Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Он убивать не хотел" (СССР, 1967), "Заложник" (СССР, 1984) и "Десятый шаг" (СССР, 1967): "за" и "против"

Он убивать не хотел. СССР, 1967. Режиссер Георгий Шенгелая. Сценаристы: Гурам Асатиани, Георгий Шенгелая (по мотивам романа А. Пурцеладзе "Маци Хвития"). Актеры: Алеко Габечава, Манана Абазадзе, Георгий Кавтарадзе, Давид Абашидзе, Георгий Геловани, Кахи Кавсадзе, Зураб Кипшидзе и др. 18,6 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссер Георгий Шенгелая (1937-2020) за свою карьеру поставил 13 игровых фильмов, многие из которых вошли в «золотую коллекцию» советского «авторского киноискусства»: «Пиросмани» (1969), «Путешествие молодого композитора» (1984) и др. Большинство его картин отличалось изысканным изобразительным решением и философской глубиной. Его работы нередко получали призы на кинофестивалях, но заметного зрительского успеха, как правило, не имели. «Он убивать не хотел» – единственный фильм Г. Шенгелая, которому удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент. Действие этой истории о благородном грузинском разбойнике происходит в XVIII веке. И как обычно в подобны

Он убивать не хотел. СССР, 1967. Режиссер Георгий Шенгелая. Сценаристы: Гурам Асатиани, Георгий Шенгелая (по мотивам романа А. Пурцеладзе "Маци Хвития"). Актеры: Алеко Габечава, Манана Абазадзе, Георгий Кавтарадзе, Давид Абашидзе, Георгий Геловани, Кахи Кавсадзе, Зураб Кипшидзе и др. 18,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Георгий Шенгелая (1937-2020) за свою карьеру поставил 13 игровых фильмов, многие из которых вошли в «золотую коллекцию» советского «авторского киноискусства»: «Пиросмани» (1969), «Путешествие молодого композитора» (1984) и др. Большинство его картин отличалось изысканным изобразительным решением и философской глубиной. Его работы нередко получали призы на кинофестивалях, но заметного зрительского успеха, как правило, не имели. «Он убивать не хотел» – единственный фильм Г. Шенгелая, которому удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Действие этой истории о благородном грузинском разбойнике происходит в XVIII веке. И как обычно в подобных случаях сюжет фильма во многом опирается не только на приключенческие, но и на мелодраматические мотивы.

Советская кинопресса отнеслась к фильму «Он убивать не хотел» довольно сдержанно.

К примеру, писатель Ч. Айтматов (1928-2008)писал, что «наблюдаются признаки застоя определенной части грузинского кино. Появилась серия фильмов, лишенных современного мироощущения. Происходит какой-то уход в романтизацию старины, в архаику. Снова и снова бешено скачут на лошадях, похищают и перебрасывают красавиц с седла на седло; пиры, пляски, поединки, кровная месть и прочее превращаются в систему обязательной экзотики. Такие картины, как «Маци Хвития» («Он убивать не хотел») и «Хевсурская баллада» в своем жанре сделаны интересно, но не лишены этой стилизованной экзотичности. Возникает опасение, чтобы это направление современного грузинского кино не превратилось в ведущее» (Айтматов Ч. Национальное и интернациональное // Вопросы киноискусства. 11. М., 1968: 55).

Мнения зрителей XXI века о фильме «Он убивать не хотел», как правило, позитивны:

«Остросюжетный, захватывающий историко-приключенческий боевик, наполненный экзотикой грузинского средневековья. Вечный сюжет о приключениях романтического благородного разбойника, отважно сражающегося, страстно любящего» (Б. Нежданов).

«Отличный фильм. Жёстко, правдиво и без всякой романтизации уголовных элементов» (Вихрь).

Киновед Александр Федоров

-2

Заложник. СССР, 1984. Режиссер Юнус Юсупов. Сценаристы Валентин Максименков, Леонид Махкамов. Актеры: Константин Бутаев, Бахром Акрамов, Али Мухаммад, Исамат Эргашев, Рустам Сагдуллаев, Зухра Заробекова и др. 18,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юнус Юсупов поставил 19 полнометражных фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошел только «Заложник».

Очередному боевику о басмачах под названием «Заложник» повезло в том, что он успел выйти во всесоюзный прокат в 1984 году, как раз на пороге видеобума, принесшего в СССР огромное число качественных остросюжетных зарубежных лент, в том числе вестернов. Выйди «Заложник», к примеру, в конце 1980–х, он наверняка не смог бы собрать и четверти своей аудитории 1984 года…

Кинокритик Александр Липков (1936–2007) писал в «Спутнике кинозрителя», что «в «Заложнике» выразительность зрелищной стороны ощущается с первых же кадров, когда в гущу мирной толпы врезается пулеметная очередь, падают люди… Будут мчаться, сотрясая горы грохочущим эхом выстрелов, синие всадники, подобные пришедшим из легенд неустрашимым мстителям, умеющие бить без промаха из влитых в обе руки револьверов, совершать стремительные пируэты в седле, дать с коней и невредимыми скатываться с горных круч (конники–каскадеры под руководством У. Кудайбергенова работают с поразительной лихостью). Будет любовь и горечь разочарования, будут комические сцены в лагере бандитов. Будет боль потерь и печаль расставания с людьми, о которых мы так мало успели узнать. И... топот копыт среди изумительно красивых гор» (Липков, 1984: 4–5).

Мнения сегодняшних зрителей о «Заложнике» порой прямо противоположны:

«Обалденный фильм! Сюжет, подбор актеров, фундаментальная работа режиссера» (Фуркат).

«Сильный фильм, настоящий истерн со всеми его причиндалами – отчаянной стрельбой, бешеными гонками и погоней, лихим и драматическим сюжетом. Сколько ни просматриваю его, эта картина никогда не надоедала мне и я готов смотреть его снова и снова» (Ахуныч).

«Неимоверная чушь... этот типа фыльм» (Геннадий Б).

Киновед Александр Федоров

-3

Десятый шаг. СССР, 1967. Режиссер Виктор Ивченко. Сценарист Николай Фигуровский (по мотивам произведений Роберта Эйдемана). Актеры: Нинель Мышкова, Павел Морозенко, Николай Козленко, Юрий Волков, Алексей Сафонов, Владимир Дружников, Константин Степанков и др. Прокат в СССР – с 11 июля 1967: 18,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Виктор Ивченко (1912–1972) поставил 13 фильмов, из которых 8 («Судьба Марины», «Есть такой парень», «ЧП», «Иванна», «Серебряный тренер», «Гадюка», «Десятый шаг» и «Софья Грушко») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

В центре сюжета этого нешаблонного приключенческого фильма – ликвидация одной из банд, которая продолжает грабить и убивать после окончания гражданской войны…

Советская кинопресса отнеслась к «Десятому шагу» в целом позитивно.

Так известный литературовед и кинокритик Л. Аннинский (1934-2019) в своей рецензии писал, что в «Десятом шаге» «Виктор Ивченко ещё раз доказал, что нет таких традиционных сюжетов в которых нельзя было бы открыть глубины настоящего драматизма» (Аннинский Л. «Десятый шаг» // Спутник кинозрителя. 1967. № 12: 5-7).

Грани этого «настоящего драматизма» отмечаются и в отзывах зрителей XXI века:

«Великолепнейший фильм… Впервые в нашем кино услышал термин «белопартизаны». … Да и сами белопартизаны показаны не совсем так как в подавляющем большинстве наших фильмов про гражданскую войну: одно только саркастическое хоровое исполнение «Смело мы в бой пойдём» перед казнью красного чего стоит! Самый неожиданный эпизод в фильме, когда «красный» мальчик убивает красного же разведчика, думая, что тот бандит!» (Г. Воланов).

«Фильм отличный. По просмотру у меня возник обоснованный вопрос: почему в советское время картину не показывали по ТВ (или показывали крайне редко). Полагаю, что причиной тому неупрощенческий подход при изображении событий…» (Михаил)

Киновед Александр Федоров