Несчастный случай или побег? Этот вопрос на протяжении полутора месяцев волнует тех, кто следит за поисками пропавшей семьи Усольцевы. Однако стоит вспомнить о том, что 14 ноября Сергей Усольцев должен был вернуть крупные долги, которые были на его предприятии, как дело приобретает совершенно другой оборот.
За что Усольцев должен денег?
Сергей Усольцев - известный в Железногорске (и за его пределами) бизнесмен. В свое время он работал на стратегическом предприятии в закрытом городе Железногорск, позже занялся бизнесом. Сейчас является владельцем ООО «Поливест-Железногорск» (был зарегистрирован в марте 2008 года )дела у которого идут так себе.
Вообще, завод по производству специализированных красок - не единственный бизнес Усольцева. Согласно открытым данным, в 2011 году он зарегистрировался как ИП и вел деятельность в области права и бухучета.
В 1999 году являлся руководителем Фонда "Международный центр развития - Железногорск". В июне 2018 года юрлицо было ликвидировано. А в 2011 году Усольцев стал учредителем ООО "Международный центр развития". Кроме того, в августе 2006 году Усольцев стал учредителем ООО "МЦР - Железногорск", которое было ликвидировано в сентябре 2020 года. В 2013 году Сергей Усольцев стал учредителем ООО "Красноярская стекольная компания", которая была ликвидирована в марте 2022 года.
Согласно открытым данным, с 2021 по 2025 годы ООО «Поливест-Железногорск» выступало ответчиком в пяти арбитражных делах на общую сумму 860 тысяч рублей. Споры касались энергоснабжения, налогов и исполнительного производства.
По данным на 10 мая 2025 года, зафиксирована налоговая задолженность в размере 470,6 тысячи рублей.
Кроме того, известно, что в 2021-2024 годах компании было предоставлено шесть траншей (федеральных и от АНО «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания»), сроки выплат по которым закончились 14 ноября 2025 года. Суммы не раскрываются, однако известно, что речь идет о миллионах рублей. Эти деньги нужно было отрабатывать.
В 2023 году ООО "Наноситез" и завод "Поливест-Железногорск" начали совместное производство краски на основе уникального нановолокна оксида алюминия - его назвали алюманом. Чудо-краска имела прекрасные характеристики: супер-устойчивая, защищающая от ржавчины, многофункциональная. Ее даже хотели поставлять на экспорт в Казахстан, Узбекистан и Киргизию.
Но вместо мировой славы и экспорта - финансовая дыра. Известно, что выручка компании по дополнительному образованию – по данным «Руспрофиля» - в 2024 году снизилась на 91 процент и составила 9,2 миллиона рублей. А чистая прибыль – всего 257 тысяч рублей.
Выручка компании по производству красок и того меньше – в 2023 году – 94 миллиона рублей, а в 2024 – ноль.
Кроме того, известно, что выручка компании по дополнительному образованию – по данным «Руспрофиля» - в 2024 году снизилась на 91 процент и составила 9,2 миллиона рублей. А чистая прибыль – всего 257 тысяч рублей.
Именно эти данные позволяют строить догадки о том, что Усольцев попросту сбежал из страны вместе с семьей от финансовых проблем.
Оставленные в машине деньги
СУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия сообщила о том, что в автомобиле, на котором семья приехала в Кутурчин, в тайничке лежали 300 000 рублей (по некоторым данным – 600 тысяч). Криминалист Михаил Игнатов отметил, что Усольцевы могли специально оставить в машине деньги, чтобы снизить внимание к версии об их побеге из страны. Однако
- Как говорят знакомые семьи, Сергей часто оставлял в машине большие суммы денег. В этом нет ничего подозрительного, на ход следствия данный факт никак не влияет. В приоритете по-прежнему остается версия о несчастном случае, - заявила представитель ГСУ СК по Красноярскому краю и Хакасии Анастасия Дядечкина.
Бизнесмен Сергей Усольцев
Сергей Усольцев, как уже упоминалось, является учредителем нескольких компаний.
Так, в 90-е годы Железногорск вошел в конверсионную американскую программу «Инициатива атомных городов». В то время, когда Советский Союз распадался и предприятия выживали как могли, особую тревогу вызывали те предприятия, которые так или иначе были связаны с ядерным производством. Работникам опасных и засекреченных предприятий предлагали гранты на создание и развитие собственного бизнеса. Реализацией программы в Железногорске занялся Сергей Усольцев.
Одновременно с этим он возглавил «Центр международного развития». И вскоре при поддержке фондов в Железногорске стали появляться коммерческие предприятия. Среди них были как совсем небольшие, так и весьма крупные – мебельная фабрика, алюминиевый завод… Кроме того, Сергей Усольцев помогал студентам уезжать в США и страны Европы на каникулы – для того, чтобы они там могли совершенствовать знание языка и работать.
Сергей Усольцев – харизматичный, инициативный – объездил полмира. Западные партнеры с удовольствием сотрудничали с ним. За пять лет действия программы Железногорск получил порядка 6 миллионов долларов.
Отношения между странами уже потихоньку стали портиться, когда Усольцев на американские гранты открыл завод по производству порошковых красок. Но один кризис сменялся другим, валютные вливания в Железногорск иссякли, и Усольцев – один из первых предпринимателей в городе – громко заявил, что бизнесу необходима поддержка.
- В сегодняшних условиях реальная компания, которая платит все налоги, развиваться не может. Нет кредитных дешевых ресурсов, а после всех платежей от рубля прибыли у предпринимателя остается 2 копейки. На что покупать новое оборудование? Ресурсов нет. Пытался взять кредит в банках под залог оборудования, так не дали! Говорят, слишком специфическое у вас оборудование, куда мы, мол, если что, его пристроим, - в свое время заявил Сергей Усольцев в интервью железногорской газете «Город и горожане».
Тогда же прозвучала и его фраза, которая сегодня служит одним из косвенных доказательств побега бизнесмена за границу.
Начать производственный бизнес стоит от миллиона долларов. А не проще с этими деньгами уехать в Таиланд и стать там дауншифтером?
Тем не менее, друзья Усольцева как один уверяют: любил бизнесмен родной город и никуда уезжать не собирался.
Кстати, тогда, в 2010-х, на речи Усольцева обратили внимание региональные власти – и железногорским предпринимателям все же стали делать некоторые послабления, давать возможность получить гранты.
Сейчас, когда следователи, спасатели и волонтеры по-прежнему пытаются найти хоть какие-нибудь следы семьи Усольцевых, все сроки по выплатам долгов истекли.
Что произошло с семьей Усольцевых
64-летний Сергей Усольцев, его 48-летняя жена Ирина и 5-летняя дочь Арина отправились в небольшой поход в Кутурчинское Белогорье. Они должны были вернуться обратно в тот же день еще до захода солнца, но никто их больше не видел.
Об отсутствии матери, сестры и отчима сообщил сын Ирины – Данил – 30 сентября. Лишь после этого начались поиски пропавших. Однако из-за ухудшившейся погоды, снега и низкой ночной температуры активную стадию поисков прекратили 12 октября – до наступления тепла.
В приоритете у следствия – версия о несчастном случае. Однако также рассматривается версия о бегстве Усольцевых за границу, их возможный уход от людей в поселения староверов или просто в уединенную местность. Не исключаются варианты с вмешательством браконьеров и черных золотодобытчиков.