Когда в столице запустили первый маршрут? Какой была его трасса следования? Правда ли, что некоторое время на нём ходили двухэтажные троллейбусы? Насколько долго удавалось сохранять первоначальный маршрут? Как он менялся в последующие годы? А также - какие уникальные и экспериментальные модели троллейбусов ходили под №1? И когда этот маршрут исчез со столичных улиц? Об этом и не только расскажу сегодня.
Один-два этажа
Движение троллейбусов запустили в Москве 15 ноября 1933 года. Сначала маршрут был всего лишь один: от Белорусского вокзала до моста Окружной железной дороги, чуть дальше нынешней станции метро "Сокол". То есть по Ленинградскому проспекту и Волоколамскому шоссе. Единственным он оставался довольно долго. Троллейбус №2 начал ездить по столичным улицам только в декабре 1934-го. Однако маршрут №1 в январе того же года стал несколько длиннее. 14 января его трассу продлили в центр - до площади Революции по нынешней Тверской. Изначально там ходили всего лишь 4 троллейбуса. А проезд по всему маршруту стоил 60 копеек.
В таком виде маршрут №1 сохранялся до апреля 1936 года. Потом его трасса следования сильно изменилась. Он стал ездить от Писцовой улицы (недалеко от Нижней Масловки) до Комсомольской площади. Маршрут был таким (здесь и далее в статье указываю современные названия): улица Правды, Ленинградский проспект, Тверская, Охотный ряд, Петровка, Кузнецкий мост, Большая Лубянка, Сретенка, Садовая-Спасская, Орликов переулок, Каланчёвская улица. Сколько существовала именно такая трасса, сказать сложно. Например, в газетах за 1939 год указывали, что №1 ходил по-старому. То есть от площади Революции до моста Окружной железной дороги.
Точно известно, что изменился маршрут в феврале 1941 года. Троллейбус всё также ходил от моста Окружной железной дороги, но около метро "Маяковская" теперь сворачивал на Садовое кольцо и дальше следовал уже по этой магистрали до Крымской площади. Однако через несколько месяцев маршрут №1 отменили. На столичные улицы он вернулся только в июне 1943 года. Правда совсем с другой трассой: от Курского вокзала до Казанского. Опять же, сколько троллейбус ходил по такому маршруту, неизвестно.
Дальше на юг
В июне 1945 года маршрут №1 снова стал другим. Троллейбус теперь ездил от Лубянской площади через Театральный проезд, Охотный ряд, Моховую улицу, Большой Каменный мост, улицу Серафимовича и Большую Полянку до Добрынинской площади. Практически ровно спустя 2 года маршрут опять немного изменили. Отныне троллейбусы ездили не до Лубянской площади, а к Белорусскому вокзалу через Тверскую улицу. В 1950-м первый номер продлили на юг. Он стал ходить до Южного Речного вокзала на его старом месте, то есть на Новоданиловской набережной. От Добрынинской площади троллейбусы хследовали туда через Большую Серпуховскую и Люсиновскую улицы (в разные стороны), Подольское шоссе и Большую Тульскую.
Однако уже в 1952 году маршрут снова изменили. Троллейбус №1 начал ходить от Нагорного проезда до больницы им. Боткина. Через Варшавское шоссе, Большую Тульскую, Большую Серпуховскую улицы, Большую Полянку, Серафимовича, Моховую, Охотный ряд, Тверскую, Ленинградский проспект и Беговую улицу. Эта трасса продержалась довольно долго - до 1968 года. Тогда маршрут сократили до Белорусского вокзала. Кстати, в те времена тут ходили очень интересные длинные (сочленённые) троллейбусы модели СВАРЗ ТС-1/2. Если вам интересно, можете прочитать мою статью о них. Ссылка будет в конце этого материала.
В 1971 году троллейбусу №1 вернули прежнюю трассу: Нагорный проезд - больница им. Боткина. Больше в советское время этот маршрут не менялся. В начале 1990-х его сокращали до кинотеатра "Ударник". Но это было связано с реорганизацией движения транспорта вокруг Московского Кремля. Буквально через месяц троллейбусы снова ездили по привычному маршруту.
По той же магистрали, но уже другой
После завершения организации движения в 1993 году, троллейбус сохранил свой маршрут. Но теперь он стал зависеть от того, в каком направлении ехать. В сторону Нагорного проезда отныне "единичка" сворачивала на Бульварное кольцо на Пушкинской площади. Далее двигалась по Тверскому, Никитскому и Гоголевскому бульварам. Потом через улицу Волхонка и Боровицкую площадь троллейбус соединялся с основным маршрутом до Нагорного проезда.
Последнее изменение трассы троллейбуса №1 случилось в ноябре 2002 года. Тогда маршрут совсем чуть-чуть продлили на юге. В Нагорном проезде сняли контактную сеть. Поэтому 1-й номер стал ходить немного дальше - до метро "Нагатинская". Проработал маршрут до 2 мая 2016 года. После этого на смену троллейбусу пришли дизельные автобусы. Московские власти посчитали, что "рогатым" в центре столицы не место. Любопытно, что работники "Мосгортранса" за пару недель до этого отправляли мэру Москвы открытое письмо. В нём они просили сохранить троллейбус, как "более экологичный и экономически выгодный" вид транспорта. Но успехом их усилия не увенчались.
Сначала на улицы вышел автобус Т1. Обычно так меняли все троллейбусы. Просто добавляли эту букву к старому номеру. Однако довольно быстро маршрут переделали на М1. Трасса следования уже была совсем другой: от больницы РЖД (МПС) до улицы Кравченко. Но всё-таки первый участок, открытый в 1933 году, то есть по Ленинградскому проспекту, всё равно остаётся частью маршрута. Хоть и уже не троллейбусного.
В конце, как и обещал, ссылка на статью про троллейбусы модели ТС:
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!