Найти в Дзене

Про вынужденный креатив на занятии по математике

Студент решает задачу мелом на доске - вроде бы классика. Преподаю математику в отраслевом техническом вузе. Раньше практически все наши учебные аудитории были оснащены обычными меловыми досками. По большей части эти доски были тёмно-зелёного цвета, но кое-где на спецкафедрах встречались коричневые, чёрные, тёмно-серые и даже тёмно-синие доски. К большинству из этих досок у меня не было никаких претензий – записи белым мелом на тёмно-зелёном, коричневом и т.д. фоне прекрасно видны, а на занятиях по математике это имеет большое значение, ибо на протяжении практически всего занятия (неважно, лекционного или практического) непрерывно ведутся записи на доске, делаются чертежи, рассматриваются примеры, решаются задачи и т.п. Иногда возникали претензии к качеству мела, но если таковые появлялись – например, мел слишком сильно крошится или плохо пишет – то лаборанты как-то быстро на кафедру приносили другой мел, не имеющий этих недостатков. И по сей день вести занятие на меловой доске мне нра

Студент решает задачу мелом на доске - вроде бы классика.

Преподаю математику в отраслевом техническом вузе. Раньше практически все наши учебные аудитории были оснащены обычными меловыми досками. По большей части эти доски были тёмно-зелёного цвета, но кое-где на спецкафедрах встречались коричневые, чёрные, тёмно-серые и даже тёмно-синие доски. К большинству из этих досок у меня не было никаких претензий – записи белым мелом на тёмно-зелёном, коричневом и т.д. фоне прекрасно видны, а на занятиях по математике это имеет большое значение, ибо на протяжении практически всего занятия (неважно, лекционного или практического) непрерывно ведутся записи на доске, делаются чертежи, рассматриваются примеры, решаются задачи и т.п. Иногда возникали претензии к качеству мела, но если таковые появлялись – например, мел слишком сильно крошится или плохо пишет – то лаборанты как-то быстро на кафедру приносили другой мел, не имеющий этих недостатков. И по сей день вести занятие на меловой доске мне нравится несмотря на то, что после него каждый раз приходится мыть руки, а иногда и отряхивать одежду. Правда от некоторых видов мела шелушится кожа на пальцах, но эта проблема решается мытьём рук и последующим нанесением крема.

меловая доска
меловая доска

В последние несколько лет в нашем университете с разной степенью интенсивности проводятся работы по ремонту и модернизации инфраструктуры здания, в ходе которых подверглись переоборудованию многие учебные аудитории. Помимо ремонта помещения и замены мебели во многих аудиториях меловые доски заменили маркерными. Вести на занятии записи чёрным маркером на белой маркерной доске мне тоже нравится – написанное прекрасно видно даже с последних парт, да и руки не шелушатся. Но есть нюансы, куда ж без них: доски то повесили, а вот обеспечение расходниками (маркерами и губками для стирания записей) сильно оставляет желать лучшего: нам выдают какое-то количество маркеров в начале учебного года и на этом всё.

маркерная доска
маркерная доска

В среднем, одного чёрного маркера хватает на две лекции, потом нужен новый. На практическом занятии вообще используется одновременно не менее двух маркеров – один у преподавателя и один у студента, работающего у доски. Поскольку кафедре математики поставляют почему-то не коробки с чёрными маркерами, как надо было бы, а исключительно наборы из маркеров четырёх цветов (чёрный, синий, красный и зелёный), соответственно, закончив запас чёрных, можно попытаться писать синими, а потом и красными или зелёными. Я пробовала – не понравилось ни мне, ни студентам. Понимаете, у меня в лекционных потоках более 200 человек. Записи на доске, сделанные синим, а тем более зелёным или красным маркером, с последних рядов лекционной аудитории, вмещающей такое количество студентов, видны намного хуже, чем записи чёрным. Поэтому запас чёрных маркеров заканчивается быстро, примерно через месяц после начала семестра, «ждать милостей от природы» не приходится, ибо бесполезно, и для проведения занятий я покупаю себе чёрные маркеры на маркетплейсах за свои средства. Вот этот «экономический» аспект, по-видимому, является главным фактором того, что меловые доски для проведения занятий мне всё-таки нравятся больше, чем маркерные.

В этом семестре так вышло, что каждую неделю по расписанию я все практические занятия кроме одного провожу в аудиториях с меловой доской тёмно-зелёного цвета (на лекциях доска маркерная). Поскольку меловых досок в вузе осталось уже не так много как раньше (бо́льшую часть учебных аудиторий оснастили маркерными и/или интерактивными досками), то и мела вуз закупает уже не в том количестве и ассортименте, что раньше. Сейчас у нас используется только один вид белого мела, по-видимому, самого дешёвого. При записях этим мелом приходится сильно надавливать, так как он слишком жёсткий, при этом мел царапает доску, проскальзывает, и время от времени громко и отвратительно скрипит. Я приспособилась: разламываю палочку этого мела напополам и пишу «срезом», тогда хотя бы нет скрипа.

-4

Знаете, бывают такие противные звуки, услышав которые ты содрогаешься или поёживаешься – например, скрипящий звук от царапанья гвоздём по стеклу. Скрип от нашего мела именно такой. Однажды мне попалась следующая информация: учёные-биологи, изучающие приматов, выяснили, что один из видов мартышек в случае серьёзной опасности, сигнализирует о ней своим сородичам, издавая резкий звук, по своим характеристикам очень сильно схожий как раз с тем скрипящим звуком царапания железом по стеклу. И была выдвинута любопытная гипотеза о том, что нам, современным приматам, интуитивно противен этот скрип, так как ещё с тех давних времён, когда мы жили на деревьях, в нас генетически заложено, что этот звук несёт в себе опасность. В общем, любопытная история.

один из наших дальних родственников
один из наших дальних родственников

Вернусь в наше время. Студенты, которым на практическом занятии по математике приходится пользоваться таким мелом при решении задач у доски, поёживаются от этого скрипа, но продолжают писать – другого то мела всё равно нет. А тут мы изучали геометрические приложения определённых интегралов, и для повышения качества восприятия чертежей я помимо белого принесла на занятие ещё синий и оранжевый мел – чтобы выделить цветным полученную фигуру, площадь которой мы вычисляем, или тело вращения, объём которого требуется найти (почему именно синий и оранжевый? ну, какие были в наличии, такие и принесла – был бы красный, принесла бы и его). Этот цветной мел совсем другого качества нежели наш белый – пишет мягко и легко. И вот один из студентов, вышедших к доске решать очередную задачу, до поры до времени писал белым мелом, поёживаясь от скрипа и бурча под нос, что мел плохо пишет. Тут к нам в аудиторию заглянула заведующая и вызвала меня на минутку в коридор для того чтобы что-то неотложное спросить. Когда я вернулась, то увидела на доске следующее: студент вместо белого мела стал писать синим и уже успел написать им несколько строк вычислений. Просто представьте: синие записи на тёмно-зелёной доске – контрастности маловато.

Отвлекусь. Мне трижды пришлось проходить медицинскую комиссию на получение водительских прав: в самый первый раз почти 20 лет назад при получении прав, потом через несколько лет при замене прав по смене фамилии, и в третий раз при замене прав по истечении 10 лет. Вот когда я проходила комиссию второй раз, то после проверки остроты зрения мне ещё дали пройти тест на дальтонизм. Я до этого где-то читала, что у женщин дальтонизма не бывает, это прерогатива мужчин, но возражать не стала, конечно же. Тест представлял собой следующее: тебе показывают карточку одного цвета, на которой написана цифра (или буква) другого цвета, её нужно назвать, при этом цвета фона и написанной цифры максимально схожи. Например, на бледно-сиреневом фоне бледно-розовая цифра или на светло-сером фоне светло-голубая буква, и всё это ещё в сероватых или розоватых пятнах. Тест я прошла, конечно же, но присматриваться действительно пришлось.

И вот теперь, глядя на эту зелёную доску с синими записями на ней, я сразу вспомнила тот тест. Ещё не успела ничего сказать, как кто-то из студентов, сидящих в аудитории, сообщил, что не видит, что написано на доске, притом, что действие происходило в небольшой аудитории, то есть максимальное расстояние от доски до каждого конкретного студента не превышало 5 метров. Работающий у доски обернулся, снисходительно посмотрел на вопрошающего и участливо спросил: «Дальтоник?», после чего ухмыльнулся и вместо синего мела взял оранжевый, бросив на вопрошающего и на меня взгляд, в котором явно читалось: «Ну, уж так и быть». В общем, все оставшиеся записи по решению данной задачи были оранжевого цвета. Так у нас получилось трёхцветное вычисление определённого интеграла. Как ни крути, выглядело это довольно празднично и нарядно, всем понравилось, судя по всему.

разноцветные записи на зелёной доске
разноцветные записи на зелёной доске

Оранжевый на зёлёном, кстати, смотрится достаточно ярко, нарядненько так. Если бы у меня было много оранжевого мела, то в нынешней ситуации мы писали бы оранжевым – пусть уж был бы праздник каждый день, чем регулярные мучения с таким белым мелом, как сейчас. Креативненько было бы, да. Но, кстати, проблему с дальтониками так не решить. Белый от всех остальных цветов отличают абсолютно все люди. А вот вдруг кто-то оранжевый путает с зелёным? Ведь может же быть такое вполне. Например, когда я училась в школе, в параллельном классе учился мальчик, который иногда приходил в школу в носках разного цвета – один коричневый, другой зелёный, он именно эти два цвета не различал. А коричневый совсем рядом с оранжевым, так что... Ладно, надеюсь, хоть на следующий год наш вуз другой белый мел закупит, получше.

Случалось вам испытывать трудности, подобные тем, что я описала? Как решали проблему? Пишите в комментариях.