Найти в Дзене
Raksonka

Обзор на "Когда плачут Цикады". Часть 5: Адаптации и спин-оффы

Теперь, когда я закончил с сюжетом, персонажами и финалами, мне бы хотелось обсудить различные форматы данной истории, которые, несмотря на одну и туже историю, порой могут кардинально отличаться друг от друга. ВИЗУАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА Неповторимый оригинал Цикад. Визуальная новелла (далее вл) невероятна огромна, где каждая глава хронометражем минимум часов на десять (Иссушение, например, идет аж целых 18!). С одной стороны, это плюс, ибо сюжет успевает достаточно разогнаться, пояснить за те или иные моменты сюжета (например, рассказать где находиться Ямайно во время бездействия) и более-менее уделить время героям. С другой стороны, некоторых зрителей столь долгое повествование может отпугнуть, и я их понимаю: зачастую 1\4 новеллы – это показ повседневной жизни героев, которая не особо двигает . В остальном это типичная новелла без возможности что-либо выбирать или как-то влиять на окружающий мир. Музыка отличная, композиция «dear you» так вообще в самое сердечко. Актёры, как я ранее писа

Теперь, когда я закончил с сюжетом, персонажами и финалами, мне бы хотелось обсудить различные форматы данной истории, которые, несмотря на одну и туже историю, порой могут кардинально отличаться друг от друга.

ВИЗУАЛЬНАЯ НОВЕЛЛА

Неповторимый оригинал Цикад. Визуальная новелла (далее вл) невероятна огромна, где каждая глава хронометражем минимум часов на десять (Иссушение, например, идет аж целых 18!). С одной стороны, это плюс, ибо сюжет успевает достаточно разогнаться, пояснить за те или иные моменты сюжета (например, рассказать где находиться Ямайно во время бездействия) и более-менее уделить время героям. С другой стороны, некоторых зрителей столь долгое повествование может отпугнуть, и я их понимаю: зачастую 1\4 новеллы – это показ повседневной жизни героев, которая не особо двигает .

В остальном это типичная новелла без возможности что-либо выбирать или как-то влиять на окружающий мир. Музыка отличная, композиция «dear you» так вообще в самое сердечко. Актёры, как я ранее писал: идеально попали в +своих персонажей. Насчёт визуала… тут все интересно. Самая первая версия Цикад вышла аж в далёком 2002 году и обладала достаточно специфической рисовкой. HD ремастер 2007 года как по мне наиболее приятный в визуальном плане, а Steam версия мне лично не понравилась. В остальном про навеллу сказать то сильно нечего, ибо это основа основ Цикад и наиболее подробная ее вариация, которая, впрочем, нечасто становится именно тем, с чего зрители начинают знакомство с Цикадами, уступая место своим более простым и коротким адаптациям.

Рисвока самой первой версии новеллы по настоящему пролетарская.
Рисвока самой первой версии новеллы по настоящему пролетарская.

АНИМЕ АДАПТАЦИЯ

Наконец-то разобравшись с сюжетом новеллы, можно перейти к аниме адаптации – наиболее популярной итерации цикад. Я сам в свое время познакомился с этой историей именно благодаря данному сериалу, который по первой смог меня удивить и даже понравиться, хотя под финал не вызывал ничего кроме разочарования. Но обо всем по порядку.

Постер 1 сезона. Стоит отметить, что у первого сезона Цикад шикарный оппенинг.
Постер 1 сезона. Стоит отметить, что у первого сезона Цикад шикарный оппенинг.

Первое что бросается в глаза – рисовка. Она довольно пролетарская и может по первой даже отпугнуть, однако если чуть потерпеть и привыкнуть, то приходит осознание, что на самом деле… все не так плохо. Мрачный, без ярких цветов визуал прекрасно подчеркивает загадочность Хинамизавы. Последние сомнения в рисовке у меня отпали после просмотра «Кармы», где визуальный стиль максимально не подходит к происходящему сюжету. Но об этом ниже. Адаптация благодаря очень хорошей постановке, актёрской игре и музыкальному сопровождению, воистину умудряется пугать или как минимум держать тебя в напряжении. Однако не всё тут так радужно. Главным источником моей неприязни в старом аниме является так называемый «японский юмор», а точнее «комедийные» вставки, которые только сбивают темп сюжета. Вот серьёзно, именно в данной итерации они настолько бесящие. И я не говорю, что весь юмор аниме цикад плох. Нет, порой встречаться достойные моменты, вызывающие улыбку, но именно нарочито комедийные моменты в аниме 2006 получились слабыми.

Адаптация, к сожалению, не смогла в полной мере адаптировать сюжет новеллы, от чего очень сильно его сократило. Под ножницы попали целые куски сюжета, которые были крайне важными для понимания происходящего. Например, в адаптации убрали такую «незначительную» деталь как подмену сестер Сонозаки, или эпилог «Смертельного проклятия», где описывалось что же стало с Кейчи после уничтожения Хинамизавы. Из-за подобных ужимок порой аниме намного хуже справлялось с показом психологического состояния героев, чем та же манга. Впрочем, иногда сокращение идет сюжету даже на пользу. Например, финальные сцены «Резни» и «Празднования» куда лучше и атмосфернее в аниме, нежели в новелле и манге (Например финальный промах Такано является именно промахом, а не читом от Ханю, что как по мне куда логичнее и символичнее). В тоже время были добавлены и нововведения, например, сюжет новой главы, которой в оригинале не было, а также трогательный эпилог для «Искупления».

По итогу аниме 2006 неплохая адаптация, которая в плане первого ознакомления, наверное, является самым оптимальным вариантом во многом из-за своего формата и относительно не большого хронометража.

Постер к второму сезону
Постер к второму сезону

МАНГА АДАПТАЦИЯ

Вышедшая позже аниме адаптации и выпускаемая разными мангаками, данная итерация Цикад смогла взять в себя основные сюжетные повороты новеллы и грамотно адаптировать их. В отличие от порезанного аниме, «книжный» вариант куда более подробный, но при этом и не такой длинный как новелла. Можно сказать, что манга вобрала в себя весь сюжет, отсеяв множество не особо важных для понимания происходящего деталей. Не скажу, что сокращение в целом привело к лучшему результату (например, характер Ириэ довольно сильно исказили), но в большинстве случаев вырезанные эпизоды погоды не сделали.

Однако и здесь не обошлось без ложки дегтя. Из-за того, что большинство глав рисовали разные авторы, единства в стиле не было, а поэтому в каждой главе одни и те же персонажи зачастую нарисованы по-разному. Больше всех пострадала Такано, рисовка которой скачет от божьего одуванчика, до натурального сатаны в юбке. Тут балл победы несомненно у аниме.

В целом манга адаптация является самым оптимальным вариантом для ознакомления с Цикадами, которая не является настолько порезанной как аниме, но и не настолько графоманская как новелла.

КИНО АДАПТАЦИЯ

Да-да, у Цикад есть еще кино-адаптация 2008 года, которую ради этого обзора я осмелился посмотреть. И на удивление у меня есть, что сказать о ней.

-7

Не буду ходить вокруг да около: Фильм получился крайне слабым. Сюжетно адаптация показывает события первой главы, с некоторыми элементами второй. В целом не плохое решение, однако хронометража как-то явно не хватает из-за чего порой все ощущается как-то скомкано, того самого хоррора уже почти нет и сюжет больше ощущается как краткий пересказ, а не полноценная адаптация. Отмечу еще сомнительные режиссёрские решения, например саспенс тут нагнетается намного хуже, чем было в оригинале (в любом из выше перечисленных). Тут уже чуть ли не с прихода Кейчи в школу уже начинается нагнетаться атмосфера, довольно банальными способами и эпичным (нет) слоумо. Я конечно понимаю, что разгоняться как в новелле и прочем режиссёр не мог, но мне кажешься можно было бы саспенс поднять более оригинально. И подобных моментов очень много которые можно было бы сделать лучше.

Актерский состав подкачал. Актеры, которые играют Рену, Кейчи и Мион словно стесняться показывать жизнерадостные эмоции или играть вообще. Вот не хватило той беззаботности и ребячества, присущее началу оригинальной главы. По остальным актерам сказать особо не могу, ибо всё как-то печально. Грустно конечно, что Сатоко и Миё теперь не блондинки, а Рена не рыжая. Хоть бы им волосы покрасили, хз. Хотя судя по тотальной бедности бюджета фильма, не удивлюсь, что вся съёмочная группа "затянула пояса" ради сьемок и до какой-то там краски дело не дошло.

Не в масть тебе хорошая адаптация.
Не в масть тебе хорошая адаптация.

Из плюсов выделю прекрасные пейзажи села Серикавы, с которого была списана Хинамизава в оригинале, прекрасны. От красоты пейзажей порой дух захватывает, благо место сьемок буквально Хинамизава один в один (или наоборот). К тому же некоторые операторские и сценарные решения, способствовали этому. В целом имена натуралистичность главный плюс адаптации.

По итогу фильм дешевый и снят словно фанатами с бюджетом в банку риса. Пара моментов даже смогли вызвать мурашки по спине, а это для хоррора уже успех, но заслуга это ординального сценария, а не адаптации. Фильм крайне слабый и в принципе «на раз», но прям кринжа не вызывал. На фоне адаптации «Атаки Титанов», так вообще это вообще эталон киноэкранизации. Из всех 4 вариаций Цикад этот я не рекомендую вообще. Лучше поострите аниме, оно во всём лучше.

Забыл сказать, что у этого шедевра есть вторая часть... Но она во всём хуже даже первой, в поэтому я сделаю вид. что ее не существует.
Забыл сказать, что у этого шедевра есть вторая часть... Но она во всём хуже даже первой, в поэтому я сделаю вид. что ее не существует.

Если подводить промежуточный итог по адаптациям, то вне всяких сомнений новелла самая лучшая вариация, однако для начала как по мне лучше всего подойдет манга, которая плюс минус уместила в себя все сюжетные повороты и сохранило атмосферу оригинала. Аниме же так же можно посмотреть, если не нравится манга. Фильм же не рекомендую.

ПРОЧИЕ ИСТОИИ

С адаптациями разобрались и теперь я хотел бы перейти к различным ответвлениям, приквелам, приложениям и спин-оффам Цикад, которые так или иначе заслуживают (хотя далеко не все) внимания.

Сборник историй – собрание около двадцати фанатских историй, которые стали каноничными. Среди них есть как глупые, комедийные и филлерные рассказы, так и достаточно важные и расширяющее лор. О последних я и поговорю.

«Часы с кукушкой и мечта о доме материнской любви» - события происходят после уничтожения Хинамизавы и показывают последствия операции «Конец» для Такано. Рассказ довольно печальный и трагичный, но при этом дает некую надежду на будущее в лице воссоединившихся Сатоко и Сатоши. Лучшая история этого сборника, лишённая недостатков как таковых. Искренне не понимаю почему изначально было не показать хотя бы в той же «Резне» нечто подобное.

«Глава о сокрытой лжи» - история о пробуждении Сатоши. Самая большая глава из сборника и одна из самых лучших. Приятно, что парень не просто проснулся и сразу жив-здоров, а проходит долгую реабилитацию. В ходе лечения у него развилась амнезия и блондин забыл об убийстве тети и знакомстве с Шион. Однако последствия помешательства пятой стадии синдрома дали о себе знать и блондин начал планировать побег.

Еще один сюжет, который непонятно почему не попал в основную историю. Серьезно, ни в Праздновании, ни в Иссушении, ни в Карме, ни в Приказе внятно исцеление бедного блондина не показали. Так помимо Сатоши в истории еще не мало времени уделяют Шион и тому факту, что ее любовь к блондину была несколько неправильной. По итогу Сонозаки осознает это и меняется к лучшему. Достаточно приятный эпилог для Ши, особенно после Иссушения. Единственное что для меня подпортило впечатление, так это рояль в конце, в остальном нареканий нет, наоборот можно дополнительно похвалить визуал, который всеми силами косит под манга-версию Корабликов и Тайны.

«Спасибо» - довольно горько-сладкий рассказ, повествующий о судьбе Ханю после «Празднования». И вновь не ясно почему нам не показали этого в оригинале, ибо все последующее главы после празднования как правило шли уже без Ояширо-самы, внятно не объяснив куда она делась. Тут же объяснили тайну ее исчезновение и заодно нагнали драмы. Несмотря на мою «любовь» к «Празднованию» глава отличная.

«Глава о непрекращающимся кошмаре» \Сон бабочки – история, где оказывается, что оригинальный сюжет лишь фантазия Рики в которую она уходит, лишь бы сбежать из того ада, которым на самом деле является Хинамизава. Особенно порадовала кровожадная Ханю, которая требует от своей жрицы жертвоприношении. Пускай это просто нечто альтернативное, но мне кажется, что потенциал у такой Хинамизавы достаточно интересный. Этакий антипод «главы о брошенных костях».

-10

Глава о разоблачении демонов. Небольшая история школьницы Натсуми из семьи Кмимиеши, которая в одночасье лишилась большей части родни из-за катастрофы Хинамизвы. Пускай история не особо выделяется, но интригу держит до конца и в даже способная удивить. Более глобально глава интересна в первую очередь из-за показа последствий Операции «Конец» для простых жителей Хинамизавы, которых в момент катастрофы не было в деревне.

-11

Глава о противостоянии в ночи. История пережившей Хинамизавскую катастрофу «Мион» (Шион) и по совместительству продолжение «Главы об Искуплении». Все так же сюжет держит в интриге и чем-то напоминает «Убийство в восточном экспрессе». Взрослая Сонозаки – мое почтение, прям вуман, вуман. Единственное что портит главу так это финальный твист, а в остальном хороший триллер в духе Цикад.

Глава о хождении по кругу. История в формате новеллы, посвященная альтернативному развитию событий первой главы. В ней Кейчи решает игнорировать свою паранойю и просто наслаждаться жизнью, пока Шион, притворившись сестрой, мстит своей семье за Сатоши. Примечательно, что это, пожалуй, единственная глава, где Мион так или иначе переживает катастрофу Хинамизавы. Финал жестокий, мрачный и депрессивный – все как мы любим. К тому же в сборнике историй есть «Глава о утешении», которая как раз посвящена данной концовке.

Довольно жестокий финал для Мион.
Довольно жестокий финал для Мион.

Глава об одержимости. Очередная глава, отображенная исключительно в формате новеллы. Повествует она об альтернативном исходе «Главы о смертельном проклятии». В ней наши любимые маньяки: Кейчи, Шион и Рена (Раскольников и две психопатки) решают объединиться ради спасения Сатоко от Топпэя и толпой грохнуть негодяя. Лично мне было крайне интересно читать эту главу, ибо меня всегда интересовало, что будет если социопат с синдромом спасителя Кейчи, коварная и жестокая Рена и психопатка садистка Шион объединяться. Спойлер: ничего хорошего их не ждет. В этой ситуации было безумно жалко Мион. Девушку постоянно критикуют, гнобят и ни во что не ставят, а она отчаянно пытается поддержать своих друзей, хочет узнать куда они пропадают, помочь им, и в итоге эти уроды ее еще убивают. Из все всех персонажей данной главы, я переживал за Ми больше всего, ибо не заслуживает она такой конец. Прекрасное дополнение к основной истории. На мой взгляд одна из самых жестоких, безумных и мрачных глав из всех основных историй вообще.

Сразу скажу, что без спорных моментов не обошлось, ибо на момент Смертельного проклятия по идее Шион должна все так же призирать Сатоко так как она еще не вспомнила событий «Тайны». Но за диалоги Шион с Кейчи, я прощаю автора. Литерали между ними химии больше, нежели у Мион и Кея или Шион и Сатоши.

-14

Танцы с призраками. Оригинальное название через чур длинное, а поэтому я взял его укороченную версию. История повествует о Миёко Танаси, которая не лишилась родителей и не стала Миё Такано. Идея интересная, но реализация… спорная. Мне кажется, что Миёко не так бы себя не вела, ибо в этой истории она не травмирована смертью родителей и жизнью в приюте. Но в целом история приятная и выдерживает интригу, но для Цикад в целом бесполезная.

Когда мерцают светлячки. История семьи Тадмуры, которая всем составом отправилась в отдалённую деревню на похороны бабушки, где с ними стало происходить всякое. Кроме очередных отсылок на Чайки и появления аж целой Такано (и то какой-то альтернативной), ничего интересного тут нет. Финал слит, сюжет филлерный, ни черта не объясняют. По полезности тоже самое что и выше описанное: никакое.

-15

Это далеко не весь список спин-оффов, но обзор и так затянулся, да и желания у меня знакомиться с ними нет. В целом среди доп. историй есть как по-настоящему великолепные главы, так и не особо интересные, и сомнительные. Как по мне наиболее интересные, это упомянутый мной кусок сборника историй и главы о хождении по кругу и одержимости. Все остальное можно пропустить и хуже не станет.

Однако невозможно игнорировать слона в комнате, ведь я совершенно точно не сказал ни слова о упомянутой мною "Карме" и "Приказе". А дело в том, что данные опусы вышли столь большими, что я решил написать про каждый из них отдельную часть.

Предыдущая часть:

Следующая часть: