"Наглядная агитация" сопровождает нас повсеместно. Сейчас мы повсюду видим разного рода рекламу: нам предлагают заказать пиццу, купить квартиру, отправиться в путешествие, информируют о скидках и акциях. Реклама стала привычной, превратилась в некий фон, информационный шум.
В СССР реклама тоже была, но в намного меньших количествах и менее агрессивная. Советским гражданам, например, предлагали хранить деньги в сберегательных кассах и, приумножив накопления, летать самолётами Аэрофлота. На курорт и не только.
Вот несколько примеров рекламных плакатов эпохи СССР. К сожалению, не у всех удалось установить авторство.
Видим, что в СССР даже в рекламе звучала мысль о необходимости укрепления и дальнейшего развития народного хозяйства страны. Ну, а в плакатах "без рекламы" эта мысль была основной. Пропаганда трудовых достижений и здорового образа жизни, воспитание и обучение детей и молодёжи, борьба с недостатками и негативными явлениями (тунеядством, пьянством и т.д.) — всё было нацелено на достижение великой цели — построение коммунистического общества.
Увы, цель была утопической, но советские плакаты — своеобразные документы, в которой отразилась жизнь страны, её история. И сейчас очень интересно бывает "оглянуться назад", рассматривая плакаты. Хочу показать здесь некоторые из них, не совсем типичные.
Вот, например, плакат 1925 года авторства художника Василия Вениаминовича Хвостенко. Чем-то напоминает картины Бориса Кустодиева. И идея, основная мысль, вербально выражена в форме частушки.
Я теперча не твоя,
Я теперча Сенина:
Он меня в Совет водил
Слушать речи Ленина.
Так своеобразно и ненавязчиво, не в лоб, а игриво, в лубочно-фолькльорно-бытовом стиле преподносится мысль о торжестве ленинской идеологии. Весьма небанально!
Для сравнения — другой плакат Василия Хвостенко. Созданный в 1930 году совместно с Борисом Иогансоном.
Здесь налицо явная агитация, чётко прописана поставленная партией цель. Лозунг-призыв занимает половину плаката, а фигура и жесты главного персонажа рисунка символизируют решительный настрой и уверенность в правильности взятого курса.
Советская власть ликвидировала неграмотность и приобщала людей к чтению. Многие из нас помнят висевшие в библиотеках и книжных магазинах плакаты о пользе чтения, о том, что "книга — источник знаний". И "книжная тема" явно или неявно присутствовала во многих советских плакатах.
Плакат создан сто лет назад, но актуальности не теряет и сегодня. Правда, многое из того, что читали век назад, современникам уже неинтересно. Но многие из нас, как и женщина на плакате А. Могилевского, читали книгу Джона Рида "10 дней, которые потрясли мир". Мне в студенческие годы эту книгу, хорошо изданную, со множеством фотографий и иллюстраций, подарили на день рождения, и она до сих пор у меня хранится.
Многие из нас также читали и любили литературно-художественный сатирический журнал "Крокодил", который был основан в 1922 году. Вот и герой плаката, изданного в 1925 году, тоже читал "Крокодил".
Для родителей умение читать особенно актуально ещё и по той причине, что, будучи грамотными, им легче помочь детям в учёбе. Этой теме посвящён выполненный в технике силуэта и изданный в 1925 году замечательный плакат Елизаветы Сергеевны Кругликовой.
А вот плакат, созданный в 1920-е годы совместно Владимиром Маяковским и Варварой Степановой, о том, что учить детей надо по учебникам ГОЗИЗДАТа.
Любопытен набор книг, изображённых на полке в крестьянской избе на плакате Константина Зотова. Этот плакат со сталинской цитатой издан в 1934 году.
Атрибуты хорошей жизни, "жизни по-человечески" на плакате — это, прежде всего, патефон, изображённый на первом плане, электричество в виде "лампочки Ильича", и книги на полке. Среди них лишь одна художественная — сборник Максима Горького. С ним соседствуют "Уход за трактором", "Агротехника", сборники произведений Ленина и Сталина и книги о колхозе и избе-читальне. Также на полке мы видим грамоту, в которой сообщается, что колхоз "Сталинец" награждает тракториста Лебедева Ник. Вас. почётным званием ударника... Весьма любопытны и набор книг, и грамота. И интересно, был ли Лебедев Ник. Вас. реальным или вымышленным персонажем.
А вот плакат, выпущенный через 18 лет, в 1952 году. У руля государства ещё по-прежнему Сталин. И, обратите внимание, одежда персонажей плакатов Константина Зотова и В. Сурьянинова совпадает — чёрный пиджак поверх вышитой косоворотки.
А среди изображённых книг снова "Избранное" "буревестника революции" Максима Горького. Ну, это логично, так как плакат иллюстрирует его цитату. Кроме сборника Горького, на полке можно заметить "Былое и думы" Герцена, труды вождей и другие книги, названия которых распознать не удаётся.
Рядом со старшим персонажем (видимо, это отец) изображён мальчик-пионер в красном галстуке.
Пионеров в то время часто изображали на плакатах, напоминая подросткам, что они — будущее страны, должны стать достойной сменой отцов. Им предстоит строить коммунизм, а для этого сейчас нужно хорошо учиться, заниматься спортом, помогать старшим. "Пионер — всем ребятам пример!"
Интересен изданный уже в послесталинское время, в 1959 году, когда Первым секретарём ЦК КПСС был Никита Хрущёв, плакат Виктора Ивановича Говоркова, посвящённый важности приобщения школьников к культуре и искусству. Средством такого приобщения должны были стать уроки рисования, музыки и пения.
Пионер, ученик 5-го класса, радуется полученным по пению и рисованию отличным оценкам. И даже Чайковский, Репин и Шаляпин, чьи портреты висят в классе, горды учеником и аплодируют его успехам. Плакат оригинален и, возможно, сейчас вызывает улыбку, но тем не менее, напоминает ученикам и родителям, что "второстепенные" предметы тоже важны, так как расширяют кругозор и повышают уровень общей культуры.
В советские годы были созданы тысячи плакатов на разные темы, о том, как жить хорошо и достойно, что нужно для этого делать, и о том, как бороться с негативными явлениями. Тема советского плаката неисчерпаема, и в одной статье обо всём не рассказать. Поэтому буду закругляться.
В заключение приведу ещё один плакат. На первый взгляд он кажется странным и непонятным.
Толпа утят с раскрытыми клювами и плакатами, организованно шествующая куда-то "осваивать голубую целину". Что за голубая целина? И при чём здесь утята?
Оказывается, "голубой целиной" называли озёра и водоёмы Сибири. А лозунг об освоении голубой целины появился как отклик сибиряков на решение партии и правительства догнать и перегнать Америку по производству мяса на душу населения. Этот плакат — своеобразный призыв к новым методам работы в сельском хозяйстве и животноводстве, к активному использованию сибирских водоёмов. Мол, "большая целина" дала стране хлеб, а голубая, если её освоить, даст мясо.
Такой вот нетривиальный пример отражения жизни и истории страны в плакатной графике.