Найти в Дзене
На море и на суше

Гибель "Ингерманланда"

В Русском музее закончилась выставка маринистов "О море, море!". Выставка интересная, хотя я ожидал большего. К ней я ещё вернусь. А внимание привлекла картина художника Круговихина "Крушение корабля "Ингерманланд" в проливе Скагеррак у берегов Норвегии 30 августа 1842 года." Прежде всего о художнике известно мало и картин сохранились единицы. В 1833 году зачислен в Академию художеств вольноприходящим учеником, был пенсионером Общества поощрения художников. В 1840 получил звание неклассного художника. Участвовал в выставках, писал по заказу морского ведомства. После 1855 года нигде не упоминается и судьба его не известна. А вот крушению линейного 74-ёх пушечного корабля "Ингерманланд" посвящены две картины. Корабль «Ингерманланд» был заложен 30 августа 1840 года на стапеле Соломбальской верфи в Архангельске и после спуска на воду 24 мая 1842 года вошел в состав Балтийского флота. Из Архангельска вышел 24 июля и из-за неблагоприятной погоды подошёл к Скагерраку только 26 августа. Здесь

В Русском музее закончилась выставка маринистов "О море, море!". Выставка интересная, хотя я ожидал большего. К ней я ещё вернусь. А внимание привлекла картина художника Круговихина "Крушение корабля "Ингерманланд" в проливе Скагеррак у берегов Норвегии 30 августа 1842 года."

Прежде всего о художнике известно мало и картин сохранились единицы. В 1833 году зачислен в Академию художеств вольноприходящим учеником, был пенсионером Общества поощрения художников. В 1840 получил звание неклассного художника. Участвовал в выставках, писал по заказу морского ведомства. После 1855 года нигде не упоминается и судьба его не известна. А вот крушению линейного 74-ёх пушечного корабля "Ингерманланд" посвящены две картины.

Корабль «Ингерманланд» был заложен 30 августа 1840 года на стапеле Соломбальской верфи в Архангельске и после спуска на воду 24 мая 1842 года вошел в состав Балтийского флота. Из Архангельска вышел 24 июля и из-за неблагоприятной погоды подошёл к Скагерраку только 26 августа. Здесь опять встречный ветер вынудил корабль лавировать от датского берега к норвежскому. 29-го августа в 11 утра в последний раз определились по зданию на мысу Гиртхалс. До 10 вечера 30 августа шли по счислению, то есть худо бедно учитывали дрейф от штормового ветра, но к учёту не приняли течение, возникающее вдоль норвежского побережья. Считая себя в 25 милях от берега обнаружили с подветренной стороны огонь, не опознали маяк Оксэ, но начали поворот и трижды ударились о камни.

-2

Корабль начал тонуть и накренился, помпы не справлялись с поступлением воды. Срубили фок и грот мачты, сбросили за борт пушки и ядра. Волны стали перекатываться по палубе, круша шлюпки. Попытались отрубить ют(кормовую возвышенную часть), чтобы создать большой плот. (Интересное решение в эпоху парусного деревяного флота). Не успели. Главная палуба погрузилась в воду.

Круговихин. Крушение "Ингерманланда".
Круговихин. Крушение "Ингерманланда".

Внезапно корабль перестал тонуть. Возможно благодаря грузу пустых бочек в трюме, которые создали дополнительную плавучесть. Но на борту было 892 человека, люди сгрудились на полузатопленных юте и баке, забрались на бизань и бушприт. Так встретили утро. Волны перекатывались через палубу, в какой-то момент смыло за борт командира корабля капитана 1-го ранга Трескина. Матросы выловили его из воды в шлюпку и он спасся. Подошла пара норвежских лоцманских ботов, английский бриг. Из воды они выловили 15 человек, плававших на обломках рангоута и разбитых шлюпках. Но шторм продолжался и подойти к кораблю было невозможно. Так встретили следующую ночь. Ветер, волны, холод лишали сил и воли к сопротивлению. Окоченевшие люди падали в воду с мачты и бушприта. В результате катастрофы погибли 389 человек (20 офицеров, 341 нижний чин, 21 женщина, 7 детей). К утру 1-го сентября шторм наконец-то стих и началась спасательная операция. Первым подошёл тендер (одномачтовое судно), который смог снять 170 человек, потом шхуна забрала ещё 120 и завершил спасение людей пароход. Несколько человек умерли уже на борту спасателей. Такое случается, когда организм вдруг расслабляется от безопасности.

Вторая картина Круговихина показывает спасательную операцию.
Вторая картина Круговихина показывает спасательную операцию.

Всего спаслось 503 человека, в числе которых 14 офицеров, 7 женщин и 1 ребенок. Найденные тела жертв катастрофы были захоронены на ближайшем берегу. Могилы сохранились до настоящего времени. Есть даже небольшой музей в норвежской деревне в память о кораблекрушении.

Памятный камень в деревне Вархауге.Норвегия.  ФотоBy GAD - Own work, CC BY-SA 3.0 no, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35552000
Памятный камень в деревне Вархауге.Норвегия. ФотоBy GAD - Own work, CC BY-SA 3.0 no, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35552000

Командир корабля капитан 1 ранга Трескин был предан суду, но в конечном счёте оправдан, так как все свидетели показали, что покинул судно не по собственной воле, а был смыт волнами и спасся только по счастливой случайности. Ошибка в счислении была списана на непредсказуемость морской стихии.

Когда читал о катастрофе меня поразило количество женщин и детей на борту военного корабля. Оказалось в то время это была обычная практика. Жёны офицеров и даже матросов во время постройки корабля жили в Архангельске, а при переходе на Балтику присоединялись к экипажу. Брали и гражданских в качестве пассажиров. Путь морем считался быстрее и комфортнее, чем путешествие по дорогам из Архангельска в Петербург.

Подписывайтесь на канал. Поощрите автора лайком, он старался и надеется на положительную оценку труда. Комментарии приветствуются.