Навигация по фото:
1 - Великая Княгиня Елизавета Федоровна
2 - Елизавета Федоровна и её муж, Великий Князь Сергей Александрович Романов
3 - Марфо - Мариинская Обитель Милосердия
4 - Усадьба Ильинское
5 - Шахта Нижняя Селимская
6 - Я в Дивеево, месте паломничества Великой Княгини
7 - Монастырь Во Имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, рядом с Шахтой Нижняя Селимская
Елизавета Федоровна – немецкая принцесса и Гессен-Дармштадтского дома, Русская Великая Княгиня, богатейшая невеста Европы. Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории.
3 июня 1884 года её супругом стал Великий Князь Сергей Александрович Романов. 4 февраля 1905 года он был убит 27-летним террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу у Никитских Ворот Московского Кремля. Елизавета Фёдоровна тяжело переживала эту трагедию.
Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Эта чудная, святая женщина, видно, достойна тяжёлого креста, поднимающего её всё выше и выше!».
Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено. От многочисленных травм скончался кучер князя Андрей Алексеевич Рудинкин (1862—1905). Щедро одарив его вдову Прасковью Григорьевну и сирот-детей, Елизавета Фёдоровна прошла за гробом кучера с непокрытой головой через Москву.
На могильной плите Елизавета Фёдоровна распорядилась выбить слова: «В малом ты был верен, над многими тебя поставлю» (Мф. 25:23).
Добавлю, что с 1924 по 1992 год совр. Долгоруковская улица в Москве, носила название Каляевская. Какое кощунство, ведь Великий Князь Сергей Александрович был Московским Генерал-Губернатором.
В Москве в 1918 году был установлен памятник Ивану Каляеву в рамках ленинского плана монументальной пропаганды. Он находился у входа в Александровский сад (на пересечении Забелинского проезда и Главного входа в Верхний Александровский сад) и был открыт 7 ноября 1918 года, в первую годовщину Октябрьской революции.
Скульптура была создана из гипса на деревянном постаменте, а её автор — Борис Лавров. На одной стороне постамента было написано: «Уничтожил великого князя Сергея Романова». Скульптура простояла недолго и вскоре разрушилась. Ленин лично участвовал в сносе памятника великому князю Сергею Александровичу, заявив, что на этом месте должен быть воздвигнут монумент «смелому борцу Каляеву». Памятник Сергею Александровичу находился в Московском Кремле — у Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала, на месте гибели князя 4 февраля 1905 года. Первоначальный памятник, созданный по проекту Виктора Васнецова, был открыт 2 апреля 1908 года. Он представлял собой бронзовый крест на ступенчатом постаменте из тёмно-зелёного лабрадора. На лицевой стороне были эмалевые вставки с изображением скорбящей Богоматери и двух херувимов, а также надпись «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят». В 2017 году его воссоздали по поручению президента России Владимира Путина на прежнем месте — в сквере у Никольских ворот Кремля.
Елизавета Федоровна, выкупила дом на Большой Ордынке и основала в нём Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия. Во время Первой Мировой войны, Великая Княгиня, поселилась в обители, ухаживала за тяжело раненными солдатами, читала Псалтырь над умершими. Она активно помогала Русской армии: строила госпитали, лечила немецких пленных. В 1928 году Марфо-Мариинская Обитель Милосердия была закрыта, это произошло по указу начальника 6-го отделения Секретно-оперативного управления Евгения Тучкова. В октябре 1925 года в газете «Правда» опубликовали статью «Святые Марфа и Мария советские», в которой обитель обвиняли в хищении имущества и антисоветской деятельности. По этому решению обитель решили ликвидировать и всех её членов выслать из Москвы. В советское время в Обители в разные годы находились реставрационная мастерская, поликлиника и общежитие.
Работы по восстановлению Обители велись с августа 1990 года по 7 сентября 2009 года. В работах по восстановлению храма принимали участие австрийские специалисты и различные частные фирмы такие как АНИ Пласт, ЭКОБАУ, Моспроект-3. Мой отец лично принимал участие в реставрации Марфо-Мариинской обители Милосердия в составе компании АНИ Пласт, за что имеет благодарность.
Марфо- Мариинская обитель Милосердия включала в себя:
больницу с передовой хирургией (первая операция проведена самой Елизавете Фёдоровне);
амбулаторию (в 1913 году — 10 814 посещений);
аптеку;
школу для девочек;
дешёвые квартиры для работающих женщин;
библиотеку (1 590 томов);
воскресную школу для фабричных работниц.
Сёстры обители помогали не только православным, но и людям других вероисповеданий.
Отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками. Патриарх Тихон пытался добиться её освобождения, но тщетно — она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.
Одна из петроградских газет того времени — «Новый вечерний час» — в заметке от 9 мая 1918 года так откликнулась на это событие: «…мы не знаем, чем вызвана её высылка… Трудно думать, чтобы Елизавета Фёдоровна могла представлять опасность для Советской власти, и её арест и высылка могут рассматриваться скорее как… гордый жест по адресу Вильгельма, брат которого женат на родной сестре Елизаветы Фёдоровны…».
Историк В. М. Хрусталёв полагал, что высылка на Урал Елизаветы Фёдоровны являлась одним из звеньев общего плана большевиков по концентрации на Урале всех представителей династии Романовых, где, как писал историк, собранных можно было бы уничтожить, лишь найдя для этого подходящий повод. План этот осуществлялся в весенние месяцы 1918 года.
В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера», а затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск. Елизавета Федоровна не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровна находилась в заточении в здании Напольной школы. До сих пор возле этой школы растёт яблоня, по преданию, посаженная Великой княгиней.
В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита: сброшена в Нижнюю Селимскую шахту в 18 км от Алапаевска. Она была сброшена в шахту живой. Затем шахту забросали гранатами, из которых взорвалась только одна, завалили жердями, брёвнами и присыпали землёй. Некоторые жертвы погибли моментально, другие оставались живы и после падения, мучительно умирали от голода и ран. Так, рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.
Имена сброшенных в шахту под Алапаевском:
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна — настоятельница Марфо-Мариинской обители, сестра императрицы Александры Фёдоровны.
Великий князь Сергей Михайлович — член императорской семьи.
Князь императорской крови Иоанн Константинович — сын великого князя Константина Николаевича.
Князь императорской крови Константин Константинович (младший) — сын великого князя Константина Николаевича.
Князь императорской крови Игорь Константинович — сын великого князя Константина Николаевича.
Князь Владимир Павлович Палей — сын великого князя Павла Александровича от морганатического брака с Ольгой Пистолькорс.
Фёдор Семёнович (Михайлович) Ремез — управляющий делами великого князя Сергея Михайловича.
Варвара Яковлева — келейница Елизаветы Фёдоровны, сестра Марфо-Мариинской обители.
Памятный крест алапаевским мученикам был установлен в Марфо-Мариинской обители милосердия 11 февраля 2007 года. Освящение креста провёл архиепископ Орехово-Зуевский Алексий после Божественной литургии в храме на Бутовском полигоне.
В январе 1921 года Елизавета Федоровна была захоронена в храме Марии Магдалины в Иерусалиме. В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена Архиерейским собором к лику святых Русской Православной Церкви. 8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России реабилитировала всех убитых под Алапаевском. Каждый год на Царские Дни верующие проходят Крестный ход от Храма на Крови в Екатеринбурге до урочища Ганина Яма (Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев), на следующий день от Алапаевска идет второй крестный ход до Шахты Нижняя Селимская (Монастырь во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской)
Р.S.
Изложив некоторые исторические факты о жизни Великой Княгини Елизаветы Федоровны, я намерен высказать свою авторскую позицию на эту тему.
Августейшая семья жила и правила в непростых условиях. Валентин Пикуль в своей книге «Нечистая Сила», подробно описывает череду мягко говоря странных событий начала XX Века. Начиная с Давки на Ходынском поле в Москве во время коронации Императора, где пострадало огромное количество москвичей. И заканчивая по моему мнению странным решением ограничить власть монарха в 1905 году, и отречься от престола под давлением окружавших императора военачальников. Даже Петру Петру Аркадьевичу Столыпину, незадолго до трагической гибели от рук эссера Багрова в Киевском драматическом театре, некий странник, гонимый стражей Зимнего Дворца имя которого История не сохранила, на коленях принёс в рабочий кабинет Министра Икону Спаса Нерукотворного. Не чудо ли! Нельзя исключать и влияние Григория Распутина на Царскую чету... Не смотря на всю туманность личности Григория Ефимовича, он всё-таки облегчал страдания Цесаревича Алексея от Гемофилии, хотя Великая Княгиня относилась к старцу с опаской, и считала его присутствие при дворе не обязательным. Однако, по свидетельствам Валентина Пикуля, Елизавета Федоровна, узнав что большевики обнаружили Григория Распутина в склепе на территории Царского Села, сняла перстень подаренный Королевой Викторией, и умоляла не трогать тело старца.
Вернемся к Великой Княгине Елизавете Федоровне. (Великая княгиня знала английский, французский, немецкий, латынь и древнегреческий языки) Я не считаю нужным говорить столько про её биографию, сколько про служение и помощь нуждающимся. Мало кто сейчас говорит о том, что Елизавета Федоровна, строила родильные дома, где женщин перед родами, морально поддерживали, и сопровождали весь процесс. Великая Княгиня, помогала инвалидам, калекам, немощным, нищим. Лично посещала Хитровку (район ночлежек в Москве), забирала детей из притонов и устраивала их в школу при обители. Раздавала еду, одежду, деньги, поддерживала приюты, детские дома, приходские и воскресные школы. Устраивала благотворительные балы и аукционы для сбора средств. Лично ассистировала во время операций в Московских Больницах. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Организовала мастерские в залах Большого Кремлёвского дворца для пошива обмундирования, заготовки бинтов и сбора посылок для солдат. Отправляла на фронт походные церкви с иконами и богослужебными принадлежностями, а также личные посылки с Евангелиями, Библиями и молитвенниками. Создала санаторий под Новороссийском и несколько госпиталей для раненых. Отдавала всё своё сердце, дабы облегчить жизнь русских людей. Чего стоит только то, что будучи Лютеранкой, она согласилась принять Православие, не по просьбе мужа, Великого князя Сергея Александровича, но по собственной воле, понимая, что по всем династическим правилам, после этого она уже не сможет претендовать на Гессенский престол. Это ли уже не подвиг. Кроме того, не является ли по мнению читателя Божьим промыслом то, что в карсет Великой Княгини, как и всех девушек, находящихся в подвале дома Ипатьева, были зашиты бриллианты, и пули не сразу смогли достать Августейшую семью.
Служение Елизаветы Федоровны в усадьбе Ильинское
В конце XIX века усадьба Ильинское принадлежала великому князю Сергею Александровичу и его супруге Елизавете Фёдоровне. В 1892 году здесь построили ясли, которые в 1905 году Елизавета Фёдоровна превратила в лазарет для раненых солдат. Изначально в нём было 12 коек, но позже их количество увеличилось до 24.
Лазарет оснастили современным на тот момент медицинским оборудованием. Стены и потолок лечебницы обивали шёлком, который использовали как натуральный антисептик. В учреждении работали сёстры милосердия, а раненым предоставляли не только медицинскую помощь, но и социальную поддержку: увечных воинов учили столярному мастерству, слепых — лазоплетению, а тем, кто лишился конечностей, дарили вязальные машины.
В 2019 году в здании бывшего лазарета открылся Музей Красного Креста, где представлены экспонаты, связанные с деятельностью Елизаветы Фёдоровны и историей благотворительности.
Елизавета Федоровна в Сарове.
Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала праведного старца Серафима Саровского.
В 1903 г. она присутствовала на торжествах в Дивеево, приуроченных к прославлению праведного Серафима в лике преподобных.
Из письма великой княгини Елизаветы Федоровны к сестре Виктории:
"Св. Серафим был монахом, жил в XVII столетии, был известен чистотою и святостью своей жизни и при этом исцелял больных, и нравственно поддерживал к нему обращающихся, а после его кончины чудеса не прекращаются.
Тысячи и тысячи народа, со всех концов России, собрались в Саров на день его прославления и привезли своих больных из Сибири и Кавказа..."
Позднее Елизавета Федоровна в основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители посвятит нижний храм Покровского собора преподобному Серафиму Саровскому, и ещё много раз побывает в Соборах Дивеево и Сарова, в молитве.
Закончить хотелось бы фразой:
P.S.S
«Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует»
Генерал Губернатор Санкт-Петербурга при Петре II Бурхард Киристоф Миних