Премьера спектакля «Лес» по пьесе А. Н. Островского состоялась в Театре Сатиры 25 декабря 2020 года. Первая пятилетка - на сцене Сатиры! Пересматривая в сотый раз, хочешь - не хочешь, а задашься вопросом: почему одни спектакли, пусть даже пережившие когда-то громкие и яркие премьеры, вянут в одночасье, словно розы на морозе, а другие, как "Лес", например, сохраняют свою первозданность, свежесть, яркость?!..
Режиссёр‑постановщик Антон Яковлев предложил зрителю не просто очередную интерпретацию хрестоматийного текста, а глубокое, многоплановое размышление о природе человеческих страстей и вечных нравственных противоречиях.
Мне посчастливилось быть свидетелем, - да что там "свидетелем" - участником процесса создания этого, одного из лучших спектаклей Театра сатиры: фотографировал и снимал на видео читку пьесы, репетиции, примерку костюмов, создание декораций, прогоны, премьеру и... более десяти раз - сам спектакль...
Открою вам маленький секрет: спектакль растёт, меняется, приобретает новые черты - как живой организм, как человек, в разные годы своего возмужания...
Антон Яковлев сознательно выстраивает контрапункт комедийного и драматического начал. В его прочтении «Лес» — не просто сатирическая комедия нравов, а пронзительная человеческая драма с элементами трагифарса.
Режиссёр подчёркивает:
«В этой пьесе есть всё. Острая, сатирическая комедия и, в то же время, пронзительная человеческая драма. Она и сегодня звучит так же современно, как и сто с лишним лет назад, а это и есть признак настоящей классики».
Ключевая метафора спектакля — сам «Лес». Это - символ: неискоренимой «тайги» человеческих пороков; бурелома страстей, сомнений и соблазнов; диссонанса между роскошным внешним обликом и внутренними недостатками.
Художник Марина Рыбасова создала лаконичное, но выразительное пространство загородной помещичьей усадьбы. Вращающаяся платформа с деревянными конструкциями в разных геометрических пропорциях создаёт ощущение неустойчивости мира героев.
Костюмы Марии Вольской выдержаны в чёрно‑белой гамме, подчёркивая дуализм характеров. Исключение — комик Счастливцев, чей яркий наряд выделяет его из общего строя.
Музыка Ивана Замотаева придаёт действию динамику, а в драматических моментах — меланхоличное звучание, гасящее градус накала страстей.
Народный артист России Максим Аверин воплощает образ последнего романтика, «актёра с большой буквы». Его Несчастливцев: декламирует монолог Гамлета «Быть или не быть», спускаясь из амфитеатра через зал — этот ход становится лейтмотивом всего спектакля; проживает на сцене страсти принца датского, Лира, Отелло; воспринимает театр как священный храм, не терпящий суеты и фальши.
Аверин играет с искренним трепетом и состраданием, делая героя живым, убедительным и вызывающим безусловную симпатию. Финальная мизансцена, где Несчастливцев взлетает на цирковых тросах над миром обывательской жизни, становится мощным символом верности идеалам.
Народный артист России Юрий Васильев создаёт очаровательный образ комедианта, не слишком удачливого, но сохранившего верность призванию.
Таких Счастливцев - пол-России: в карманах - одни идеи и фантазии, в сумке - старые афиши и бессмертная классика, а в душе - одно желание: если не сыграть, то хотя бы напиться и забыться...
Его Счастливцев: носит клоунский костюм, за которым скрывается хрупкая душа; в моменты искреннего вдохновения забывает своё амплуа и начинает играть за всех воображаемых персонажей; становится антитезой миру расчёта и корысти.
Васильев филигранно балансирует между комическим и трагическим, делая своего героя одним из самых трогательных в спектакле.
Народная артистка России Алёна Яковлева создаёт многогранный образ увядающей красавицы, играющей в добродетель. Её Гурмыжская — это: капризная барыня, превращающая жизнь окружающих в потешный театр; хищница, загоняющая добычу в капкан; женщина, пытающаяся обмануть время и природу.
Актриса виртуозно демонстрирует смену масок: от наивной и непрактичной дамы до обольстительницы в ослепительно‑белом платье. В её игре — блеск, азарт и беспощадная точность в раскрытии натуры жёсткой, скупой и безжалостной...
Что до художественных особенностей постановки, то прежде всего надо отметить интеграцию шекспировских мотивов: монолог Гамлета в устах Счастливцева, становится смысловым стержнем, связывающим прошлое и настоящее, театр и жизнь.
Как метафора работает и само пространство, сама сцена! Вращающаяся платформа и деревянные конструкции символизируют зыбкость мира героев, их неспособность найти твёрдую опору.
Стоит отметить и "контраст цветов": чёрно‑белая гамма костюмов подчёркивает дуализм характеров, а яркие акценты (платье Гурмыжской, наряд Счастливцева) выделяют ключевые моменты.
Ну и, наконец, "музыкальная драматургия": мелодии то придают динамику, то создают меланхоличное настроение, усиливая эмоциональное воздействие.
Спектакль «Лес» в постановке Антона Яковлева — это:
Актуальное прочтение классики: темы корысти, лицемерия, поиска истинных ценностей звучат сегодня не менее остро, чем в XIX веке;
Блестящий актёрский ансамбль: работы Алёны Яковлевой, Максима Аверина и Юрия Васильева — это настоящий мастер‑класс театрального искусства;
Выразительная сценография: лаконичные, но глубокие визуальные решения создают атмосферу, где театр становится зеркалом жизни;
Гармония комического и трагического: режиссёр умело сочетает сатиру и драму, заставляя зрителя и смеяться, и сопереживать.
«Лес» в Театре Сатиры — это не просто спектакль, а размышление о том, как сохранить в себе человека в мире, где «лес» пороков и страстей кажется непреодолимым.
...Но, как показывает постановка, пока есть такие люди, как Несчастливцев, — не всё ещё потеряно.