Найти в Дзене
Сочиняка

Конспект по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

ЗАДАНИЕ: Составить в тетради конспект с ответами на вопросы и примерами из текста: 1. Мысль народная в романе Толстого "Война и мир" (на основе образов Платона Каратаева и Тихона Щербатого). 2. В чём смысл мысли народной? 3. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. 1. «Мысль народная» в романе (на основе образов Платона Каратаева и Тихона Щербатого) В чём смысл «мысли народной»?
«Мысль народная» — центральная идея романа. Толстой утверждает, что решающая сила истории — народ, а не отдельные «великие» личности. Подлинный патриотизм и духовная сила скрыты в народной среде. Народ в романе не однороден, и это показано через контрастные образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Вывод: Через эти два образа Толстой показывает, что народная душа сочетает в себе каратаевское смирение и тихоновскую активность. Вместе они составляют ту мощную силу, которая смогла победить в Отечественной войне 1812 года. 2. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова Оба героя — искател

ЗАДАНИЕ:
Составить в тетради конспект с ответами на вопросы и примерами из текста:
1. Мысль народная в романе Толстого "Война и мир" (на основе образов Платона Каратаева и Тихона Щербатого).
2. В чём смысл мысли народной?
3. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1. «Мысль народная» в романе (на основе образов Платона Каратаева и Тихона Щербатого)

В чём смысл «мысли народной»?
«Мысль народная» — центральная идея романа. Толстой утверждает, что решающая сила истории — народ, а не отдельные «великие» личности. Подлинный патриотизм и духовная сила скрыты в народной среде. Народ в романе не однороден, и это показано через контрастные образы
Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

  • Платон Каратаев — олицетворение «роевого», пассивного начала в народе. Он воплощает вековую мудрость, покорность судьбе, всепрощение и христианскую любовь.
    Примеры из текста:
    Его речь полна пословицами и поговорками, отражающими круговорот жизни («Не нашим умом, а Божьим судом»).
    Он ко всем относится с одинаковой лаской, даже к врагам. Его жизнь имеет смысл только как часть целого, как «капля в океане».
    Для Пьера Безухова встреча с Каратаевым стала символом обретения внутреннего покоя, понимания того, что «жизнь — это всё». Каратаев научил Пьера «всемирной любви».
  • Тихон Щербатый — олицетворение «мужицкого», активного, бунтарского начала в народе. Это народный мститель, партизан, который с яростью и смекалкой защищает свою землю.
    Примеры из текста:
    Он «сатый нужный человек» в партизанском отряде Денисова. Мастер на все руки, бесстрашный и жестокий к врагу.
    Тихон не ждёт, когда судьба что-то принесёт, а сам активно действует («Он не брал в плен людей, но бил их неотступно»).
    Его дубина — символ народной, «дубинной» войны, которая и сломила хребет «великой» армии Наполеона.

Вывод: Через эти два образа Толстой показывает, что народная душа сочетает в себе каратаевское смирение и тихоновскую активность. Вместе они составляют ту мощную силу, которая смогла победить в Отечественной войне 1812 года.

2. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Оба героя — искатели смысла жизни. Их путь — это череда ошибок, разочарований и открытий.

  • Андрей Болконский
    Этап 1: Мечты о славе и «своём Тулоне».
    В начале романа он презирает светское общество, мечтает о подвиге, который принесёт ему славу, подобно Наполеону.
    Пример: Аустерлицкое небо. Подвиг со знаменем оказывается тщетным. Увидев высокое небо, он понимает ничтожность своего кумира Наполеона и призрачность славы. Это первый кризис.
    Этап 2: Разочарование в государственной деятельности и любви. После смерти жены и несчастливой любви к Наташе он разочаровывается в возможности личного счастья и общественной деятельности (работа в комиссии Сперанского).
    Этап 3: Отказ от личного и единение с народом. Перелом наступает в 1812 году. Он прощает Наташу накануне Бородинской битвы. На поле боя он думает не о славе, а о долге перед солдатами.
    Пример: Сцена в штабе, где он защищает капитана Тимохина. Его последнее открытие — «любовь к ближним», евангельская любовь, которая приходит к нему перед смертью.
  • Пьер Безухов
    Этап 1: Наивный идеализм и разгул.
    Молодой Пьер — доверчивый, непрактичный человек, попадающий в сети Элен Курагиной. Разочарование приводит его к кутежам и масонству.
    Этап 2: Масонство и филантропия. Он искренне пытается улучшить жизнь крестьян, но его реформы терпят неудачу. Масонство тоже разочаровывает его лицемерием и пустыми ритуалами.
    Этап 3: Испытание войной и плен. На Бородинском поле он впервые чувствует общность с солдатами. Кульминация его исканий — плен и встреча с Платоном Каратаевым. Каратаев научил его простой и ясной правде: ценить жизнь, себя, своё человеческое достоинство.
    Пример:
    «Наследник надо мной подумал — страх смерти и призрачная сила... Человек создан для счастья».
    Этап 4: Обретение цели. В эпилоге мы видим Пьера, ставшего членом тайного общества. Он нашел гармонию в семье и обрел смысл в борьбе за общественное благо.

Вывод: Оба героя прошли сложный путь от эгоистичных стремлений к славе и личному счастью к пониманию высших ценностей: любви, самопожертвования, служения людям. Если Андрей пришёл к евангельской любви, то Пьер — к активной гражданской позиции. Их искания — это поиск нравственного идеала, который Толстой видел в слиянии с народной правдой.