Добрый день, любители отечественной истории и путешествий!
Сегодня в Москве пошел снег вперемешку с дождем. Погода хмуриться, и для поднятия настроения мы вам расскажем несколько забавных историй из нашего прошлого.
Граф Ф.В. Ростопчин, губернатор Москвы рассказывал, что однажды император Павел I спросил его:
- Ведь Ростопчины татарского происхождения?
- Точно так, государь.
- Как же вы не князья?
- А потому, что предок мой переселился в Россию зимою. Именитым татарам-пришельцам летним цари жаловали княжеское достоинство, а зимним жаловали шубы.
Действительно, выходцы из Золотой Орды охотно ехали на службу к московским князьям, получая чины и землю с крестьянами.
Но эта забавная легенда, выдуманная, по всей вероятности, самим Ф.В.Ростопчиным, имеет мало общего с историей происхождения рода Ростопчиных. Основатель рода принадлежал к низшему слою княжеских слуг – он был растопчой, т.е. истопником великой княгини Марии Ярославны, выдвинулся тем, что захватил в плен в 1447 году Василия Замыцкого, боярина князя Ивана Андреевича Можайского, активного участника феодальной войны середины XV века.
Все мы хоть раз слышали строевую команду: «Шагом марш»! А знаете ли вы, что именно император Павел I заменил русское слово «Ступай», на французское «Марш»! Государь император любил заменять русские слова на иностранные. Так, русское слово «врач» поменяли на польское «лекарь», а русская «стража» превратилась в «караул», тюркского происхождения.
Как необычно порой переплетаются исторические события! В 1797 году император Павел I был в Митаве (территория современной Латвии). Там он посетил графа Прованского, жившего под именем де Лилль. Русский император предложил ему пенсию в 200 тысяч рублей. Пройдет несколько лет и граф Прованский станет королем Франции Людовиком XVIII Бурбоном.
Среди пленных, уведенных из России армией Наполеона, был некто Семенов. Потомком русского солдата стал знаменитый бельгийский писатель Жорж Сименон, автор популярных детективов о комиссаре Мэгре.
Как ни печально, но семейная жизнь царственных особ порой находится в прямой зависимости от большой политики. У императора Александра I была любимая сестра Екатерина. В 1808 году он в срочном порядке обручил ее с герцогом Георгом Ольденбургским, мелким немецким князьком, который не отличался внешней привлекательностью. Почему же Александр не мог подобрать для сестры более подходящую партию? Видимо нет, потому что к Екатерине начал настойчиво свататься Наполеон Бонапарт, и, выбирая между «безродным корсиканцем» и родовитым, но не привлекательным герцогом, Александр выбрал второе. Супруги некоторое время жили в Твери, куда герцог был назначен генерал-губернатором. Брак продлился недолго, Георг умер от тифа в 1812 году.
Великий русский полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов после того, как был отправлен в отставку, торжественно похоронил свои ордена и мундир. Прах полководца покоится в Александро-Невской лавре, на надгробной плите эпитафия, автор которой поэт Г.Р. Державин: «Здесь лежит Суворов». Просто и скромно, как и сама жизнь великого полководца.
Продолжение следует...