В церковной среде нередко можно услышать: «Вот искушение какое! », когда случается неприятность, одолевает тягостная мысль или возникает соблазн поступить вопреки совести.
И в этом есть глубокая правда: перед нами действительно искушение. Однако далеко не всякий задумывается, что означает это слово в классическом православном понимании, чем искушение отличается от греха и почему оно неизбежно сопровождает духовный путь человека.
Что есть искушение
Святые отцы Церкви неизменно подчеркивали: искушение - не грех, а лишь возможность согрешить. Как это было с нашими праотцами, Адамом и Евой, искусившимися призывами змея-искусителя...
Это момент испытания, в котором обнажается истинное состояние души, выявляются скрытые пристрастия и немощи. То есть перед нами стоит выбор – согрешить или остановиться, прогнав помысел, и даже сделать добро. Не только себе, а и другим.
Священное Писание ясно указывает: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог ... и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1: 13-14: 1).
Отсюда следует важнейшее богословское положение: источник искушений - не Бог, как мы привыкли думать, но свободная воля человека, ослабленная страстями, и враждебные силы, ищущие нашего падения. Как писал святитель Иоанн Златоуст, искушение «разве Бог не может отвратить искушения? Но Он попустил для того, чтобы ты сделался опытнее…»
Сам Христос в пустыне был искушаем диаволом (Мф. 4: 1-11), показав тем самым, что даже Безгрешный не минует испытаний, ибо через них человек познает свою немощь и учится полагаться на Бога.
Виды искушений
По учению старцев, искушение имеет тройственный источник: плоть, мир и диавол. В духовной практике выделяют несколько основных родов искушений:
Телесные - влечения к пище, сну, телесным удовольствиям, когда естественная потребность перерастает в ненасытность. То есть плоть вносит в душу влечения к чувственным удовольствиям, когда естественная потребность перерастает в ненасытность.
Душевные - гордость, тщеславие, зависть, гнев, уныние; движения сердца, стремящиеся возвысить «я» над ближним и над Богом. Их таких намного больше...
Мир соблазняет внешними благами - богатством, властью, славой, - внушая, что в них заключено подлинное счастье. Устоять перед этим - сложная задача...
Духовные - тончайшие соблазны «праведности»: уверенность в собственной безукоризненности, презрение к грешникам, ожидание наград за добродетель.
Внешние - соблазны мира: богатство, власть, слава, мода, внушающие, будто в них - подлинное благо. Диавол подбрасывает пагубные мысли, разжигает страсти и всячески старается отвратить любого, а не только верующего, человека от Бога.
Испытующие терпение - болезни, потери, несправедливость, когда кажется, что Бог далек и молчание Его - равнодушие.
При этом сам по себе помысел или внезапное влечение еще не есть грех. Грех рождается лишь тогда, когда человек «сочетается» с этим помыслом, то есть принимает его, «разговаривает» с ним, то есть питает вниманием, и приводит в действие.
Почему искушения посещают даже праведников
Почему же испытания приходят даже к тем, кто искренне стремится жить по заповедям? Святые отцы раскрывают здесь глубокий духовный смысл, и дают несколько ответов.
Прежде всего, искушения служат очищением. Подобно тому как огонь выплавляет золото, испытания выявляют и сжигают скрытые примеси души: тщеславие, самолюбие, неверие другие пороки, которых мы не видим или не хотим видеть.
Преподобный Симеон Новый Богослов учил, что без искушений невозможно постичь свою немощь и обрести истинное смирение.
Во-вторых, они укрепляют духовную силу. Преодолевая соблазн, человек научается смирению, терпению и благодарности; он перестает полагаться на собственные силы и все более уповает на благодать. Как говорил преподобный Исаак Сирин, кто не знает, что такое борьба, тот не знает, что такое победа; кто не испытал скорби, тот не познал утешения.
В-третьих, искушения делают нас сострадательными. Пережив внутреннюю борьбу, мы начинаем тоньше чувствовать немощи ближних и можем поддержать их не назидательными словами, а и живым сочувствием. Апостол Павел свидетельствовал: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9).
Как относиться к долгому испытанию
Когда искушение тяготит, а молитва, кажется, остается без ответа, важно помнить, что, во-первых, искушение это и повод к бдительности. Вместо того чтобы унывать, стоит спросить: что в моем сердце открыло дверь соблазну? Где я расслабился, где вознесся?
В такие минуты важно помнить о некоторых моментах.
Молчание Божие – не есть знак равнодушия. Как учили святые отцы, Господь ни за что не попускает искушения выше меры, но испытывает нас, нашу веру и чтобы мы познали, как нуждаемся в Нем.
Продолжительность испытания – это как бы часть духовного урока. Порой она нужна именно для того, чтобы мы глубже осознали свою немощь, перестали искать «быстрых решений» у кого-то из людей и научились пребывать в присутствии Божием - даже когда путь темный, безнадежный и совсем непонятный.
Смиренное терпение ценнее пылких слов. Не всегда нужно искать «сильных» молитв; порой достаточно тихого: «Господи, вижу немощь свою. Будь со мной! ».
Молитва в искушении
Молиться при искушениях не только можно, но и необходимо. При этом помнить о том, что молитва это не какой-то всемогущий «магический рычаг», . Это живое общение с Отцом, Который знает нашу немощь прежде нашего прошения.
В искушении особенно уместны:
Краткая молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» - она возвращает ум к Богу и отгоняет смущение.
Псалмы (например, 26-й, 50-й, 90-й) - они выражают и покаяние, и упование, и просьбу о защите.
Молитва о смирении: «Господи, не как я хочу, но как Ты; дай мне видеть Твою волю и принять ее с миром».
При этом важно не требовать от Бога немедленного избавления, но учиться говорить: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6: 10). Ведь порой самое ценное, что мы обретаем в искушении, - не свобода от борьбы, а способность послушно и доверчиво пребывать в руке Божией, даже когда путь кажется бесконечно долгим.
Итак, отношение к искушению, по учению отцов, должно быть трезвенным и бдительным. Не следует ни преувеличивать его силу, впадая в уныние, ни легкомысленно пренебрегать им, думая, что «пройдет само». Нужно сохранять ясное видение: искушение - не случайность и не «наказание», а школа души, где мы учимся любви, смирению и доверию.
И, наконец, не следует замыкаться в своей борьбе. Церковь дает нам опору: Таинства, Священное Писание, творения святых отцов Церкви, духовнический совет, общение с верующими братьями и т.д. Ведь Христос обещал быть посреди тех, кто собирается во имя, и в единении с Церковью мы обретаем силу, которой не одолеют ни плоть, ни мир, ни диавол.