Наши читатели очень хорошо помнят, что еще десять лет назад крупнейшим автопроизводителем планеты был американский General Motors (GM). Но за этот короткий по историческим меркам период времени произошло что-то непоправимое. На наших глазах этот гигант фактически стал игроком второго эшелона. Согласно последних мировых рейтингов GM стабильно на шестом месте, пропуская вперед такие компании и альянсы как Toyota, VW, Hyundai-KIA, Renault-Nissan, Stellantis.
Кто еще 10 лет назад мог прогнозировать такое развитие событий? Что стало причиной такого сжатия и ухода со многих региональных рынков? Может неповоротливость автомобильного гиганта сыграла с ним такую злую шутку?
Впрочем, первые признаки «нездоровья» гиганта проявились во время знаменитого кризиса «пузырей Уолл-Стрита», который пришелся на 2008-2009 гг. Именно тогда позиции General Motors пошатнулись. И, прежде всего, это коснулось крупнейшего европейского актива – немецкого Opel и британского Vauxhall. Причина – многолетняя работа этих подразделений в убыток. Напомним, что еще в 2009 году была предпринята первая попытка избавится от Opel. А покупателем тогда выступил альянс канадской Magna и российского Сбербанка. Но из-за океана прилетело твердое «нет».
«Время разбрасывать камни»…
В конце концов в 2017 году европейское подразделение GM, которое работало с 1928 года, было продано французам из PSA (Peugeot-Citroen). Таким образом американский автопроизводитель ретировался из Европы, прихватив с собой еще и марку Chevrolet.
Но и это еще не все. Продажа Opel/Vauxhall и выход из Европы было только началом. Американцы также ушли из России. Завод в Санкт-Петербурге был закрыт, позднее американцы вышли из совместного предприятия GM-АвтоВАЗ в Тольятти, где выпускали Chevrolet Niva.
Также концерн решил выйти из «праворульных» стран. Был закрыт завод в Индии. Автопроизводитель отказался от такой заслуженной марки как Holden в Австралии. Ушел концерн из Индонезии и Таиланда. Был продан японской Isuzu завод в Южной Африке. Все это, в конце концов, сказалась на глобальных позициях General Motors, который откатился с 1 на 6 место.
А всего-то топ-менеджмент автопроизводителя выполнял волю акционеров, которые требовали от него избавления от убыточных активов. Такое «бегство» из разных частей мирового автомобильного рынка, по сути, является беспрецедентным в истории мировой автоиндустрии.
Наш канал оценил сегодняшние позиции General Motors как глобального игрока. И вот что мы выяснили. По сути GM остался сколько-нибудь значимым игроком в Западном полушарии. На своем домашнем рынке в США марка Chevrolet стабильно третья, после Toyota и Ford. А ее громадный пикап Silverado лишь немного уступает американскому лидеру Ford F150. Из всего былого соцветия брендов General Motors на американском рынке остались только Chevrolet, Biuck и Cadillac. Соответственно марки Pontiac, Oldsmobile, Hummer, Saturn и Geo ушли в историю американской автоиндустрии. В соседней Канаде Chevrolet на 4 месте.
Относительно сильные позиции GM в Латинской Америке. На крупнейшем рынке Западного полушария в Бразилии, Chevrolet входит в тройку самых популярных марок тропического гиганта, уступая лишь FIAT и VW. За 10 мес. текущего года здесь продано 218 тысяч машин с золотым крестом на радиаторе (доля 10,6% бразильского рынка), а самой популярной моделью является Onix. Суммарно хэтчбеков и седанов Onix реализовано более 102 тыс. штук за этот период.
В соседней Колумбии Chevrolet также входит в первую тройку с долей 8,4%. Но рынок этой страны менее емкий, нежели бразильский. В Мексике также GM имеет прочные позиции – второе место на мексиканском рынке и 147 205 автомобилей за 10 мес. текущего года. Но вот какой парадокс - самой популярной моделью является Aveo (48 864), но не тот, хорошо знакомый российским автолюбителям, а другой. Chevrolet Aveo нового поколения – это разработка китайского СП SAIC-GM-Wuling. Автомобили импортируются из Китая. А громадные пикапы Chevrolet здесь не на самых высоких позициях.
А где еще представлен шестой игрок мирового автопрома? Собственно на китайском рынке позиции GM намного слабее нежели у таких глобальных игроков как VW и Toyota. А марка Buick, которая является отделением GM, находится на 15 месте рынка Поднебесной с объемом продаж 328 тыс. Сравните, VW за этот период продал 1,5 млн автомобилей. Потому партнерство с пятым по величине производителем Китая важно для американского концерна.
В начале первого десятилетия General Motors приобрел активы обанкротившегося южнокорейского Daewoo Motors. От всех зарубежных заводов, которые корейцы смогли прибрать к рукам в Польше, Румынии и Узбекистане в GM избавились. Но сегодня можно констатировать, что на южнокорейском рынке у американцев самый настоящий провал.
Смотрите, на огромном рынке Южной Кореи объемом 1 млн 385 тыс. автомобилей за 10 мес. текущего года GM-Korea смогла продать 12,8 тыс. автомобилей, или 0,9% рынка. Бестселлером марки стал компактный кроссовер Chevrolet Trax.
«…время собирать камни»
И вот на этой не очень благостной для GM картине, как «гром среди ясного неба» прозвучали интересные заявления о том, что американский концерн разрывает все связи с поставщиками автокомпонентов из Китая. Это их ответ на растущие геополитические риски. Так американцы решили повысить устойчивость логистических цепочек.
Но еще более интересные заявления прозвучали в ходе визита в США президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. В апреле текущего года им было дано поручение о продаже 99,7% акций государственной доли в автомобильной компании UzAuto Motors. Да, это та самая компания, которая когда-то давно носила наименование Uz-Daewoo. Затем, когда корейский автопроизводитель перешел под крыло американцев, узбекское предприятие перешло под контроль государства.
В ходе визита была подписана сделка – американская сторона может стать участником приватизации UzAuto Motors. Тем более, что General Motors все это время был технологическим партнером, а автомобили, выпускаемые на предприятии имели золотой крест на радиаторе.
Узбекский концерн достаточно привлекательный актив для американского автопроизводителя. Компания много лет генерирует прибыль, на домашнем рынке занимает долю в 82%. Готовые автомобили и машинокомплекты экспортируются на соседние рынки центральноазиатских стран, а также закавказских государств и даже Монголии.
Как сообщили в Госдепартаменте США, стороны согласовали импорт автокомпонентов на сумму $5 млрд в течение трех лет. Также проработан вопрос «расширения партнерства».
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz