ЧМЭ-2 (Чехословацкий Маневровый с электрической передачей, тип 2) — это маневровый тепловоз, производившийся в Чехословакии с 1959 по 1972 годы. Он стал одним из самых массовых и узнаваемых локомотивов в СССР и странах постсоветского пространства.
Тепловоз капотного типа с формулой:
История производства: в 1957 году чехословацкие заводы «ЧКД» начали выпускать маневровые тепловозы с электрической передачей, получившие на железных дорогах Чехословакии обозначение серии Т435.0.
В 1958 году Советский Союз приобрёл два первых опытных тепловоза данного типа, которые получили обозначение ЧМЭ2 №001 и 002.
Тепловозы ЧМЭ2 строились до 1965 года включительно, всего было построено 522 секции. Основная часть тепловозов в Советском Союзе была исключена из инвентаря в период 1986–1988 годов. Несколько экземпляров до сих пор эксплуатируются предприятиями. [1]
Помимо СССР, тепловозы этого типа поставлялись для железных дорог ГДР, а также Польши, Индии, Ирака и Албании. [2]
Как видно из иллюстрации, тепловозы BR 107 (Чехословакия), Т435 (ГДР) и ЧМЭ-2 (в этом и в других каталогах «ЧМ-32», видимо, в ГДР очень плохо знали русский) – это практически один и тот же локомотив. Отличия незначительны. Самое основное отличие – ширина колеи, но в масштабе 1/87 принято брать одну ширину колеи – 16,5 мм, поэтому данный набор для самостоятельной сборки можно считать унифицированным. Он подойдет для любителей IV эпохи трех стран.
Конструкция тепловоза.
Кузов тепловоза (рис. 3) капотного типа состоит из кабины машиниста I, капота II над дизель-генератором и холодильной камеры III. Кабина машиниста I сварной конструкции приварена к раме тепловоза. На задней стенке кабины выполнены входные двери. В боковых стенках имеются окна 2 с выдвижными рамами и параваны 1. С левой стороны передней стенки расположена дверь для выхода на площадку. В переднем правом углу кабины находится пульт управления, а посередине передней стенки размещены высоковольтная камера и платяной шкаф. В правом заднем углу имеется ящик для инструмента; в нем укреплен привод ручного тормоза.
Капот II над дизель-генератором имеет цельносварную конструкцию из боковых вертикальных стенок 5, привинченных к раме тепловоза. Крыша 7 капота съемная, соединена с боковыми стенками болтами. Вертикальные стенки капота имеют дверцы 4, на которых закреплены воздушные пластинчатые фильтры для очистки поступающего внутрь капота воздуха.
На крыше капота размещены люки 6 для доступа к крышкам цилиндров дизеля и двухмашинному агрегату.
За левыми передними дверями расположена лестница (*1 ) для входа на крышу капота (рис. 5).
Капот над дизель-генератором не соединен жестко (*2) ни с кабиной машиниста, ни с холодильной камерой.
Холодильная камера III цельносварной конструкции выполнена из нижней 10 части, приваренной к главной раме, и съемной крыши 8, соединенных болтами. Доступ в холодильную камеру осуществляется через дверцы 9, которые имеют воздушные пластинчатые фильтры.
*1 Такие лестницы оснащаются предупредительными табличками, что подъем на крышу под контактным проводом запрещен. Чаще всего эти лестницы срезают, дабы ни у кого не было соблазна нарушить технику безопасно при работе на высоте (прим. автора).
*2 Болтовое соединение
Главная рама тепловоза ЧМЭ-2 имеет продольные балки сварной конструкции, состоящие из двух вертикальных листов 12, расположенных по всей длине рамы, и горизонтальных нижних 4 и верхних 5 листов с вырезами для размещения силовых агрегатов. Для создания жесткости конструкции рамы в поперечном направлении и крепления плит шкворней установлены поперечные балки 7 коробчатого сечения, на концах которых расположены опоры 13 под домкраты для подъема рамы с кузовом. Справа и слева к верхним горизонтальным листам 5 продольных балок в стык приварены листы 10, образующие настил для площадки. К свободному краю листов 10 приварены угольники. По бокам под настил установлены поперечные косынки 11, увеличивающие жесткость конструкции.
Главная рама с установленным на ней оборудованием опирается двумя коническими шкворнями 3 на входящие в них втулки массивных шкворневых балок двухосной тележки.
Модификации тепловоза
В СССР эксплуатировалось свыше 500 ЧМЭ-2, которые имели различные модификации (Рис.4, 7, 8). Рассмотрим самые значительные внешние, бросающиеся в глаза модификации.
Конструкция тележек
На тепловозах до № 211 были применены челюстные тележки, а с № 211 — бесчелюстные с поводковыми буксами, аналогичные с буксой тепловоза ЧМЭЗ. В дальнейшем в порядке модернизации на тепловозах с № 063 по № 210 балансирные челюстные тележки были заменены бесчелюстными (Рис. 9,10). [3]
Оборудование крыши капота
На крыше капота над дизелем до №63 устанавливалось два люка для доступа к крышкам цилиндров дизеля и двухмашинному агрегату, после №63 – три.
Еще одна заметная модификация – размещение воздушного холодильника компрессора. На локомотивах до №63 она размещался на крыше дизельного отсека (рис.4 позиция 8) вокруг люков. После № 63 он состоял из двух холодильников змеевикового типа (рис. 11), один из которых располагался на крыше передней части капота, а второй - в холодильной камере спереди за торцевой стенкой капота (рис. 7 и 8 позиция 16), в связи с чем капот пришлось немного «удлинить».
Прочее
Помимо вышесказанного, у тепловозов до №63 у боковых стенок капота нет дверей в передней части (позиция 9 рис. 3).
Кроме того, имеют различия формы поручней. При изучении фотографий, какой-то закономерности нами не выявлено.
И еще пара модификаций
№024
При просмотре фотографий модели, был найден тепловоз 024, давно списанный. Примечательно, что спереди на крыше у него выступают (предполагаем) главные резервуары.
Информации об этом не нашли. Знаем только, что ГР должны располагаться по бокам под переходной площадкой.
Где-то с№42 по №120
В передней части переходной площадки этих тепловозов имеется «Ступенька». Видимо, это связано с тем, что там установили какое-то новое оборудование, (возможно, тоже главные резервуары), которое не поместилось на старом месте.
Что имеем
Изучив особенности конструкции, имеем четыре возможных варианта данного тепловоза.
Для наглядности свели все в таблицу.
Группа РосВагонМасштаб планирует производить наборы для самостоятельной сборки всех вариантов, а плюсом - 024 тепловоз. Кроме того, есть планы обмоторить его под аналоговое управление.
Стоит отметить, что вариантов окраски данного трудяги очень много, поэтому создать уникальный экземпляр себе в коллекцию не составит особого труда.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить релиз самой модели и старта продаж.