Найти в Дзене
Светлана Каленик

Кто виновен?

Спектакль "Авария" Проходил в театре "За Черной речкой". О самом театре и его месте обитания я уже писала: Сегодня на повестке дня гротескная история по мотивам произведений Фридриха Дюрренматта. С данным литературным деятелем я не знакома, как и с его творчеством. Самое время познакомиться) Фридрих Райнхольд Дюрренматт (1921 - 1990) - швейцарский немецкоязычный прозаик и драматург, публицист, художник. Один из крупнейших писателей послевоенной Европы. Является автором многочисленных романов (главным образом детективных), повестей и рассказов, но наиболее широкую известность он завоевал как драматург. В юности Дюрренматту пришлось выбирать между литературой и изобразительным искусством. Став профессиональным писателем, он всегда оставался и художником, создавая в том числе и циклы иллюстраций к собственным сочинениям. Фридрих Дюрренматт родился в деревне Конольфинген (Швейцария). Отец был протестантским священником. Дед Фридриха, Ульрих Дюрренматт, был в Конольфингене признанным поэто

Спектакль "Авария"

Проходил в театре "За Черной речкой".

О самом театре и его месте обитания я уже писала:

Сегодня на повестке дня гротескная история по мотивам произведений Фридриха Дюрренматта.

С данным литературным деятелем я не знакома, как и с его творчеством. Самое время познакомиться)

Фридрих Райнхольд Дюрренматт (1921 - 1990) - швейцарский немецкоязычный прозаик и драматург, публицист, художник.

-2

Один из крупнейших писателей послевоенной Европы. Является автором многочисленных романов (главным образом детективных), повестей и рассказов, но наиболее широкую известность он завоевал как драматург.

В юности Дюрренматту пришлось выбирать между литературой и изобразительным искусством. Став профессиональным писателем, он всегда оставался и художником, создавая в том числе и циклы иллюстраций к собственным сочинениям.

-3

Фридрих Дюрренматт родился в деревне Конольфинген (Швейцария). Отец был протестантским священником.

Дед Фридриха, Ульрих Дюрренматт, был в Конольфингене признанным поэтом, без которого не обходилось ни одно деревенское празднество.

Сам Фридрих в детстве отдавал предпочтение изобразительному искусству и первую в своей жизни премию получил в 12 лет за победу в конкурсе детских рисунков.

Окончив в 1941 году гимназию, Дюрренматт слушал сначала в Цюрихском, а с 1943 года в Бернском университете курсы теологии, философии, германистики и истории искусств, но в 1946 году он покинул университет и некоторое время работал художником-графиком.

-4

Нейтральную Швейцарию обошли стороной и Первая мировая война, и революции, прокатившиеся по Европе в послевоенные годы, но после прихода нацистов к власти в Германии именно Швейцария стала перекрестьем эмигрантских дорог. Здесь происходило столкновение разнообразных течений, стилистических и идейных поисков. Благодаря многочисленным эмигрантам театр в Швейцарии переживал расцвет, драматургия обращалась к самым острым проблемам современности, и для молодых швейцарских писателей театр был притягательным магнитом, манившим разнообразием творческих возможностей.

Первыми литературными опытами Дюрренматта были рассказы - "Рождество", "Палач", "Сын" и другие, написанные ещё в годы войны. Сам Фридрих считал эти рассказы "опытным полем" для своих драм.

Первой его драмой стала радиопьеса "Двойник", написанная в 1946 году. В этой пьесе уже присутствовали многие особенности его творчества: пристрастие к детективному жанру, к загадочным преступлениям, тема судьбы, столь же бессмысленная, сколь и неотвратимая.

Пьеса "Писание гласит…", обозначенная автором как комедия, в 1947 году вызвала скандал. Действие её происходит в Германии XVI века. Неоднозначно были восприняты публикой пренебрежение автором норм религиозной морали. "Лук, прекрасный свежий лук! Кто любит своих потомков, пусть покупает лук. […] Ведь мы ещё только в середине мировой истории. Только что кончилось мрачное средневековье. Подумайте, сколько нам ещё надрываться! Впереди в туманном будущем вся Тридцатилетняя война, распри из-за престола, Семилетняя война, революция, Наполеон, франко-прусская война, первая мировая война, Гитлер, вторая мировая война, атомная бомба, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая, одиннадцатая, двенадцатая мировые войны. А это значит - нужны дети, нужны трупы". Тем не менее эта пьеса была удостоена в 1947 году премии Вельти (швейцарская литературная премия за произведение национального театра).

Написанная в начале 1949 года пьеса "Ромул Великий" была обозначена автором как "неисторическая историческая комедия". Историческая, поскольку в основе сюжета - история свержения в 476 году последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа, а неисторическая - поскольку автор меньше всего заботился об исторической правдоподобности.

В годы Второй мировой войны антифашистская драма нередко облачалась в античные и иные исторические декорации - осмысление современного опыта с помощью известных исторических сюжетов или античных мифов не было новацией швейцарского драматурга.

В произведениях Дюрренматта критики замечали пристрастие автора к непристойностям, снижающим значительность самых напряжённых конфликтов, его склонность грубоватым юмором разряжать остродраматические ситуации.

Несмотря на получаемые премии и постановки его произведений в театрах, автор не был знаменитым. Зарабатывать на жизнь в конце 40-х годов Дюрренматту приходилось главным образом театральной критикой в еженедельнике "Weltwoche" и скетчами для кабаре.

-5

Писать детективные романы Фридриха заставила нужда: в отличие от его ранних, причудливых пьес, детективы пользовались неизменным спросом.

В начале 50-х пьесы Фридриха стали ставить в театрах, появились заказы от радиостанций. Радиотеатр был очень популярен в послевоенной Германии, и в первой половине 50-х годов именно эти пьесы, наряду с детективными романами, были главным источником дохода Дюрренматта, ставшего к тому времени отцом троих детей.

Настоящий успех на театральном поприще пришёл в 1956 году, с постановкой в цюрихском "Шаушпильхаузе" трагикомедии "Визит старой дамы".

В 1958 году Дюрренматт дебютировал как киносценарист.

Международное признание в эти годы выразилось и в присуждении ряда премий. В 1960 Фридрих Дюрренматт был удостоен Большой Шиллеровской премии Швейцарского фонда Шиллера, которая вручалась авторам за литературные достижения.

Комедия "Физики", написанная в 1962 году, сделала Дюрренматта самым репертуарным драматургом в Германии.

В конце 50-х начале 60-х послевоенная трагедия на театральных подмостках уступила место трагикомическому фарсу - это было время признания творчества Дюрренматта. Но в середине 60-х годов вновь оказалась востребована политическая драма. И с этого времени Фридриха преследовали неудачи.

В 1967 году Дюрренматт побывал в Москве, на съезде советских писателей, и впоследствии вспоминал, как поразила его выхолощенность всего происходившего, то, как мало на этом съезде говорили о литературе и как усердно прославляли правящую верхушку. Его сугубо негативные впечатления в 1971 году воплотились в повесть "Падение", где правящие лица, обозначенные лишь номерами, в соответствии с их положением, в полном вакууме ведут борьбу за власть.

В 1968 году вместе с режиссёром Вернером Дюггелином Дюрренматт возглавил театр "Базельская комедия" и возлагал на это новое предприятие большие надежды. Но работа в театре обернулась для драматурга серией конфликтов и в конечном счёте - инфарктом. Проработав всего один сезон, в 1969 году, разочарованный, Дюрренматт покинул театр.

В том же 1969 году он стал соиздателем воскресного журнала, на страницах которого в течение нескольких лет активно участвовал в политических дискуссиях.

Ещё в 1952 году Дюрренматт поселился с семьёй в Швейцарских Альпах, в Невшателе, который после второго инфаркта, перенесённого в 1975 году, покидал всё реже и реже.

-6

Пьесы Дюрренматта, написанные в 50-60-х годах по-прежнему шли на сцене, его романы, в первую очередь детективные, издавались на многих языках, и сам автор продолжал получать премии и награды. В 1985 году газета "Die Welt" назвала Дюрренматта одним из самых успешных писателей планеты и самым репертуарным среди немецкоязычных драматургов.

Незадолго до смерти Дюрренматт в последний раз взбудоражил Швейцарию - своей речью "Швейцария - тюрьма", в которой выступил с резкой критикой Швейцарии, охарактеризовав ее как тюрьму, граждане которой были одновременно и охранниками, и заключёнными.

"Тюремная речь" считается вершиной швейцарской политической литературы и последним публичным выступлением Дюрренматта. Дюрренматт скончался несколько недель спустя.

Он умер в Невшателе 14 декабря 1990 года. Свои произведения Фридрих завещал государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив. Таким образом писатель хотел сохранить для будущих поколений тексты своих произведений. В 1991 году Швейцарский литературный архив был создан.

Чтобы познакомиться с творчеством Фридриха Дюрренматта решила прочесть не "Аварию", дабы не раскрывать заранее все тайны произведения, а "Визит старой дамы" - очень интересно. Впечатления от комичного постепенно переходяк к трагичному, нравственному ужасу я бы сказала. И сколько угодно можно подставлять на роли в этой пьесе и страны, и себя, и даже соседа, но прочитав это произведение, есть над чем задуматься. И не только о роли денег во все времена, кто плохой, а кто хороший, а о себе в первую очередь.

Надеюсь "Авария" будет столь же интересна и наполнена смыслом.

"Авария" - повесть швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта, написанная в 1955 году.

Сюжет: у коммерсанта Альфредо Трапса во время деловой поездки сломался автомобиль. Он решил переночевать в городке и остановился на вилле, где хозяин, бывший судья, по вечерам собирал своих приятелей - бывшего прокурора и бывшего адвоката. Старики играли в странную игру - разыгрывали судебный процесс. Трапсу они предложили поучаствовать в игре в качестве обвиняемого.

-7

Потрясающий спектакль! И никто не сбежал от правосудия во время антракта 😜

Давно хотела посмотреть детектив на сцене и выбор этого спектакля - в десятку! Тонкое, детальное препарирование человеческой психологии, а через нее и общества в целом.

Полное погружение в предложенные обстоятельства и, за счет камерности зала, эффект присутствия. Единственный минус - явствами не угощали😁

Нет слов! Браво автору и актерам!👏💐

Анатолий Журавин очень "вкусно" играет, как будто смакует каждую роль) Сергей Гвоздев делает спектакли какими-то домашними, уютными. Юлия Каим и Мария Соснякова очаровательны как в игре, так и внешне❤️ А Родион Приходько - прекрасный обвиняемый)

П.С.: А ты уверен, что ни в чем не виноват?🧐😁