Зачем я снова пошла на этот странный балет? - Как всегда, из-за хороших артистов.
И еще хотелось проверить: может, я вначале чего-то не поняла? Не оценила глубины замысла прогрессивного постановщика ввиду отсталости мышления и унылой "ненасмотренности"? Вдруг на меня снизойдет просветление, и откроются, как принято в современном новоязе, потайные "смыслы"?
Ан нет... Если раньше я стремилась хоть какую-то авторскую концепцию найти, то теперь мне было просто скучно. Ей-Богу, ну сколько можно носиться по сцене, размахивая руками, словно тот недоделанный отечественный робот, который на днях вышел к публике и сразу об пол хлопнулся?
Но что вы думаете? - Зал продан полностью, даже совсем слепые места! И за безумные деньги! Вот смотрите, на ярусе боковые ложи, там же совсем ничего не видно.
Говорят, назови любой балет "Лебединым озером", и зритель к тебе потянется. Надо добавить: и на любой спектакль в любом театре, если на афише значится "Мастер и Маргарита". Вот ведь волшебная сила русской литературы!
Но я, как вы уже знаете, пришла из-за артистов. Где их еще увидишь, когда в классике - одни вчерашние студенты? Против последних ничего не имею, но какой-то порядок должен быть?
По сравнению с премьерой сменился почти весь состав (двигайте стрелочку, в программке несколько страниц)
На прежнем месте лишь Иван Бездомный (Михаил Крючков). Знаете, что я тут подумала? Я никак не могу решить, кого я нынче хочу видеть Петром в "Светлом ручье", по-моему, эта партия - не для профессиональных принцев. А вот Михаил Крючков и по амплуа отлично подойдет, и по технике - в какой-то относительно недавней современной поделке он такие кульбиты выдавал, только держись! Может, дирекция над этим подумает?
Мой любимый персонаж - конечно, очаровательный черный котик (Иван Сорокин). Я давно уже приметила этого серьезного и трудолюбивого танцовщика, еще на "Анне Карениной". Исключительно тонкая работа. И здесь тоже, пластика изящная и в некотором роде игривая. Ну какой из него Бегемот? Скорее вспомнишь про кошку, у которой четыре ноги: "...Но трогать ее не моги, не моги - за ее малый рост!" Вот, Иван Сорокин хоть ростом не очень вышел, но вы бы посмотрели, как он выполняет поддержки с Геллой, с которой у него разница чуть ли не на полметра!
Сказать по правде, если и есть какой смысл в новомодных постановках - только занять хорошо подготовленных танцовщиков, которым по разным причинам не находится применения в классике.
Гелла (Ангелина Влашинец) оказалась неожиданно интеллигентной и сдержанной. Мне нравится эта балерина, я всегда ее узнаю в разных двойках и тройках по особой грации и внутреннему достоинству и всегда думаю: вот была бы замечательная Одетта-Одиллия! Надеюсь, хоть в где-то на стороне ей выпадает что-нибудь более значительное, чем "три лебедя".
Монументальный Понтий Пилат (Александр Водопетов) предстал истинным арийцем римлянином, двигался размеренно, значительно и нарочито устало. Но на поклонах сменил образ и выбежал на сцену очень резво.
Про многочисленных персонажей второго ряда - Коровьев, Азазелло, Аннушка и Фрида - меня можно не спрашивать. Пусть меня простят исполнители - ничего личного, я и в романе их не различаю совершенно.
Я вам больше скажу, даже трамвай с горящими фарами на этот раз не произвел на меня особого впечатления. А ведь четыре года назад я только этот эпизод и запомнила из всего спектакля.
Разобрать, кто есть кто, довольно затруднительно еще вот почему:
На сцене если не кромешная тьма, окутавшая по воле Булгакова "ненавидимый прокуратором город", то уж точно неясный полумрак - наверное, из-за экономии электричества советскими домкомами.
Воланд (Артемий Беляков). Конечно, я помню, как великолепно он выглядел на премьере. Но больше не помню ничего. Вы не поверите, тогда я не увидела ни танго Воланда, неизменно сопровождаемое аплодисментами, ни даже мистического умения не то, что сидеть, а даже лежать на двух стульях. Может быть, потому, что у меня было место в партере, и я смотрела на сцену снизу вверх?
Теперь переехала повыше, и воспринимала все заново. Уже не первый раз отмечаю, насколько мягче стали движения у Артемия Белякова с тех пор, как я впервые его увидела в партии Красса, а это было не так давно. Хотя Воланду острые углы, возможно, были бы к лицу, как Злому гению в "Лебедином озере" Григоровича. Нет?
Мастер (Денис Родькин) и Маргарита (Юлия Степанова)
У обоих - первое выступление, и в основном из-за этого я и взяла билеты. Вдруг удастся вдохнуть новую жизнь в этот небалетный балет? Хотя... На мой взгляд, эти партии им не очень подходят.
Юлия Степанова мне всегда нравилась особой теплотой, передающейся зрителю даже через рампу и даже в партии ледяной Мирты. В последнее время я редко вижу эту балерину, и не в ее, как мне кажется, амплуа.
Возможно, балетная Маргарита по замыслу хореографа отличается от книжной. Та представляется мне женщиной-вамп, легко находящей свое место рядом с могущественным Воландом и его разномастной свитой, в отличие от тихого, потрепанного жизнью Мастера, которого она всеми силами опекает. В такой трактовку Денис Родькин с его спокойной, изящной и уверенной пластикой совсем не вписывается. Однако я вовсе не настаиваю на том, что мое понимание - единственно верное.
Вот интересно, что думают обо "современной хореографии" сами артисты?
Об этом мы вряд ли в ближайшее время узнаем, им же еще работать...
Открыла старый отзыв - оказывается, к премьере я еще очень благосклонно отнеслась:
Здесь речь о понятиях отвлеченных, можно не ограничивать отклики.
По моим делам - без изменений, и надежды на них мало. При необходимости найти меня просто, а толочь воду в ступе не имеет смысла.