Год за годом я сталкиваюсь с такими ситуациями. Приводят ребенка класса третьего-четвертого по уши в двойках с нулевой мотивацией к учебе. Оказывается, ребенок то у родителей был очень умный, он уже в пять лет свободно читал, а к шести годам считал примеры с двузначными числами. И пошел в школу в шесть лет, и с удовольствием пошел. Но вот школа испортила ему все настроение на учебу, загубили все зачатки блестящего таланта к обучению, и теперь детеныш ничего не хочет и в гробу эту школу видал. Или просят меня взять на обучение индивидуальное или в группу четырех- / пятилетнего ребенка, и на мои увещевания, что не нужно, что рано, говорят, что у них ребенок особенный, мне просто на него взглянуть нужно. Он у них уже знает алфавит, и английский, и русский, и по-русски читает, и о школе мечтает, и он точно сможет учиться у меня. Вот, получив в этом году очередную порцию таких историй, пришла я к вам рассуждать о раннем развитии и о том, почему оно иногда дает сбой, правда ли тут виновата школа и точно ли надо искать соринку в чужом глазу.
Для начала, хочется отметить, что вундеркинды – они существуют. Дети, которые правда способны в четыре года справиться со школьной программой, прожевать ее всю к десяти годам, блестяще все понять – они бывают. У них, правда, обычно есть какие-то отклонения в психическом развитии по другим «статьям». Шерлок Холмс, конечно, вымышленный персонаж, но конкретно этот момент у него прекрасно показан, в конце концов, автор произведения – доктор, и знал, что пишет. Если кто-то не в курсе, то Шерлок Холмс, имея потрясающие способности к наблюдению, дедукции и гениальным выводам на основе простых фактов, не знал элементарных вещей, которые знает любой среднестатистический ребенок. Он их, к слову, учил и слышал, просто не посчитал нужным запомнить. Как-то так… о гениях. И, как бы ни хотелось родителям, чтобы дети их были гениальными и особенными, такие вот реально особенные – большая редкость. В основном дети совершенно обычные. А умеют они все подряд в 4 года исключительно потому, что родители… не тем заняты. Но давайте по порядку.
Вот рождается чудесный малыш со своим маленьким чудесным мозгом. Его первостепенная задача – научиться жить. И в первые пять лет его мозг – штука поистине уникальная и гениальная. Он способен захватывать и усваивать огромные потоки информации. Но… усвоение этих потоков основано на визуально-практическом воспроизведении. Вот он видит, как мама берет что-то в руки, и постепенно учится протягивать свои ручки и хватать то, что хочет, а не то, что подвернулось. Он по картинкам узнает, что «коровка – му», «собачка – гав». Он учится ходить, выполнять упражнения, танцевать, приседать, хлопать. Запоминает всех родственников, друзей, их лица. Огромное количество имен героев мультиков, кучу дурацких песенок, которые у взрослых заедают в мозгу и крутятся на повторе. И вот тут включаются многочисленные методики раннего развития. Многие скептически к ним относятся: раньше без них как-то жили и умнее были. Ну так то оно так, но раньше взрослые по большей части на виду были. Те же деревенские детки все время крутились возле мам, пап, бабушек, все видели, все слышали, тут же воспроизводили. Теперь, в основном, взрослые на работе с утра до вечера и всю активную фазу бодрствования детского мозга они чем-то другим заняты. Так что, может и неплохо компенсировать это с помощью профессионалов и методик, лишь бы они здравыми были. А здравые – это какие? Это которые знают, как работают детские мозги. Которые игрой, наглядными методами, действиями, подвижными и яркими упражнениями обучают детей брать от мира всю нужную им информацию.
Так вот, в этом возрасте действительно можно выучить алфавит, цифры, английский алфавит, решение задач, да хоть кубических уравнений, было бы это подано как игра и наглядным методом. На этом, кстати, основана знаменитая методика одного известного в наше время многодетного папашки, который выпускает оптом семилетних студентов из своей семьи. Видела я репортаж как он учит своих детей. Они у него уравнения мелом на асфальте решают, на стенах примеры друг с другом складывают, и это работает. Ну правда работает. Казалось бы, что тут может пойти не так?
А не так идет сразу несколько моментов:
- В сутках по-прежнему 24 часа. Если ребенок играет в квадратные уравнения, значит, он не играет во что-то другое. Например, не играет в «коровка-му». Или не играет в мячик с чужими детьми. Не играет в постановку парного танца в детском садике. То есть уравнения он решать умеет, классно. Может, даже «Войну и Мир» прочитать может в четыре года – чудесно. Это те навыки, которыми родители могут похвастаться. Молодцы родители. А вот то, что у ребенка нет навыка договориться с чужим, не слишком комфортным человеком, что он не умеет встретить конфликт и агрессивное поведение в свою сторону и не знает, что с этим делать, это ребенок тоже узнает… потом, лет в 20, когда родители перестанут водить за ручку.
- Успехи маленьких детей, знающих все алфавиты и задачи, кружат родителям головы, и такие дети идут в школу ровно в 6, чуть-чуть за 6 и хорошо, если вообще хотя бы в 6. Но есть один нюанс. Постепенно мозг перестраивается, мы узнаем больше слов, учимся мыслить абстрактно (то есть, нам уже не нужно видеть пример, достаточно прочитать о том, как что-то делается), и в начале этой перестройки случается первый класс. Когда еще нужно смешивать наглядный метод с теоретическим. И вот его начинают смешивать. Но при том, что малыш кучу всего выучил и наглядно запомнил, его мозг еще не готов к перестройке на теорию. Он будет готов на следующий год, но на следующий год теории станет больше, игр – меньше, тут не перестроишься, тут в экстренном режиме на стрессе будет пытаться осознать. И чем дальше, тем хуже. И вот уже четвертый класс, двойки и усталость, неприязнь к учебе и школа виновата. А виновата то не школа. Виноват тот факт, что, условно, ребенка, который только встал на ножки, начали готовить к пробегу марафона.
Какие выводы хочется по всему этому делу сделать…
1. Заниматься развитием ребенка нужно, и нужно по возрасту. Почему-то, то, что новорожденного нельзя сажать, головку надо поддерживать, а то неокрепшие кости не выдержат - это все помнят. А что мозг – это тоже орган, многие, увы, забывают.
2. До пяти – шести лет ребенок должен учиться игровым способом и учиться тем навыкам, которые нужны для простой человеческой жизни. Если ребенок складывает трехзначные числа и читает на трех языках, но не умеет завязывать шнурки и наливать воду – то это не то воспитание, которым нужно хвастаться.
3. Если вашего ребенка, который знает алфавиты и все цифры, не берут на какие-то занятия по причине возраста, то это не от того, что учитель не верит в его умственные способности. Это, просто, вам попался честный и добросовестный педагог, который знает, что идущая в конкретном случае программа не подходит под функционирование организма вот в этом возрасте, и он как раз не хочет убивать в вашем ребенке интерес к учебе.
Что реально подходит для раннего развития?
- Спорт (лучше общеукрепляющий, но, если есть цель заняться профессиональным, то те секции, где тренеры адекватные и хотят успехов ученикам, а не только премии и репутацию себе)
- Занятия на развитие мелкой моторики (рисование, лепка). Кстати, этим необходимо заниматься до 5 лет даже если вы никуда не водите своего малыша, просто хотя бы дома с родителями.
- Танцы. Развивает чувство ритма, что, кстати, влияет на развитие речи.
- Театральные кружки.
- Ментальная арифметика (тут вам и складывание больших чисел и наглядный подход к развитию обоих полушарий мозга).
- Занятия с логопедом (есть дефекты, которые почти нереально исправить как раз после 6 лет, тут чем раньше, тем лучше).
Что можно, если очень хочется?
- Иностранный язык в малышовых группах. Там, где песенками и картинками детей учат повторять слова и звуки, а не сидеть за учебниками и писать. Имеет смысл только если родители готовы заниматься еще и дома.
- Подготовка к школе ранней ступени. Есть такие курсы, где малышей берут на подготовку к школе, но они там не читать и писать за партами учатся, а сидеть чуть дольше, чем нужно, узнавать буквы, правильно разговаривать, понимать базовую логику арифметических действий на палочках и мячиках. Если ребенку есть 6, то можно и на обычную подготовку к школе.
- Музыкальные занятия, игра на муз.инструментах, вокал. Очень полезные занятия, но по строгости, уровню нагрузки и объему информации они где-то равны профессиональному спорту, так что тут решать в зависимости от конкретного курса и ребенка.
Что НЕ надо.
- Программирование. Да, навык полезный. Да, предложений куча. Но ребенок точно еще насидится за гаджетами, программирование современные дети легко усваивают в любом возрасте, а увеличение экранного времени еще никому плюс к здоровью не давало.
- Активная подготовка к школе и прохождение школьной программы в 4-5 лет. Ну не надо. Если, конечно, не хотите классе в 4-5 получить рассеянного ребенка с ненавистью к учебному процессу.
- Иностранный язык в школьных группах. Даже если знает весь алфавит. Задача школьников – научиться читать на иностранном языке, а не только говорить. Задача малыша – научиться правильно читать и говорить на родном. Не нужна ему академическая логика иностранного языка, который он никогда не слышит в повседневной жизни. В лучшем случае ему будет скучно, в худшем – он забудет все к тому моменту, как будет нужно.
И, как я часто говорю в конце своих статей, на первом месте для родителей и педагогов всегда должно идти здоровье детей и здоровое отношение с ними. Если честно ставить во главу этот принцип, то многие проблемы с ранним псевдо-развитием отойдут на второй план сами собой.