Найти в Дзене

От лицензий к монополии: как Китай выжал из нашей техники сока и теперь на нем строит будуще

Китайцы никогда не думали о профессионализме, но у них получилось — как они украли у Европы технологии и сделали новое лицо автомобильной индустрии Если вы полагали, что индустриальные секреты — это что-то неприкосновенное, стойкое и защищённое десятилетиями, то пора менять точку зрения. И потому что история китайского автопрома — это не просто очередная байка о "копировании". Это яркий пример того, как страна, давно считавшаяся руководом для тех, кто "не умеет делать сами", взяла и резко вышла из тени, оседлав мировой рынок. Началось всё в 2014 году. BMW, один из признанных лидеров в Европейской индустрии, совместно с китайской компанией Power Xincheng открывают завод по производству двигателей в Китае. Всё вроде бы как положено — технологии по лицензии, заказы, поставки. Но сам по себе этот шаг был не столько попыткой заработать, сколько началом мощной технологической перезагрузки. К 2017 году ситуация стала ещё интереснее: производство Ducati уже полностью перенесли в Китай. А зачем

Китайцы никогда не думали о профессионализме, но у них получилось — как они украли у Европы технологии и сделали новое лицо автомобильной индустрии

Если вы полагали, что индустриальные секреты — это что-то неприкосновенное, стойкое и защищённое десятилетиями, то пора менять точку зрения. И потому что история китайского автопрома — это не просто очередная байка о "копировании". Это яркий пример того, как страна, давно считавшаяся руководом для тех, кто "не умеет делать сами", взяла и резко вышла из тени, оседлав мировой рынок.

Началось всё в 2014 году. BMW, один из признанных лидеров в Европейской индустрии, совместно с китайской компанией Power Xincheng открывают завод по производству двигателей в Китае. Всё вроде бы как положено — технологии по лицензии, заказы, поставки. Но сам по себе этот шаг был не столько попыткой заработать, сколько началом мощной технологической перезагрузки.

К 2017 году ситуация стала ещё интереснее: производство Ducati уже полностью перенесли в Китай. А зачем? Чтобы снизить издержки, чтобы избавиться от европейских рамок и ограничений — и всё ради того, чтобы в будущем появилось что-то своё, китайское.

Самое же удивительное случилось в 2018 году. Как ни странно, но китайцы начинают вытворять настоящие чудеса. Они, взяв всё, что европейцы шлифовали веками — технологии, лицензии, наработки — делают уже свой собственный гибридный двигатель, совершенно независимо. И делают его под брендом Lexiang. Первый автомобиль, Liuan, на базе этого двигателя — и это был прямо-таки прорыв по части качества и цены.

-2

Вы скажете, а что тут такого? А вот что. Европейцы, которые привыкли, что всё самое лучшее и проверенное — за их деньги, — видят, что китайцы создают продукт, который по надежности и экономичности ничуть не хуже, а по цене — в разы дешевле. И всё — благодаря тому, что технологии — чужие, а производственные мощности — свои.

К 2024 году эта стратегия начинает приносить плоды: китайские бренды, такие как Power Xingqian, Lexiang и другие, просто уничтожают рынок гибридных и электромобилей внутри Китая. Тогда Европа взяла в руки оружие — пошлины. Надо было защитить свои рынки, своих производителей. И начали вводить тарифы на китайские машины. Но, как говорят, "удачи" хватает ненадолго.

В 2025 году Европа сталкивается с реальностью: импортные китайские авто — уже не просто дешево, а гораздо дешевле аналогов европейских марок. Европейские автоконцерны за год потеряли тридцать процентов прибыли. Кто остался? Правильно: закрывали свои заводы.

А что же дальше? А дальше — китайцы собираются делать машины прямо в Европе. Вложить деньги в европейские заводы, чтобы обходить пошлины, вытеснить конкурентов и оставить их на мели. То есть, настолько быстро и решительно они освоили технологию, что взяли в руки стратегический рычаг: производство.

-3

Что в итоге получилось? А получилось то, что западная промышленность, казалось бы, лежала на лопатках, реализуя старую тактику "копировать и прятать секреты". А китайцы — всего лишь взяли, переработали и сделали свой ассортимент, что на сегодняшний день по уровню технологий и цена-качество — одни из лучших в мире.

И всё это — результат того, чему учились Европа и США веками. Но, по сути, это кривое зеркало — это история о том, как страна, которая долгое время была "учеником", внезапно стала учителем для тех, кто раньше думал, что всё продаётся, а технологию контролируют заплаченные лицензии.

-4

Что тут скажешь? Может, когда-то мы думали, что у "китайцев" — это только подделки и дешёвая электроника. Но время показывает, что всё намного сложнее. Вся эта история — напоминание, что если ты не осваиваешь новые технологии, не вкладываешь в развитие — рано или поздно тебя могут обойти по всем фронтам.

А самое удивительное — это то, как наши западные автозаводы, вместо того чтобы усиленно внедрять новые разработки и держать технологический курс, позволили китайцам взять всё, что им нужно, и пошли по пути падения у собственных ворот. Потеряли примерно тридцать процентов прибыли, и теперь пытаются что-то делать, не осознавая, что весь рынок уже под контролем китайцев, которые просто используют чужие наработки, чтобы создавать свои продукты.

Быть может, самое важное — это понять одну простую вещь: в современной индустрии технологии — это всё. И если одна страна умеет их создавать, а затем — умно использовать, — она через несколько лет может стать мировым лидером. Или, как в этом случае, — первым игроком в новой игре, которая всё сильнее перетягивает одеяло в Китай.

Мораль тут, как в старом анекдоте: "Технологии — это как топор: кто их использует — тот и режет. Кто нет — тот и рубит себе ноги". Вот и всё.