О-о-ох. Я знаю. Опять. "Астрал". Вы заметили, что наши гениальные прокатчики лепят слово "Астрал" вообще на всё, где есть хотя бы один призрак или скрипучая дверь? Скоро "Спокойной ночи, малыши!" будет выходить как "Астрал. Хрюша. Начало". Это такой "знак качества" наоборот. Видишь "Астрал" в названии фильма, который НЕ снимал Джеймс Ван, — знай, тебя ждёт 90 минут боли и испанского стыда.
Отбросим этот маркетинговый бред. В оригинале фильм 2024 года называется "Ты здесь?" ("Are You There?"). И это... ну, сверхъестественный хоррор, да. Концепция в том, что авторы попытались скрестить ежа и ужа: современную культуру (а именно, YouTube-блогинг!) и классические мистические артефакты (то есть, "бабушкину хрень с чердака").
Тон заявлен как мрачный и тревожный. Но, спойлер: вся эта "тревожность" очень быстро ослабевает, потому что сценарий идёт по самым затёртым шаблонам. Фильм интересен, по сути, только одной вещью — самой идеей магического "гаджета" для связи с мёртвыми. Ну и попыткой показать, как героиня предсказуемо едет кукухой, когда лезет, куда не просят.
Бабулина «Уиджи» 2.0
В центре истории у нас — Роза. Роза — студентка колледжа. И угадайте, на кого она учится? На юриста? На экономиста?
Нет! Она изучает "паранормальную психологию"! Это классический "красный флаг" в хорроре. Если герой изучает паранормальщину, значит, он первый и полезет в самую задницу, игнорируя все предупреждения. А заодно это удобный способ для сценариста ничего не объяснять — "она же эксперт!".
Ах, да. И что ещё важнее для сюжета... (барабанная дробь)... Роза — YouTube-блогер! У неё свой канал, посвящённый, естественно, сверхъестественному. Зачем? Ну как зачем? Чтобы она могла в первые 10 минут фильма тупо посмотреть в камеру и выдать нам всю экспозицию! "Привет, подписчики! Сегодня я расскажу вам о своей мёртвой бабушке и о том, как мне одиноко!". Это называется "ленивый сценарий".
Короче, бабушка умирает. И Роза наследует не квартиру в центре, а... необычное семейное достояние. Это изысканный такой подсвечник, с которого с двух сторон свисают финтифлюшки со словами "ДА" и "НЕТ". И к нему прилагается особая свеча. Это, по сути, "доска Уиджи 2.0".
Механика простая, но, надо признать, визуально интересная. Зажигаешь свечу, называешь имя духа, задаёшь вопрос (только "да" или "нет", никаких "когда я встречу ту самую"). Если дух на связи, пламя свечи... изгибается в сторону правильного ответа.
И вот эта идея — Роза, в темноте разговаривающая с пламенем свечи, — это лучшее, что есть в этом фильме. Серьёзно. В начале это даже жутковато. Роза такая: "Бабуль, ты здесь?". И пламя... вжжжух... тянется к "ДА". Для малобюджетки снято прилично, эффект рабочий.
Роза, естественно, подсаживается на это общение. Но после некоего "травмирующего инцидента" (не будем спойлерить) до неё начинает доходить:
"Ой. А кажется, на том конце провода... не бабуля".
Она, по классике жанра, по ошибке связалась не со своей доброжелательной родственницей, а с какой-то злой, враждебной хренью. И эта хрень теперь не хочет вешать трубку.
Наблюдать, как кто-то болтает со свечкой, — прикольно. Но по мере развития сюжета психическое здоровье Розы (и без того не идеальное) начинает стремительно ухудшаться. А злой дух, кажется, пытается взять над ней полный контроль.
И вот тут... фильм начинает сыпаться. Идея-то хорошая! Но создатели, видимо, решили, что одной идеи мало, и напихали в сюжет кучу лишних линий.
Тот же YouTube-канал, который был нужен для 5 минут экспозиции, потом просто болтается без дела. Появляются какие-то ещё подсюжеты, которые не ведут никуда. И всё это дико нарушает темп. Ты не можешь сфокусироваться на главном — на ужасе Розы и её "свечке".
А вишенка на этом торте из клише? "Неожиданные" повороты. Которые оказываются настолько не неожиданными, что ты просто сидишь и считаешь, из каких фильмов они это украли (так, это из "Астрала" (настоящего), это из "Заклятия", а вот это — вообще из "Паранормального явления 3").
Инструкция по сборке плохого хоррора
Девушка-блогер (которая изучает паранормальную психологию, о боже) получает в наследство от бабули "гаджет" для связи с мёртвыми — свечку с ответами "ДА/НЕТ". Естественно, она вызывает не бабулю, а какую-то злую хрень, и предсказуемо начинает ехать кукухой.
А поговорим о том, почему этот "Астрал" (прости, Господи) — просто мусор.
Давайте начнём с главного. Россия, благодаря нашим гениальным прокатчикам, снова стала мировым лидером по запасам "Астралов". У нас "Астралов" на душу населения больше, чем в любой другой стране!
Это уже какой-то национальный бренд. Видишь призрака — лепи "Астрал". Видишь скрипучую дверь — лепи "Астрал". Скоро "Винни-Пух идёт в гости" будет называться "Астрал. Горшочек мёда".
Но за этим громким названием, естественно, скрывается дешёвый американский фильмец "Ты здесь?" ("Are You There?"), который не то что не пугает... он, блин, раздражает.
Знаете, в чём главная беда этого кино? Оно ШАБЛОННОЕ. От первого кадра до последнего. Это стотысячная по счёту история о "блогерше с плохой психикой", которая с помощью магического артефакта вызывает нечто неприятное.
Сам "девайс" — бабушкин подсвечник. Идея вроде неплохая. Но! Функционально он гораздо менее интересен, чем классическая, родная доска Уиджи. С доской ты хотя бы можешь спросить: "Кто ты?", "Как ты умер?", "Где бабки спрятаны?". А тут что? "Ты злой дух?" — [пламя тянется к "ДА"]. "Ой, всё". Гениально.
А структура повествования? Это просто "Пособие для чайников: как снять плохой хоррор за три шага":
- Первые два акта: Стандартная, унылая, скучная и предсказуемая завязка. Героиня ходит, вздыхает, смотрит на свечку. Свечка смотрит на неё. Ничего не происходит.
- Третий акт: "НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ СЮЖЕТА!". Потому что вы видели его уже в полудюжине других фильмов.
- Финал: Обязательный "кавардак с психикой"! "А может, она просто сумасшедшая? А может, это всё было у неё в голове?".
Серьёзно?! Неужели для разнообразия нельзя снять фильм ужасов о героине, у которой фляга НЕ свистит?! Почему она всегда должна быть "ненадёжным рассказчиком"? Это самый ленивый сценарный ход в истории жанра. В результате — каша-малаша из того, что мы уже видели. Ужастик проваливается в ту же секунду, когда зрителю становится наплевать на судьбу главного героя. В "Свече Ведьмы" это правило работает на 101%.
Героиня, Роза, на которой сосредоточено всё действие, — она... никакая. Она неинтересная. Она не цепляет. Нам с самого начала говорят, что у неё "психическое здоровье оставляет желать лучшего". И... всё. Это вся её личность. Ей ни капли не сочувствуешь.
Разметает её там в клочья в финале? Упекут в психушку? Убьёт её злой дух свечи? Лично мне было СОВЕРШЕННО параллельно. Я больше переживал за воск в подсвечнике.
И всё это усугубляется... бездарной игрой актрисы (Лора Соллет). Её попытки передать "страх", "панику" и "безумие" выглядят так неубедительно, так фальшиво, что ты не пугаешься. Ты испытываешь кринж.
И вот что самое обидное. Я люблю фильмы о сверхъестественном! В этом жанре же — полная свобода! Мало правил, можно импровизировать, шокировать, ломать законы физики. Это дивный потенциал!
Но "Астрал. Свеча Ведьмы" этот потенциал НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ. От слова "совсем". Он просто катается по наезженным, затёртым до дыр колеям.
Да, если очень сильно наморщить лоб и включить режим "глубокого кинокритика", можно, наверное, "постичь" какой-то там "посыл". О том, что у нас есть сила бороться с внутренними демонами, бла-бла-бла.
Но когда сценарий и персонажи настолько убогие, что не могут увлечь тебя историей, ты не думаешь о "посыле". Ты сидишь и концентрируешься на недостатках. А их тут — десятки.
Такое отношение к своему делу (и к нам, зрителям) просто огорчает. Авторы даже не пытались создать что-то своё.
Окончательный вердикт: "Астрал. Свеча Ведьмы" — это пустой, шаблонный, ленивый и неизобретательный фильм ужасов. Он не достоин подробного разбора. И он точно, блин, не достоин вашего времени. Посмотрите лучше, как горит настоящая свеча. Будет интереснее.
Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!