Термин «эпатирующее искусство» введен искусствоведами, в нем объединены все течения, подтечения, разновидности подтечений и школы, которые так или иначе рассчитывают прежде всего на эпатаж зрителя. У большинства из них есть более или менее обоснованная теория, однако во всех присутствует анархический бунт, претендующий на определенную революционность. Одни из них оставили заметный след в истории развития искусства ХХ в., другие остались курьезом и не имели последователей.
Из всех приведенных в схеме течений лишь один фовизм носил больше характер цветового бунта, в то время как все остальные были бунтом формы.
Первые признаки эпатирующего направления были у импрессионистов и особенно у группы «Наби», существовавшей в последнем десятилетии ХIХ в. во Франции.
Фовизм
Фовисты впервые выступили в парижском Салоне независимых в 1905 г., однако их тогда не заметили. На выставке следующего года по поводу их творчества разразился большой скандал, в 1907 г. можно было говорить о начале распада фовизма, а еще через год он прекратил свое существование как явление. Вместе с тем многие художники, например Анри Матисс, всю свою жизнь работали в духе фовизма, сумев приблизить его к реалистическому направлению.
Термин «фовизм» обычно переводят как «дикие», что не совсем точно, ибо перевод этого французского слова обозначает «дикие звери», и термин обязан своим происхождением статье Л. Вокселла (1905). Разбирая одну из работ Альбер Марке, который выступал на выставке Салона независимых как скульптор, критик писал: «Чистота этого бюста неожиданна среди оргии чистых красок – это Донателло среди диких зверей». Последние два слова на французском языке передаются одним «фов», а отсюда и «фовизм». Современники же называли их «некооперированными» и «беспозвоночными».
Фовизм не имел своей теории – задача художников состояла лишь в том, чтобы на них обратили внимание, и с этой целью они начали писать огрубленные формы в резких красочных тонах. Выделяют «необузданных фовистов» (Андре Дерен, Морис де Вламинк, Кес ван Донген) и «дисциплинированных фовистов» (Анри Матисс, Рауль Дюфи, Жорж Брак). Эти термины не требуют особого пояснения.
Самым последовательным фовистом был французский художник Анри Матисс (1869-1954). Его иногда называли представителем декоративного фовизма, так как для него каждое произведение было праздником цвета и орнамента. Человек на его холстах порой включался в рисунок как часть орнамента и редко имел портретную характеристику, за исключением, может, ранних работ и чисто портретных.
Работы Анри Матисса начала века носили ярко выраженный характер необузданного фовизма (например, «Обнаженный натурщик», 1900; «Женщина в шляпе», 1904-1905). Однако постепенно, в течение первого десятилетия века, его творчество приобрело «дисциплинированный» характер. Пейзажи, портреты, интерьеры этого периода показывают изысканное сочетание цвета и орнамента, причем последний иногда забивает всё остальное, как, например, в «Красной комнате» (1908). К этому же времени относятся и два его панно, выполненные по заказу С. Щукина, «Танец» и «Музыка» (1909-1910).
Матисс продолжал совершенствовать свое искусство и оттачивать мастерство, не подпадая ни под какие влияния вновь возникавших течений. Путешествие по Северной Африке обогатило его палитру новыми красками и резкими светотенями.
В 1940-х гг. художник почувствовал ухудшение зрения и стал больше заниматься графическими работами. В 1944-1947 гг. он иллюстрировал книгу «Джаз» и пришел к мысли о новом виде искусства – монументальной аппликации. Изображение вырезалось из цветной или раскрашенной бумаги, а затем наклеивалось на твердую основу или стену. Так он оформил свое ателье широкой полосой голубых обнаженных женщин с распущенными волосами (1952).
А. Матиссу принадлежит уникальное оформление Капеллы четок в Вансе (1953). Интерьер капеллы предельно лаконичен – на белых стенных плитках несколько изображений: Богоматерь с младенцем, св. Доминик и путь на Голгофу. Престол, подсвечники, фриз на парапете и витражи с растительным орнаментом – всё исполнено по рисункам А. Матисса.
Для большинства остальных художников фовизма течение было лишь предлогом поэкспериментировать яркими цветовыми пятнами. Таковы М. Вламинк (1876-1958) и его «Красные стволы» (1906), А. Дерен (1880-1954) «Солнечные блики на воде» (1905) и «Женщина в комбинации» (1906), Р. Дюфи (1877-1953) «Окна с витражами» (1906), Ж. Брак (1882-1963) «Гавань в Антверпене» (1906) и, наконец, К. ван Донген (1877-1968) «Анита» (1905).
В следующем выпуске: Дадаизм