Найти в Дзене

ЭПАТИРУЮЩЕЕ ИСКУССТВО: Фовизм

Термин «эпатирующее искусство» введен искусствоведами, в нем объединены все течения, подтечения, разновидности подтечений и школы, которые так или иначе рассчитывают прежде всего на эпатаж зрителя. У большинства из них есть более или менее обоснованная теория, однако во всех присутствует анархический бунт, претендующий на определенную революционность. Одни из них оставили заметный след в истории развития искусства ХХ в., другие остались курьезом и не имели последователей. Из всех приведенных в схеме течений лишь один фовизм носил больше характер цветового бунта, в то время как все остальные были бунтом формы. Первые признаки эпатирующего направления были у импрессионистов и особенно у группы «Наби», существовавшей в последнем десятилетии ХIХ в. во Франции. Фовисты впервые выступили в парижском Салоне независимых в 1905 г., однако их тогда не заметили. На выставке следующего года по поводу их творчества разразился большой скандал, в 1907 г. можно было говорить о начале распада фовизма,

Термин «эпатирующее искусство» введен искусствоведами, в нем объединены все течения, подтечения, разновидности подтечений и школы, которые так или иначе рассчитывают прежде всего на эпатаж зрителя. У большинства из них есть более или менее обоснованная теория, однако во всех присутствует анархический бунт, претендующий на определенную революционность. Одни из них оставили заметный след в истории развития искусства ХХ в., другие остались курьезом и не имели последователей.

Из всех приведенных в схеме течений лишь один фовизм носил больше характер цветового бунта, в то время как все остальные были бунтом формы.

Первые признаки эпатирующего направления были у импрессионистов и особенно у группы «Наби», существовавшей в последнем десятилетии ХIХ в. во Франции.

Фовизм

Фовисты впервые выступили в парижском Салоне независимых в 1905 г., однако их тогда не заметили. На выставке следующего года по поводу их творчества разразился большой скандал, в 1907 г. можно было говорить о начале распада фовизма, а еще через год он прекратил свое существование как явление. Вместе с тем многие художники, например Анри Матисс, всю свою жизнь работали в духе фовизма, сумев приблизить его к реалистическому направлению.

Термин «фовизм» обычно переводят как «дикие», что не совсем точно, ибо перевод этого французского слова обозначает «дикие звери», и термин обязан своим происхождением статье Л. Вокселла (1905). Разбирая одну из работ Альбер Марке, который выступал на выставке Салона независимых как скульптор, критик писал: «Чистота этого бюста неожиданна среди оргии чистых красок – это Донателло среди диких зверей». Последние два слова на французском языке передаются одним «фов», а отсюда и «фовизм». Современники же называли их «некооперированными» и «беспозвоночными».

Фовизм не имел своей теории – задача художников состояла лишь в том, чтобы на них обратили внимание, и с этой целью они начали писать огрубленные формы в резких красочных тонах. Выделяют «необузданных фовистов» (Андре Дерен, Морис де Вламинк, Кес ван Донген) и «дисциплинированных фовистов» (Анри Матисс, Рауль Дюфи, Жорж Брак). Эти термины не требуют особого пояснения.

Самым последовательным фовистом был французский художник Анри Матисс (1869-1954). Его иногда называли представителем декоративного фовизма, так как для него каждое произведение было праздником цвета и орнамента. Человек на его холстах порой включался в рисунок как часть орнамента и редко имел портретную характеристику, за исключением, может, ранних работ и чисто портретных.

Анри Матисс «Обнаженный натурщик», 1900
Анри Матисс «Обнаженный натурщик», 1900
Анри Матисс «Женщина в шляпе», 1904-1905
Анри Матисс «Женщина в шляпе», 1904-1905

Работы Анри Матисса начала века носили ярко выраженный характер необузданного фовизма (например, «Обнаженный натурщик», 1900; «Женщина в шляпе», 1904-1905). Однако постепенно, в течение первого десятилетия века, его творчество приобрело «дисциплинированный» характер. Пейзажи, портреты, интерьеры этого периода показывают изысканное сочетание цвета и орнамента, причем последний иногда забивает всё остальное, как, например, в «Красной комнате» (1908). К этому же времени относятся и два его панно, выполненные по заказу С. Щукина, «Танец» и «Музыка» (1909-1910).

Анри Матисс «Красная комната», 1908
Анри Матисс «Красная комната», 1908
Анри Матисс «Танец», 1910
Анри Матисс «Танец», 1910
Анри Матисс «Музыка», 1910
Анри Матисс «Музыка», 1910

Матисс продолжал совершенствовать свое искусство и оттачивать мастерство, не подпадая ни под какие влияния вновь возникавших течений. Путешествие по Северной Африке обогатило его палитру новыми красками и резкими светотенями.

Интерьер ателье А. Матисса
Интерьер ателье А. Матисса
Интерьер ателье А. Матисса
Интерьер ателье А. Матисса

В 1940-х гг. художник почувствовал ухудшение зрения и стал больше заниматься графическими работами. В 1944-1947 гг. он иллюстрировал книгу «Джаз» и пришел к мысли о новом виде искусства – монументальной аппликации. Изображение вырезалось из цветной или раскрашенной бумаги, а затем наклеивалось на твердую основу или стену. Так он оформил свое ателье широкой полосой голубых обнаженных женщин с распущенными волосами (1952).

А. Матиссу принадлежит уникальное оформление Капеллы четок в Вансе (1953). Интерьер капеллы предельно лаконичен – на белых стенных плитках несколько изображений: Богоматерь с младенцем, св. Доминик и путь на Голгофу. Престол, подсвечники, фриз на парапете и витражи с растительным орнаментом – всё исполнено по рисункам А. Матисса.

Для большинства остальных художников фовизма течение было лишь предлогом поэкспериментировать яркими цветовыми пятнами. Таковы М. Вламинк (1876-1958) и его «Красные стволы» (1906), А. Дерен (1880-1954) «Солнечные блики на воде» (1905) и «Женщина в комбинации» (1906), Р. Дюфи (1877-1953) «Окна с витражами» (1906), Ж. Брак (1882-1963) «Гавань в Антверпене» (1906) и, наконец, К. ван Донген (1877-1968) «Анита» (1905).

Морис де Вламинк «Красные деревья», 1906
Морис де Вламинк «Красные деревья», 1906
А. Дерен «Солнечные блики на воде», 1905
А. Дерен «Солнечные блики на воде», 1905
А. Дерен «Женщина в комбинации», 1906
А. Дерен «Женщина в комбинации», 1906
Жорж Брак «Маленький залив в Ла-Сьота», 1907
Жорж Брак «Маленький залив в Ла-Сьота», 1907
Кес Ван Донген «Женщина с вишнями на шляпке», 1905
Кес Ван Донген «Женщина с вишнями на шляпке», 1905

В следующем выпуске: Дадаизм