Ранее мы уже писали о технологиях рисованной анимации и о стоп-моушн. Технологии развивались, аниматоры искали новые возможности оптимизации своей работы, и логичным шагом стало использование компьютерных технологий для создания мультфильмов. И делать это можно по-разному. Сегодня мы расскажем об основных вариантах.
2D-анимация
Как вы знаете, рисованная анимация отнимает очень много времени у художника и аниматора, поскольку необходимо прорисовывать каждый кадр, а в секунду их требуется от 12 до 24. Аниматоры давно искали возможности оптимизировать эту работу, и компьютерные технологии сильно помогли им. Собственно технология создания 2D-мультфильмов так и называется – Computer Assisted Animation, «анимация, созданная при помощи компьютера».
Для анимирования двухмерных персонажей компьютеру задают начальную позицию или состояние персонажа и конечную, например, человек с опущенной рукой и человек с поднятой рукой. Компьютер дорисовывает необходимые промежуточные кадры, чтобы изменение было плавным и естественным. Так можно создавать эффекты приближения и удаления персонажей, перемещения их по экрану, менять их цвет и форму. Одной из первых этой технологией воспользовалась студия Walt Disney Pictures для анимации в мультфильме «Красавица и Чудовище» 1991 года.
2D-анимация: сделай сам
Попробовать свои силы в простой двухмерной анимации можно в разных приложениях и сервисах, например, в Scratch. Вообще, это приложение для программирования, но в нём заложены и возможности анимации.
Базово для анимации в Scratch необходимо:
- Создать спрайт (персонажа) или выбрать из библиотеки готовых.
- Указать его позицию и состояние на начальном кадре.
- Добавить Движение или Внешность, указать желаемые изменения.
При желании можно добавить красивые фоны, звуки, сделать более сложные сценарии движения и взаимодействия персонажей. Важно понимать, что любой движущийся объект в кадре делается через спрайты – то есть, как отдельный персонаж, даже если это что-то неодушевлённое.
3D-анимация
Если двухмерная анимация была наследницей рисованных мультфильмов, то трёхмерная компьютерная анимация больше взяла от стоп-моушн технологий. Художник создаёт на компьютере объёмную модель будущего персонажа, а затем аниматор задаёт её изменения и движения, и после «записывает» нужные кадры и ракурсы. Здесь компьютер помогает и художнику, и аниматору. Эти технологии уже называются иначе – CGI, Computer Generated Imagery, «изображения, сгенерированные компьютером». Это общий термин, в него входит множество решений, помогающих создавать крутые современные мультфильмы. Расскажем о некоторых из них.
- Бокс-моделирование. Компьютер позволяет нарисовать реалистичные 3D-модели нужной формы и с нужной текстурой, снять их в нужном ракурсе и с подходящим освещением. Первые мультфильмы, использующие компьютерную графику, как раз делались на основе таких моделей. Подробнее: «Эволюция компьютерной графики».
- Риггинг. Чтобы персонажи не «разваливались» и выглядели более естественно, аниматоры используют «риги», то есть «скелетики» будущих персонажей. Имея их, гораздо проще смоделировать возможные движения персонажа. «Риги» показывают основные оси частей тела персонажа и часто совпадают с реальным скелетом. На обложке этой статьи можно увидеть «риг» мультяшного монстра Джеймса Салливана.
- Полигональное моделирование. Когда нам нужно нарисовать, например, лицо, на котором будет меняться мимика, недостаточно будет создать «риг» или нарисовать «колобок». Один из вариантов здесь – полигональное моделирование, при котором сложная объёмная поверхность рисуется в упрощённом виде квадратиками, треугольниками и другими многоугольниками, соединёнными в трёхмерном пространстве.
- Процедурное моделирование. Это ещё более продвинутый способ рисования и анимации объёмных фигур. Здесь программы создают заданные объекты с учётом физики. Например, таким образом компьютер может нарисовать дым и заставить его реалистично клубиться. Или нарисовать реалистичную шину и показать её изменения при движении. Или добавить персонажу кудрявые волосы, которые будут колебаться от ветра.
- Фотограмметрия. Здесь компьютер использует готовые фотографии для создания 3D-модели. Буквально оцифровывает реальность.
- Интерполяция. В объёмной анимации может использоваться тот же приём, что и в двухмерной, когда компьютеру задают начальную и конечную точку движения или изменения персонажей, а он дорисовывает промежуточные стадии.
- Lip-sync. При анимации говорящих персонажей очень важно, чтобы их движения губ совпадали с речью. Если раньше аниматорам приходилось вручную подстраивать мимику под голоса актёров, то сейчас это может делать компьютер.
- VFX, visual effects – «визуальные эффекты». Этот термин сейчас относится именно к спецэффектам, созданным с помощью компьютерной графики и анимации. Он активно используется в современных фильмах, создание которых всё больше напоминает работу над 3D-мультфильмами. В анимации VFX тесно связан с процедурным моделированием, поскольку работает с физическими явлениями – взрывы, горение, льющаяся и брызгающаяся вода, парящая пыль, трескающийся лёд и многое другое.
- Motion capture, «захват движения». Это особая технология, позволяющая с помощью датчиков на одежде оцифровать движения актёра и «превратить» его на экране в нужного персонажа. Иными словами, аниматору не нужно будет прорабатывать каждое движение персонажа, компьютер это сделает за него. Технология также активно используется в создании современных фильмов и мультфильмов.
- Композитинг. Позволяет соединить на экране разные, созданные отдельно элементы, эффекты и другие медиа, например, добавить фон, синхронизировать движения всех персонажей и объектов, скорректировать цвета и освещённость.
3D-анимация: сделай сам
Невозможно уместить в статье все нюансы работы над 3D-мультфильмами, но мы готовы подсказать некоторые варианты того, что легко можно сделать в домашних условиях.
- Бокс-моделирование. Создать простые 3D-модели на компьютере или в телефоне можно с помощью современных приложений, например, 3D Modelling App, ZBrush, SketchUp, Blender и т.д.
- Риггинг. Эта технология доступна в Blender, а также в AutoDesk Maya, 3ds Max, MotionBuilder и др.
- Полигональное моделирование. Собственно, в перечисленных выше программах также есть возможности полигонального моделирования.
- Процедурное моделирование. Это уже достаточно сложный уровень работы, доступный в программах Blender, Houdini и некоторых других.
- Фотограмметрия. Мобильные приложения для превращения предметов из реального мира в цифровые 3D-модели – PixDCatch, 3DF Zephyr, Polycam, компьютерные программы – Meshroom, OpenMVG, VisualSFM и др.
- Интерполяция. Эта технология тоже относится к продвинутым, доступна в Blender, Maya и некоторых других приложениях.
- Lip-sync. В некоторых приложениях эта функция доступна по умолчанию, в других надо добавлять плагины для этого. Например, Blender, Maya, iClone, Cinema 4D. Если хочется просто «пощупать» эту технологию, можно воспользоваться приложениями-«повторюшками» типа Talking Friends.
- VFX. Это считается очень продвинутым уровнем 3D-анимации. Хорошо со спецэффектами работает Houdini, но, конечно, они доступны и в других приложениях для 3D-анимации. На базовом уровне можно воспользоваться встроенными эффектами TikTok, Action Movie FX или добавить спецэффекты с помощью приложений для монтажа типа CapCut.
- Motion Capture. С этой функцией справляются приложения типа Webcam Motion Capture, Rokoko, SysMocap, 3D PoseTracker. Также сейчас к этому активно подключается искусственный интеллект, например, в приложениях DeepMotion, Movmi, Plask, Cascadeur. Совсем простой вариант – использовать встроенные маски в видеоприложениях типа Snapchat.
- Композитинг. Это очень продвинутый уровень работы с 3D-анимацией. Профессиональные композеры работают в Adobe After Effects, Blender, Maya и т. д. С базовыми функциями обработки видео справятся приложения для монтажа типа Movavi и CapCut.
Смотрите также: