания
Пророк Даниил и три отрока Мисаил, Азария и Анания

Итак, Даниил, Анания, Мисаил и Азария держат пост, который впервые, кстати, заповедал Бог Адаму и Еве ещё в раю:

от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16-17).

И основополагающее значение поста в том, что человек не банально меняет одну пищу на другую, а старается намеренно ограничить свои желания и сократить свои аппетиты.

Святые отцы православной Церкви учат, что важно именно сократить количество пищи, а не только изменив её качество просто внести изменения в свой рацион питания.

Иной раз постника предупреждают не постящиеся люди, что он соблюдая пост подорвёт своё здоровье и заболеет, но чаще постящийся сам осознаёт, что он может потерять свою физическую форму, ослабеть и не сможет выполнять тяжёлую работу, а также полноценно наслаждаться жизнью.

Тогда человек начинает испытывать неуверенность, сомнение и боязнь, в результате он не приобретает тот благотворный плод от поста и ту благодатную пользу, которую приобретали святые отцы.

Ибо святые подвижники воздерживаясь от пищи не только посредством поста искореняли свои страсти, но в этом подвиге уповали на Господа, Который сказал:

не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды (Лк. 12, 22-23).

Благодаря своему упованию, святые отцы получали от Господа благодать, поддерживающую их здоровье и дарующую силу служить Богу и ближним.

Это очень важно, ибо современные люди считают источником своей жизни полноценное питание и, что человеческая жизнь зависит от этой потребности.

А церковный пост воспитывает нашу волю и способствует тому, чтобы мы свою жизненную зависимость от пищи переносили на зависимость от Бога (конечно, это получается не в полной мере, так как мы часто малодушествуем и ослабеваем в своём уповании на Бога).

Но каждый человек соблюдающий строгий пост может в какой-то мере прочувствовать, что случилось в пустыне с Иисусом Христом:

Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. (Лк. 4, 2-4).

Подлинно проникнуться чувством, что живёт он Богом, способен только тот человек, который не просто поменял скоромную пищу на постную, а уповая на Бога ограничил себя вообще в еде.

При этом веря, что Господь Сам, а не пища, напитает его Своими энергиями и дарует здоровье для того, чтобы исполнять заповеди и служить ближним.

Итак, Даниил с упованием соблюдает строгий пост и получает от Бога премудрость, и дар пророчества.

Четыре еврейских отрока в результате своего исповедничества и упования на Бога, описанных в Книге пророка Даниила, приобрели мудрость, различные знания, владение языками и опыт искусных царедворцев.  

Их премудрость — это плод не только поста, но плод упования на Бога.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зёрна веры православной, подписывайтесь на канал и оценивайте статью.

Читайте предыдущую публикацию автора: Пророчество Иезекииля о падении Люцифера, который призван был стать Ангелом Хранителем мира, а стал сатаной