Найти в Дзене
С миру по нитке

Классика для чайников: топ-10 величайших симфоний в истории музыки. Часть 2.

Начало (Часть 1) - здесь! 5. Симфония № 4 Брамса (1885) Четвёртая симфония Брамса озадачила даже его друзей. Мрачная, строгая, с пассакалией в финале, отсылающей к эпохе барокко, - она казалась намеренно немодной. В формальном совершенстве Четвёртой симфонии есть что-то почти пугающее: её тематическая целостность, лаконичность, богатство вариаций, сочетание полифонии с сонатной формой. 4. Симфония № 9 Малера (1909) Симфония № 9 написана для мощных оркестровых инструментов - большого количества деревянных и медных духовых, а также насыщенной ударной секции, включающей литавры, большой барабан, малый барабан, треугольник, тарелки, глокеншпиль и три глубоких колокола. Самое поразительное в этом звуковом мире - это потрясающе тонкое обращение Малера со всем этим плотным звучанием. 3. Симфония Моцарта № 41 «Юпитер» (1788) Симфония № 41 - это триумф структуры, увенчанный одним из самых ослепительных финалов в музыке. Чудо последней симфонии Моцарта - в её грандиозном замысле, сочетающем торж

Начало (Часть 1) - здесь!

5. Симфония № 4 Брамса (1885)

Четвёртая симфония Брамса озадачила даже его друзей. Мрачная, строгая, с пассакалией в финале, отсылающей к эпохе барокко, - она казалась намеренно немодной. В формальном совершенстве Четвёртой симфонии есть что-то почти пугающее: её тематическая целостность, лаконичность, богатство вариаций, сочетание полифонии с сонатной формой.

4. Симфония № 9 Малера (1909)

Симфония № 9 написана для мощных оркестровых инструментов - большого количества деревянных и медных духовых, а также насыщенной ударной секции, включающей литавры, большой барабан, малый барабан, треугольник, тарелки, глокеншпиль и три глубоких колокола. Самое поразительное в этом звуковом мире - это потрясающе тонкое обращение Малера со всем этим плотным звучанием.

3. Симфония Моцарта № 41 «Юпитер» (1788)

Симфония № 41 - это триумф структуры, увенчанный одним из самых ослепительных финалов в музыке.

Чудо последней симфонии Моцарта - в её грандиозном замысле, сочетающем торжественные фанфары, каскадные гаммы и томительные фигуры. Основная часть части включает кульминации, в которых потрясающие нисходящие пассажи чередуются, а затем сочетаются с мощными восходящими толчками; в то время как центр части вступает в области напряжённого конфликта, из которого, кажется, нет выхода. Нет и не может быть более великого и более волнующего музыкального полотна, чем это!

2. Симфония № 9 Бетховена (1824)

Симфония № 9 - это симфонический прорыв, который с тех пор одновременно ужасает своей недосягаемостью и вдохновляет композиторов.

Слышала ли публика в 1824 году что-либо более элементарное, чем вступительные такты Девятой симфонии Бетховена? И насколько она контрастировала с кульминационной глубиной третьей части. Но в четвертой части произведения слушателей жал еще один сюрприз - первый случай, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Первые три части подтверждают величие Девятой, но утопическая «Ода к радости» Шиллера, положенная на мелодию, стала настоящим венцом этого гениального произведения!

1. Симфония № 3 "Героическая" Бетховена (1803)

Новаторский, гигантский шедевр, воспевающий жизнь великого героя.

Лучшей симфонией всех времён, безусловно, является «Героическая». От первых двух электризующих оркестровых аккордов до финальных победных литавр - она не отпускает слушателя ни на минуту. С точки зрения архитектуры она потрясает. Всё произведение создано на основе гениально простой идеи незаконченной мелодии, которая постоянно стремится к завершению и каждый раз развивается в новом захватывающем направлении.

Музыка, которая волнует, бросает вызов и восхищает, которая обеспечивает связность, но при этом остаётся достаточно эластичной, чтобы вместить самую острую человеческую драму: «Героическая» описывает то, что Юнг называет «архетипической» моделью. Многие великие мифы мира повествуют о герое, который борется, терпит неудачу, умирает, а затем чудесным образом возвращается. Юнг утверждал, что в этой истории заключена универсальная человеческая истина. Поскольку «Героическая» Бетховена рассказывает эту историю музыкой, а не словами, она представляет эту истину в её чистейшей, самой универсальной форме. Бетховен выковал из этой истины величайшую симфонию из когда-либо написанных!

Ranked: the 20 best symphonies | Classical Music