Найти в Дзене
Авиация мира

Единственный летающий Як-50 в России. Исторический самолет-акробат в Дракино.

Спортивно-пилотажный самолет Як-50, созданный в ОКБ Яковлева длоя замены устаревших Як-18ПМ и Як-18ПС в самом начале 70х годов прошлого века, является самолетом с вкесьма сложной судьбой. Содной стороны, он позволил сборной СССР по самлолетному спорту завоевать массу призов на соревнованиях, а с другой, череда аварий и катастроф произошедших с Як-50 в сборной СССР и Центральном Аэроклубе им Валерия Чкалова, весьма серьезно сказались на его репутации. В первый полет самолет поднялся в 1972 году. Испытания в ОКБ Яковлева проводившиеся в том числе летчиком-испытателем ОКБ Яковлева Светланой Савицкой показали просто великолепные летные данные. Спустя 4 года испытаний самолет был запущен в серию на Арсеньевском Авиационном Заводе в Приморье и начал поступать в сборную и ведущие аэроклубы нашей страны. Дебют нового Яка на Чемпионатах Мира по высшему пилотажу был просто ошеломительным. На чемпионате Мира 1976 года, проходившем в Киеве на аэродроме Чайка, Советские спортсмены заняли все первы

Спортивно-пилотажный самолет Як-50, созданный в ОКБ Яковлева длоя замены устаревших Як-18ПМ и Як-18ПС в самом начале 70х годов прошлого века, является самолетом с вкесьма сложной судьбой. Содной стороны, он позволил сборной СССР по самлолетному спорту завоевать массу призов на соревнованиях, а с другой, череда аварий и катастроф произошедших с Як-50 в сборной СССР и Центральном Аэроклубе им Валерия Чкалова, весьма серьезно сказались на его репутации. В первый полет самолет поднялся в 1972 году. Испытания в ОКБ Яковлева проводившиеся в том числе летчиком-испытателем ОКБ Яковлева Светланой Савицкой показали просто великолепные летные данные. Спустя 4 года испытаний самолет был запущен в серию на Арсеньевском Авиационном Заводе в Приморье и начал поступать в сборную и ведущие аэроклубы нашей страны. Дебют нового Яка на Чемпионатах Мира по высшему пилотажу был просто ошеломительным. На чемпионате Мира 1976 года, проходившем в Киеве на аэродроме Чайка, Советские спортсмены заняли все первые места, а всего наша сборная завоевала 23 из 30 разыгрывавшихся, из них 9 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей. Абсолютным чемпионом мира в мужском зачете стал Виктор Лецко, награжденный большой медалью FAI и кубком Арести. В женском зачете абсолютной чемпионкой мира стала Лидия Леонова. А сборная СССР получила кубок Петра Нестерова за очередную победу в командном зачете. Все наши летчики выступали на новеньких Як-50.

Сборная тренировалась в очень жестком режиме, полеты выполнялись на больших скоростях и с максимально допустимыми перегрузками. Частенько летчики-спортсмены сборной СССР выходили за установленные ограничения по перегрузкам, желая максимально красиво и четко построить пилотажный комплекс. При этом все Як-50 были новыми и не имели продления ресурса.

Все изменилось в трагический день 13 августа 1978г, когда на тренировке сборной Советского Союза, на аэродроме Борки разрушился в воздухе Як-50, пилотируемый абсолютным чемпионом мира Виктром Лецко... На выводе из пикирования сложились консоли крыла, не дав возможности летчику выпрыгнуть с парашютом...

Комисситя начала работу и быстро выяснилось, что параметры ресурса для Як-50 не соответствовали действительно адским условиям эксплуатации этих пилотажных машин в сборных СССР и республик. В срочном порядке ввели ограничение по числу фигур и часам отлетанным на высший пилотаж. Казалось проблема решена, хотя ресурса Як-50 после введения ограничений хватало в среднем на месяц тренировочных полетов в сборной. Но на этом трагедии не закончились. В 1981 году, по той же причине разрушения самолетов в воздухе, погибает летчик сборной СССР Юрий Гомыляев, а еще спустя два года, Як-50 вновь разрушается в воздухе и в этой катастрофе погибает еще один летчик-спортсмен из сборной Стяпас Артишкявичус. Чудом удалось спастись спортсмену 2-го Московского Аэроклуба, у которого началось разрушение переднего узла навеески крыла при взлете с подмосковного аэродрома Кузнечики. Услышав треск и боковым зренив увидев вздрогнувшее крыло, он успел выпрыгнуть с парашютом с высоты около 150 метров и спастись.

На "проблемный" тип самолета, обратили внимание на самом верху и в 1986 году эксплуатация Як-50 в аэроклубах СССР была остановлена. ОКБ начало работы по доработкам парка Як-50, но это дело шло очень медленно, ведь уже началось производство гораздо более современного Як-55. Все изменилось с развалом СССР и началом массовой "распродажи" авиатехники, устроенной тогдашними руководителями ДОСААФ. В те годы большое количество хранившихся в аэроклубах Як-50, были по дешевке проданы на запад и после проведения комплекса доработок, самолет стал весьма надежным, о чем говорит массовое использование самолетов этого типа в пилотажных группах и на авиашоу в Европе, США и даже Австралии по сей день! Так на Як-50 весьма успешно и ярко выступает прибалтийская пилотажная группа ANBO, в 2021 году летавшая не Международном Авиационно-Космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском.

В нашей стране Як-50 летали в Армавире и Брянске. Но несколько лет назад Як-50 из Армавира уехал за рубеж, а Брянская машина встала на прикол из за недостатка финоансироания.

Однако полтора года назад Як-50 из Брянска был выкуплен проектом Русские Авиационные Гонки и перевезен в Московскую область. Более года самолет провел в ангарах проекта, пока над ним работали специалисты. В конце лета этого года, самолет выполнил газовки а затем и облет для получения Сертификата Летной Годности. Очень надеемся, что этот исторический Як-50, станет еще одним восстановленным самолетом из нашей Авиационной истории.

-2
-3
-4