Найти в Дзене
ХитроЖук

СибАвтоТранс: эмитент уходит под лёд?

Добрый день, товарищи. Хочется снова обратить свой взор на эмитента, который уже был героем моих обзоров пару лет назад. Сегодня будем вспоминать "СибАвтоТранс". На текущий момент компания изрядно наследила на бирже, успев разместить шесть выпусков облигаций за последние пару лет. Общая сумма привлеченных таким путём средств составила чуть менее полутора миллиардов. Каждый новый выпуск облигаций обходился эмитенту всё дороже и дороже. Стремление занимать на любых условиях может говорить о наличии у компании острой потребности в оборотных средствах. Текущий рейтинг эмитента определён на уровне ВВ. Однако, вторая половина года была наполнена неприятными слухами относительно компании. В частности, имела место информация о наличии проблем с выплатой зарплаты и уплаты налогов. Ещё одним неприятным эпизодом был иск о банкротстве эмитента, поданный одним из контрагентов компании. В октябре 2025 дело завершилось отказом. Однако, проблемы со свободными средствами у компании явно есть. Выпуски о
Оглавление
просто тонет трактор
просто тонет трактор

Добрый день, товарищи. Хочется снова обратить свой взор на эмитента, который уже был героем моих обзоров пару лет назад. Сегодня будем вспоминать "СибАвтоТранс".

"Серийный" эмитент. Облигации в обращении

На текущий момент компания изрядно наследила на бирже, успев разместить шесть выпусков облигаций за последние пару лет. Общая сумма привлеченных таким путём средств составила чуть менее полутора миллиардов.

Выпуски в обращении
Выпуски в обращении

Каждый новый выпуск облигаций обходился эмитенту всё дороже и дороже. Стремление занимать на любых условиях может говорить о наличии у компании острой потребности в оборотных средствах.

Текущий рейтинг эмитента определён на уровне ВВ. Однако, вторая половина года была наполнена неприятными слухами относительно компании. В частности, имела место информация о наличии проблем с выплатой зарплаты и уплаты налогов. Ещё одним неприятным эпизодом был иск о банкротстве эмитента, поданный одним из контрагентов компании. В октябре 2025 дело завершилось отказом. Однако, проблемы со свободными средствами у компании явно есть.

Выпуски облигаций на текущий момент позволят (при хорошем раскладе) заработать более 30% к погашению. Неплохая приманка для любителей повышенного риска?

Посильна ли ноша? Отчетность эмитента

Эмитентом раскрыта отчётность за 9 месяцев 2025 года, что позволит нам поизучать относительно свежие данные.

Баланс
Баланс

В составе Актива хочется обратить внимание на высокую долю запасов, а также на их резкий рост в сравнении с данными на 30.09.2024. Основная доля Запасов приходится на сырьё и материалы. Согласно имеющимся данным, у компании большой объём контрактов к исполнению до 2028 года, чем, возможно, обусловлен такая динамика ТМЦ. Однако, с учётом сильного снижения выручки и себестоимости в 3 кв. 2025 года, мы наблюдаем стремительное увеличение сроков оборачиваемости склада.

Пассив в значительной степени сформирован заёмными средствами, привлеченными для финансирования исполнения контрактов. Доля Капитала невелика. Компания сильно закредитована.

ОФР
ОФР

Формально выручка компании выросла на 8%. Однако, как мы видим ниже, внутриквартальный показатель выручки заметно ниже прошлогодних значений.

Динамика выручки
Динамика выручки

Впрочем, для компаний, аналогичного профиля неравномерная динамика выручки вполне характерно и автор не станет делать поспешных выводов.

У компании довольно высокая долговая нагрузка. Значительная часть долга привлечена на не самых выгодных условиях.
Денежный поток от операционной деятельности отрицательный, компания затыкает "дырки" путём привлечения внешнего финансирования.
Есть опасения, что долго так не продержаться.

Что налипло нам на траки? Краткие выводы

Итак, какие выводы мы можем сделать? Прежде всего отмечу следующее:

  • Эмитент активно занимает средства, затыкая пробоины. О наличии проблем со свободными средствами говорит как активность на долговом рынке, так и периодически возникающие проблемы с платежами контрагентам, сотрудникам и даже налоговым органам. У автора нет уверенности, что доходность 30%+ вполне компенсирует имеющиеся риски.
  • Отчётность компании говорит о наличии высокой долговой нагрузки. К сожалению, в открытом доступе нет информации о заключённых контрактах и сроках сдачи и оплаты работ по ним. А потому нет понимания источников погашения обязательств. Остаётся надеяться, что компания понимает, что делает.
  • Также никуда не испарился риск, связанный с высокой концентрацией заказчиков - на стороне заказчика у компании маячит только вездесущий Газпром в лице различных своих "дочек". Если в какой-то момент "газик" урежет свои потребности, то контрактная база эмитента будет активно сдуваться.

Иными словами, причины снижения цены бондов вполне очевидны. Не стану утверждать, что компания уже завтра-послезавтра окажется в дефолте, но риск такой есть. В своё время сумма вложений в облигации компании была изрядно сокращена автором и желания наращивать участие в этом занятном карнавале пока нет.

На этом я спешу закруглиться, дабы не утомлять излишне своих читателей. Надеюсь, результат моих усилий будет кому-то полезен при принятии решений.

Спасибо за внимание. С уважением, ХЖ.

PS. Все написанное выше является частным мнением автора и не является рекомендацией по покупке или продаже ценных бумаг.
PPS. Если материал был интересным, прошу отблагодарить автора подпиской, нажатием "пальчика" и вашими комментариями.

Другие статьи по теме:

ООО "СибАвтоТранс" - таёжный дебютант. Обсуждаем эмитента