Найти в Дзене
вопросы безбожника

Ваши ставки

#ибодуховность Есть такая штука — Пари Паскаля. Если грубо, он предложил рассматривать религию (не веру!) как ставку. «Господа, если уж играем, давайте хотя бы посчитаем шансы, прежде чем делать ставки». И вот, если представить религиозный вопрос XVII века как казино — картинка получается почти очаровательная. Мы входим в зал. За столом крупье: чуть таинственный, чуть строгий, уверенный в себе. Стол — один. Ставок — две: «Бог есть»; «Бога нет». Цена первой ставки ритуальный танец. Танец как танец, европейская повседневность: все так и танцуют всю жизнь, с детства. Ставишь на «Бог есть» и если угадал, получаешь главный выйгрыш, рай. Не угадал... ну, вышел из казино. Ставишь на «Бога нет» не танцуешь, это и есть выигрыш. Проигрыш — ад. (К слову, славословия о том что выйгрыш это "вечная жизнь" не совсем верны. Попавший в ад все равно получает вечную жизнь) Паскаль не рассматривал опцию «не ставить», это ставка «Бога нет». Так что в той старой игре всё действительно выглядело выго

#ибодуховность

Есть такая штука — Пари Паскаля.

Если грубо, он предложил рассматривать религию (не веру!) как ставку. «Господа, если уж играем, давайте хотя бы посчитаем шансы, прежде чем делать ставки».

И вот, если представить религиозный вопрос XVII века как казино — картинка получается почти очаровательная.

Мы входим в зал.

За столом крупье: чуть таинственный, чуть строгий, уверенный в себе.

Стол — один.

Ставок — две:

«Бог есть»;

«Бога нет».

Цена первой ставки ритуальный танец. Танец как танец, европейская повседневность: все так и танцуют всю жизнь, с детства.

Ставишь на «Бог есть» и если угадал, получаешь главный выйгрыш, рай. Не угадал... ну, вышел из казино.

Ставишь на «Бога нет» не танцуешь, это и есть выигрыш. Проигрыш — ад.

(К слову, славословия о том что выйгрыш это "вечная жизнь" не совсем верны. Попавший в ад все равно получает вечную жизнь)

Паскаль не рассматривал опцию «не ставить», это ставка «Бога нет».

Так что в той старой игре всё действительно выглядело выгодно.

А теперь — давайте откроем дверь в современное религиозное казино.

Только вошли — и Паскаль сразу напрягся: что-то пошло не так.

Столов… много.

Крупье — тоже.

Каждый уверяет, что только его стол настоящий, а остальные — фальшивки, обман, самодеятельность. Столы появляются, исчезают, меняются. Вы ушли за пивом к бару, а крупье поменялся, танец поменялся, ставка поменялась. Хуже того, крупье может вытащить свой собственный новый стол и сказать что теперь этот правильный, и старая ставка не годится. Можешь поставить заново и успеть правильно потанцевать.

Появился новый тур, который Паскаль не рассматривал вообще.

Тур нулевой. Невидимый.

Тур «есть ли вообще посмертие». Никто не видел правил, никто не видел колоду, никто не видел рулетку. Но именно этот тур внезапно решает всё: имеет ли вообще смысл ставить. И проводит его казино, тайно, до основного розыгрыша. Никто не знает результата до объявления результата ставок. Перед объявлением результата ставок. То есть есть не иллюзорный шанс что всем скажут "всем спасибо, все ставки сгорели. Расходитесь"

И основной тур стал веселее: угадай правильного бога из трёх тысяч. Да что там, больше. Бесконечного количества - вы помните, да? Столы не фиксированны. Шансы — как на рулетке, у которой колесо с экватор.

Цена ставки выросла:

— где-то это ежедневный ритуальный танец;

— где-то полный набор предписаний;

— где-то добровольный отказ от собственной свободы целиком.

И танцевать нужно не просто так, а с выражением презрения к остальным, что танцуют иначе.

Без гарантий

И вот что любопытно:

в современном казино Паскаля появилась опция «не ставить».

Не танцевать.

Большинство религий, кстати, к такому относятся мягче, чем к чужому верующему. Неверующего ещё можно попытаться переманить. Верующий конкурирующей фирмы — враг по определению.

Вернёмся в зал.

Теперь не два варианта, а три.

1. Посмертия нет.

Все просто ушли домой.

Никто не выиграл, но некоторые очень вспотели.

2. Посмертие есть, бог милостив.

Один номер выиграл, остальные, кто танцевал в неверном направлении — в ад. Не ставившему достаётся что-то вроде лимбо: тихий зал ожидания, никто не орёт, «подождите, вас вызовут».

3. Посмертие есть, бог злопамятный. Тогда для всех, кроме угадавшего — ад. Настоящий, с огоньком и спецэффектами. Но угадать надо не просто "эта книга". Угадать надо вплоть до мелочей ритуального танца. Не так посмотрел, не так поставил пальцы, не так повернул голову - извини браток, ставка сгорела.

Но если..

Вы не танцевали.

Не делали ставку.

И не пытались угадать правильный стол из тысяч.

Кстати, правильный может оказаться в дальнем чулане, под грудой старых стульев: самые древние религии вообще давно забыты. Что, если верить логике «древнее = истиннее», делает их особенно удобными для угадывания.

Если смотреть цинично, получается следующее:

У Паскаля верующий рисковал мало и дёшево — он и так живёт в ритуалах, по привычке. Угадать надо в орлянку, по сути Выигрывал много.

А атеист рисковал дёшево, но проигрывал много.

В современном мире картинка перевернулась.

Верующий рискует дорого: и жизнью в ритуалах, и адом за неправильный выбор — без права на переигровку.

Атеист выигрывает вполне ощутимо: не платит цену участия, не сжигает время, не отдаёт свободу.

Проигрывает же ровно столько же, сколько и большинство верующих: шанс угадать верный стол стремится к нулю.

И вот логика Паскаля, аккуратно вывернутая наизнанку:

когда столов слишком много, некоторые вне доступа, цена участия высока, и есть нехилый шанс, что «стола с посмертием» вовсе нет:

самая рациональная стратегия — не ставить.

И если уж мы всё равно оказались в этом казино без права досрочно уйти,

то порой лучшая тактика — просто не танцевать.