Найти в Дзене
С миру по нитке

Классика для чайников: топ-10 величайших симфоний в истории музыки. Часть 1.

Классическая музыка пару сотен лет всегда стала своего рода культурным парадоксом: никто не сомневается в ее величии, но настоящих ценителей классики не так уж и много. Мы все уважаем Бетховена, но слушаем Лепса. Мы все годимся Чайковским, но в нашем плейлисте - Кендрик Ламар и дискотека 80-х. Но если вы, не будучи искушенными ценителями класической музыки, все-таки решились заглянуть в ее таинственный мир, то у нас есть хороший гид, с чего следует начать (а, возможно, на этом и закончить). Итак, представляем вам топ-10 величайших симфоний в истории классики! 10. Симфония № 8 Брукнера (1887/1890) Симфония № 8 - это синтез симфонического гения Брукнера - величественный, чувственный и противоречивый. Восьмая симфония австрийца - вершина его симфонических достижений. Хотя по характеру и масштабу она близка Вагнеру, темы и гармонии, напоминающие хоралы, мастером которых был Брюкнер, проходят через все четыре части. Брукнер использует своё искусство органиста для создания этого величайшего

Классическая музыка пару сотен лет всегда стала своего рода культурным парадоксом: никто не сомневается в ее величии, но настоящих ценителей классики не так уж и много. Мы все уважаем Бетховена, но слушаем Лепса. Мы все годимся Чайковским, но в нашем плейлисте - Кендрик Ламар и дискотека 80-х. Но если вы, не будучи искушенными ценителями класической музыки, все-таки решились заглянуть в ее таинственный мир, то у нас есть хороший гид, с чего следует начать (а, возможно, на этом и закончить). Итак, представляем вам топ-10 величайших симфоний в истории классики!

10. Симфония № 8 Брукнера (1887/1890)

Симфония № 8 - это синтез симфонического гения Брукнера - величественный, чувственный и противоречивый. Восьмая симфония австрийца - вершина его симфонических достижений. Хотя по характеру и масштабу она близка Вагнеру, темы и гармонии, напоминающие хоралы, мастером которых был Брюкнер, проходят через все четыре части. Брукнер использует своё искусство органиста для создания этого величайшего шедевра.

9. Симфония № 5 Шостаковича (1937)

Третья часть Пятой симфонии Шостаковича, полная страданий и эмоций, звучит как плач, выражая то, что было слишком опасно произносить вслух в те времена. Эта часть растрогала многих зрителей на премьере до слёз, и произведение было встречено получасовой овацией стоя.

8. Симфония № 6 «Патетическая» Чайковского (1893)

Что действительно отличает это произведение, так это блестящее мастерство Чайковского в обращении с эмоциональной составляющей и привнесении нового, пугающего измерения в симфоническое мышление, объединяющим фактором которого является последовательность нисходящих гамм, отражающая многолетнюю историю симфонии о падении в бездну. Симфония № 6 - трагическая, откровенно эмоциональная - и одна из величайших симфоний всех времён.

7. Симфония № 1 Брамса (1876)

Первая симфония Брамса стала результатом двадцатилетней борьбы за то, чтобы вырваться из тени Бетховена. Он уничтожил ранние черновики, опасаясь, что они не дотягивают до уровня наследия его кумира. Но когда симфония наконец-то была исполнена в 1876 году, она явила собой выдающееся произведение эмоциональной глубины и мастерства исполнения. Её часто называют «Десятой симфонией Бетховена», она сочетает в себе бурную мощь и лирическую красоту, утверждая Брамса как истинного симфонического наследника Бетховена.

6. «Фантастическая симфония» Берлиоза (1830)

Этим выдающимся произведением Гектор Берлиоз вывел симфонию на новый уровень. Никто до 1830 года не был близок к созданию нотных кластеров для четырёх литавр, создающих столь необычное звучание в конце «Сцены в полях», не говоря уже о причудливых чередованиях ре-бемоль мажора и соль минора в конце «Похода на эшафот».

Продолжение (Часть 2) - здесь!