Найти в Дзене
Борис Барабанов

Дэвид Боуи и чебурашкины апельсины

Дэвид Боуи и чебурашкины апельсины. Изучая путешествие Дэвида Боуи по Транссибирской магистрали, я когда-то набрел на воспоминания сопровождавшего его Боба Мусела, корреспондента информационного агентства United Press International. Боб Мусел - журналист, проработавший в UPI (советское телевидение говорил "Ю-Пи") - с 1924 по 1982 год. Он не только писал заметки, среди которых были сводки с полей сражений II мировой войны и репортаж с церемонии коронации Елизаветы II , - он также сочинял киносценарии и тексты песен. Именно Боб Мусел был тем человеком, который сообщил Уинстону Черчиллю о смерти Франклина Рузвельта. Среди прочего Боб Мусел известен тем, что придумал для Элвиса Пресли прозвище Elvis The Pelvis . Он хорошо знал Россию. И вот, что он писал (это, напомню, начало 1970-х): “В пограничном городе Хабаровске, с осторожностью поглядывающем на голубые холмы Китая за рекой Амур, жители советского Дальнего Востока кажутся людьми более независимыми, нежели те, кто живет ближе к цент
-2

Дэвид Боуи и чебурашкины апельсины. Изучая путешествие Дэвида Боуи по Транссибирской магистрали, я когда-то набрел на воспоминания сопровождавшего его Боба Мусела, корреспондента информационного агентства United Press International. Боб Мусел - журналист, проработавший в UPI (советское телевидение говорил "Ю-Пи") - с 1924 по 1982 год. Он не только писал заметки, среди которых были сводки с полей сражений II мировой войны и репортаж с церемонии коронации Елизаветы II , - он также сочинял киносценарии и тексты песен. Именно Боб Мусел был

тем человеком, который сообщил Уинстону Черчиллю о смерти Франклина Рузвельта. Среди прочего Боб Мусел известен тем, что придумал для Элвиса Пресли прозвище Elvis The Pelvis .

Он хорошо знал Россию. И вот, что он писал (это, напомню, начало 1970-х): “В пограничном городе Хабаровске, с осторожностью поглядывающем на голубые холмы Китая за рекой Амур, жители советского Дальнего Востока кажутся людьми более независимыми, нежели те, кто живет ближе к центру советской власти - Москве.

Пробираясь по улице Карла Маркса через толпу солдат и матросов, я вдруг увидел, как разъяренная толпа полнотелых домохозяек в неизбежных головных платках отчитывала полицейского. Жалко было наблюдать за тем, как он пытается организовать из женщин очередь за коврами, которые должны вот-вот подвезти, приводя в качестве образца для подражания соседнюю очередь за лимонами по 15 копеек (20 центов) за штуку, которые продавали из ящиков с маркировкой “California Sunkist” “.

Эту выдержку из воспоминаний я взял в свой текст о путешествии Боуи, чтобы рассказать об опыте знакомства Боба Мусела с СССР. Здесь стоит отметить, что “California Sunkist” - старейшая американская компания по выращиванию и экспорту цитрусовых, всемирный разум сообщает нам : "Sunkist Growers, Inc. — это кооператив калифорнийских и аризонских фермеров, созданный ещё в 1893 году". Компания существует до сих пор, есть вебсайт, рассказывающий о семьях фермеров, входящих в кооператив. Итак, СССР экспортировал цитрусовые из США. Очевидно, что тогда, как и позже в советскую эпоху , это был большой дефицит.

Мировой интеллект информирует: "После разрядки (эпоха Брежнева–Никсона) СССР начал ограниченный импорт продуктов через западные фирмы — в основном через госкомпании “Продинторг” и “Союзплодоимпорт”.

В этот период часть цитрусовых (включая американские) могла попадать в СССР через третьи страны — например, Финляндию, Италию, Ливан, Израиль. На некоторых упаковках, попадавших в советские порты (например, в Одессу или Ленинград), встречалась маркировка “Sunkist” — но это были не прямые поставки, а реэкспорт. В советской прессе слово “Sunkist” упоминалось несколько раз — как синоним калифорнийских апельсинов, не в контексте торговли, а в сравнении: “Калифорнийские апельсины «Sunkist» уступают по вкусу сочинским”

(«Литературная газета», 1977) ". В отличие от европейской части СССР, Дальний Восток имел гораздо более открытые торговые контакты - через порт Владивосток и особенно через торговлю с Японией и Южной Кореей. В Хабаровске и Владивостоке существовали специальные магазины валютной торговли (Берёзки, позже — «Дальинторг»), где можно было купить импортные продукты, поступавшие по бартеру или через “Совфрахт” и “Внешторг”. Туда действительно могли попадать товары с маркировкой Sunkist, но не по прямому контракту между СССР и Sunkist,

а через переупаковку или перепродажу японскими дистрибьюторами - Mitsui, Marubeni, Nichimen и др. Также апельсины могли попадать в СССР через судовые поставки с “открытых рейсов” Дальневосточного морского пароходства. Суда часто привозили “побочные грузы” — в том числе цитрусы и продукты питания для нужд экипажа и реализации на месте. Сохранились воспоминания моряков: “В Хабаровске на рынке продавали калифорнийские апельсины в сетках с наклейкой ‘Sunkist’ — брали у матросов, пришедших из Йокогамы.” «Тихоокеанская звезда» писала:

“На прилавках ‘Берёзки’ можно встретить импортные цитрусовые — марокканские, израильские и даже американские «САНКИСТ».” То есть, полное совпадение с воспоминаниями Боба Мусела.

Таким образом, Чебурашка, израильское происхождение которого много обсуждают в последние дни, вполне мог быть американцем. Подумайте об этом.

Еда
6,93 млн интересуются