Спектакль я не смотрел, могу сказать, что идея выпустить «Белую гвардию» в канун Дня Народного единства - обдуманное и взвешенное решение. «Что-то героическое в этом есть». Это вызывает уважение. Поклон директору Алтайского государственного театра драмы им. Шукшина.
О чем писали барнаульские газеты и зрители в социальных сетях после премьеры.
Алтайская правда: «В то время как Город осаждают разные противоборствующие силы, главные действующие лица – семья и друзья врача Алексея Турбина – вовлечены в военные и политические события. Постепенно герои проходят путь от ярости и самопожертвования к принятию неизбежного, а их дом остается прибежищем для бывших офицеров русской армии. Но даже в эти темные времена главными остаются человечность и предчувствие любви».
Алтапресс: «Спектакль о как теперь нам кажется, далеких, словно миф, событиях вышел за пределы времени и пространства. Вне дома-корабля Турбиных царит вселенский хаос, смешение эпох и дурных провидческих снов. Актеры разыграли древнюю и вечную трагедию. Сценография говорит о чудовищном распаде. На фоне всего этого – равнодушная глубина космоса, откуда на героев время от времени поглядывает красный Марс. Как в древней трагедии, зрители видят конфликт между обреченным героем и судьбой. О ее неотвратимости где-то на границе реальности и сна Алексею Турбину напоминает загадочный незнакомец, который может бросить предупреждение, а может – и отсылку к «Мастеру и Маргарите».
«С тревогой ждала "Белую гвардию" в драме - знала, что работа над спектаклем идёт напряжённо, да если бы и не знала - легкое ли дело сегодня поставить спектакль о гражданской войне, где в принципе рушится всё? - Думаю, нет. Отметила для себя, что спектакль резонансный, - тем более пообсуждать его стоит, - да, театр такую возможность нам даст», - пишет министр культуры Алтайского края Е.Е. Безрукова.
В социальных снятьях больше положительных отзывов.
«Всё происходящее на сцене производит впечатление, будто это кошмарный, бредовый сон Алексея Турбина - в этом была идея режиссёра? У тех, кто знаком с романом, этот спектакль вызовет недоумение, а кто с ним не знаком, сомневаюсь, что захочет его прочитать. У современных режиссёров есть свобода в выборе материала, большие возможности в средствах выразительности, но иногда не хватает уважения к этому материалу и к его автору, тем более, если речь идёт о весомом произведении и значительном авторе».
Странный вывод: «У тех, кто знаком с романом, этот спектакль вызовет недоумение, а кто с ним не знаком, сомневаюсь, что захочет его прочитать». Почему?
Известный театральный блогер пишет: «На мой взгляд, это очень бережный рассказ о временах, когда сама земля уходит из-под ног; взрослый разговор про то, как сохранять в себе человека даже на руинах жизни; за что держаться, когда все рушится; и какими прекрасными могут быть люди, и как больно любить и как невозможно не любить».
Но есть и другое мнение: «Читала роман и пьесу, много раз смотрела художественный фильм и некоторые театральные постановки по этому произведению. К сожалению, спектакль не оправдал мои ожидания, полное разочарование... К актерам нет никаких претензий - их игра, безусловно, талантлива, чувствуется, что вложили много сил, каждый в свою роль. Константин Кольцов прекрасен всегда - в любой, даже небольшой роли, любом костюме и образе».
«Я не знакома с произведением, не смотрела фильм, и сильна в истории. Это был мой самый необычный опыт в театре, притягивающий и отталкивающий одновременно. Я как будто попала в другой мир и не понимаю, что происходит: на сцене творился свой, очень странный, но удивительный хаос, который в конечном итоге почему-то притягивал, я ловила себя на мысли, что хочу рассмотреть каждую деталь, каждое движение. Спектакль ввел меня в какой-то транс, погружая в уникальную атмосферу, где каждый элемент играет свою важную роль: немного жутковатый, но завораживающий визуальный ряд, сценография на грани между реальностью и явью, гнетущая музыка, которая цепляет, настраивая на нужное состояние, а живое исполнение артистов. Многие актеры в этом спектакле для меня открылись с новых сторон, так вжились в свои роли. Казалось, что на сцене находятся совершенно другие люди, а может даже и не люди. Отдельная благодарность потрясающей Анастасии Дунаевой, от которой невозможно было отвести взгляд: голос, пластика - настоящий «Кошмар», пугающая, но такая необыкновенная. По-моему, этот спектакль больше про состояние, а не про сюжет, он для тех, кто не ждёт классического «понятного» прочтения, для тех, кто готов к экспериментам на сцене, к неоднозначным ощущениям, к размышлениям и новым открытиям, я вот люблю именно такой театр».
«Читаю «Белую гвардию» как роман об адском адовом аде Гражданской войны. Спектакль об адском адовом аде Гражданской я и увидела. Вокальные номера-заклинания очень сильные. Все персонажи точные, ёмкие, насыщенные. Имперские отсылки уместны и хорошо считываются. Это оригинальный спектакль, а не сто пятый пересказ легендарного во МХАТе. Сталин более пятнадцать раз смотрел. Кошмар Анастасии Дунаевой - это воплощённый Красный смех Леонида Андреева. И такой же страшный. И такой же неотвратимый».
«Читала книгу, смотрела фильм и видимо настроилась на что-то классическое, а тут... бум! И все наизнанку. Легкое недоумение от всего происходящего, но вместе с тем и осознание того: «а ведь интересно!». Не совсем поняла тему античности и плачущего Будды на экране. Видимо надо еще сходить! И отдельный поклон Кошмару, завораживающий персонаж, потрясающая игра!»
Обратимся к рассуждениям Е.Е. Безрукова. Это любопытно.
«Часто сталкиваюсь со смущением некоторых людей, собирающихся или пришедших в театр на тот или иной спектакль, - «ой, а я это произведение не читал...».
Прийти в театр подготовленному или нет с этой точки зрения - всего лишь разный угол зрения.
1. Спектакль - в любом случае самостоятельное произведение, это не книга, и если вы воспринимаете его без фона прочитанной книги, то вы смотрите историю впервые, как она есть на сцене, и так же по-своему воспринимаете и оцениваете ее.
2. Возможно, просмотр спектакля побудит вас прочесть книгу (если в основе спектакля проза). И если спектакль для вас станет проводником к автору произведения и самому произведению - это прекрасно.
3. Вы свободны от ожиданий в сравнении с книгой. Между вами и книгой в любом случае стоят драматург, режиссер, актеры - представляете, через сколько фильтров или миров прошло произведение прежде чем дойти до вашего восприятия?
По этому поводу есть анекдот. Мужчина выходит из церкви, его друг спрашивает:
- Как там.
- Знаешь, книга интереснее.
Благодарю, что дочитали. Пожалуйста, поставьте «нравиться» или оставьте комментарий. Подпишитесь, если это не противоречит вашим принципам.
.