Найти в Дзене
1001 ответ про детей

Чему учат сказки? И что делать, если кажется, что ничему

Любые сказки, как мы привыкли, всегда учат чему-то, ведь они должны сеять доброе, вечное. Но всегда ли это так? С некоторыми русскими народными, конечно, все вроде более или менее понятно. Например, с “Репкой” – вместе всё получится. Или с “Колобком” – не хвастайся, целее будешь. Но как быть с другими сказками, которые, казалось бы, ничему хорошему научить не могут? Вообще что делать, если ребенок спросит: “Мам, пап, а о чем эта сказка”? Мораль в сказках есть всегда. И даже если нет, то давайте ее выдумаем! А заодно вспомним старые-добрые сказки, знакомые нам из детства. Да это самая противоречивая сказка, которую я знаю, которая еще и имеет кучу различных интерпретаций, совершенно отличных друг от друга. То яичко сначала простое, а потом золотое, то сначала золотое, а потом простое. То оно сразу с самого начала сказки бьется, то старик со старухой его сперва расколотить пытаются. Вообще сама сказка, во всяком случае для нас, взрослых, – это одно сплошное противоречие, бессмыслица и не
Оглавление

Любые сказки, как мы привыкли, всегда учат чему-то, ведь они должны сеять доброе, вечное. Но всегда ли это так? С некоторыми русскими народными, конечно, все вроде более или менее понятно. Например, с “Репкой” – вместе всё получится. Или с “Колобком” – не хвастайся, целее будешь. Но как быть с другими сказками, которые, казалось бы, ничему хорошему научить не могут? Вообще что делать, если ребенок спросит: “Мам, пап, а о чем эта сказка”?

Мораль в сказках есть всегда. И даже если нет, то давайте ее выдумаем!

А заодно вспомним старые-добрые сказки, знакомые нам из детства.

Читаем сказки и пытаемся понять, а есть ли в них мораль
Читаем сказки и пытаемся понять, а есть ли в них мораль

Чему учит сказка “Курочка Ряба”

Да это самая противоречивая сказка, которую я знаю, которая еще и имеет кучу различных интерпретаций, совершенно отличных друг от друга. То яичко сначала простое, а потом золотое, то сначала золотое, а потом простое. То оно сразу с самого начала сказки бьется, то старик со старухой его сперва расколотить пытаются.

Вообще сама сказка, во всяком случае для нас, взрослых, – это одно сплошное противоречие, бессмыслица и несуразица.

СЮЖЕТ: Старикам на голову падает золотое яйцо. Они сначала всеми силами пытаются его разбить яйцо, а потом рыдают, когда оно наконец разбивается.

  • Но надо понимать, что “Курочку Рябу” не надо интерпретировать и расчленять на предложения. Это сказка для самых маленьких, а значит, главная ее функция – вызвать эмоции. Ребенок пытается “разбить” яичко вместе с вами и стучит кулачком о стол? Отлично! Ребенок изображает искренние эмоции страдания, когда дед и баба из сказки плачут? Еще лучше! Вот то, что нам и надо! Вот чему учит сказка! Считывать эмоции рассказчика и сопереживать героям.

Если ребенок подрос и спросит, чему учит сказка – смело отвечайте: “Состраданию”. А еще – не сдаваться перед лицом трудностей. Ах, какая курочка молодец, стариков утешила, не расстроилась, что яичко разбилось, так еще и новое им снесет. Достаточно! Чего еще ребенку нужно? Уж точно не вникать в глубинные смыслы сказки, коих некоторые психологи насчитывают до десятка штук, с версиями от неудачного зачатия до грехопадения. Серьезно… И такие версии бывают.

Читаем сказки и погружаемся в волшебный мир
Читаем сказки и погружаемся в волшебный мир

Чему учит сказка “Три медведя”

СЮЖЕТ: Одна маленькая бесцеремонная девочка зашла без спроса в чужое жилище и устроила там кавардак. А потом благополучно выпрыгнула в окошко и смылась от трех медведей, оставив их без каши и со сломанной мебелью.

Уж чему эта сказка точно не учит, так это тому, что нельзя входить без спроса в чужой дом и вести себя так как вздумается. Ну не учит. Ведь у девочки же получилось!

А чему же учит эта сказка?

  • Я думаю, здесь, как и в случае с “Курочкой Рябой”, всё гораздо прозаичнее. Малыш учится понимать размер вещей – большоооой, как у папы медведя, поменьше, как у мамы медведицы, и маааленький, как у маленького медвежонка Мишутки. И дело с концом. Четыре-пять раз за сказку это повторили, и вот малыш уже немного ориентируется в размерах.

Ах, мы же ищем мораль сказки. Ну ладно, давайте скажем ребенку, что сказка учит уважать чужую собственность. Можно добавить: “Представляешь, как маленькому медвежонку Мишутке было неприятно, когда его кашу съели и когда его стульчик сломали! А можно было девочке раскачиваться на чужом стульчике? Зачем она это сделала! Нельзя без спроса брать чужие вещи!”

Ну как-то так, в общем.

Чему учит сказка “Зимовье зверей”

О, это просто шедевр “дружбы”, и кавычки тут не случайны.

СЮЖЕТ: Обитатели скотного двора объединяются, чтобы перезимовать, но оказывается, что работать никто не хочет. Один лишь бык гнет шею и выстраивает достойное жилище, а остальные потом шантажом присоседиваются в его избу. Шумят так, что приманивают хищников. Из которых потом, правда, благополучно вышибают дух, накинувшись всей толпой.

Опять же мое мнение, которое идет вразрез с тем, что обычно пишут про эту сказку в интернете. “Зимовье зверей” ну никак не учит дружбе! Это все равно что заявиться к другу в 8 утра и сказать “Открывай, а то я тебе дверь расшибу”.

В чем же мораль сказки? Пожалуй, в том, что нужно быть предусмотрительным, заранее планировать и уметь думать.

Ну и да, и тому, что в коллективе нужно держаться вместе.

  • А если применять эту сказку к самым маленьким, то сказка учит как минимум названию животных. И еще повторять все по сто раз. Дети это очень любят (взять ту же старую-добрую “Репку”).

А какую мораль из любимых сказок можете вывести вы? И согласны ли с тем, что иногда в сказках все гораздо проще, чем мы хотели бы думать. Делитесь мнениями в комментариях.

В следующем посте продолжу разбирать знакомые большинству детские сказки.