«Глава об иссушении реки» - это альтернативный финал Цикад, который выпускался исключительно в формате визуальной новеллы и был эксклюзивом для PS2. Черт его даже на английском найти тяжело, не то что на русском, однако ради вас я ознакомился с ним и… это было потрясающе! Словно автор (а тут он другой, но под контролем первоначального) услышал мое негодование и решил исправить ВСЕ (почти) ошибки «Празднования». И самым главным исправлением стал нормальный хронометраж. Теперь концовке посвящен не огрызок, а целая и полноценная глава.
Но что же конкретно изменили в новом виденье развязки? По сути ответ банален – ВСЁ. И первое что сразу же бросается в глаза – Рика. Если в Праздновании она была бесячей и раздражающей, то тут внезапно стала по настоящему целостным, сильным и достойным персонажем, который аж смог войти в мой топ 5 персонажей Цикад, по-моему, мнению. Теперь Рика больше похожа на себя из прошлых глав. Фурудэ апатична, цинична и крайне отчаявшиеся личность. Жрица относится ко всему с безразличием и неверием. Она все так же готова жертвовать даже друзьями и даже принимать факт их страданий, если так будет нужно. Несомненно опыт "Резни" показал ей, что бездействие не приведет не к чему хорошему и Рика усвоила урок. Теперь у нее нет идеального осколка (так она называет временные петли) и ей придется с нуля даже без помощи Ханю (богиня окончательно утратила силы, знамянуя последнюю попытку Рики) в одиночку пробирать путь к собственной свободе.
Но знаете, что самое лучшее в обновленной Фурудэ? Это то что она действительно пытается спастись, а не прячется за спинами других! Рика стала куда более активной, она вместе с Кейчи действительно ходит и ищет союзников, решает проблемы, даже готова обманывать и использовать других ради своей выгоды (но в меру). Теперь воистину чувствуется что Рика куда старше своих лет, ведь теперь, несмотря на то что это ее последняя попытка, «девочка» готова рисковать собой и не полагаться исключительно на парочку школьников в решении априори не решаемых задач.
И даже вышесказанное не придел. Одной из удачных решений «Иссушения» стала возвращение Кейчи на пост центрального персонажа. Теперь он не просто статист на фоне, а полноценный герой, который после предыдущих глав окончательно одолел свои пороки и теперь помогает других персонажам сделать тоже самое. По ходу главы, смотря как Кейчи с помощью своего характера и силы воли помогает всем своим друзьям преодолеть их пороки, начинает меняться и сама Фурудэ. Она становится более эмпатичной, менее равнодушной и куда более духовно сильной нежели в начале. Самым показательным моментом будет не отношение к своей главной противнице – Мие Такано.
Мне очень понравилось, как Рика отреагировала на раскрытие истинной природы Миё. Не безразличием, как в «Праздновании», а натуральным неистовством, ведь Рика доверяла медсестре, хотела спасти ее, а оказалось, что за маской доброжелательности скрывалась жестокая убийца. Показателен момент, когда в порыве гнева Рика хочет прикончить Такано шприцем, но вовремя себя отдёргивает, понимая, что проиграет и выдаст себя.
Всю первую треть главы Рика всем сердцем презирала Такано и желала ей смерти. Но по ходу истории и собственной эволюции, жрица начинает менять свое отношение к сопернице на жалость и... уважение. Рика, смотря на то как ее друзья, которые раз за разом совершали одни и те же ошибки и страдали, смогли найти внутренний мир благодаря помощи и поддержки окружающих, изменилась. Поэтому в финале, победив Такано и превзойдя ее, казалось бы, стальную волю, Фурудэ решаться не убить своего врага, а помочь ей, в конце концов дав Мие прощение.
Это... к моему шоку... замечательно! В «Иссушении» Рика невероятная героиня. Ее арка, прекрасна, и ей начинаешь по-настоящему сопереживать. В ее дружбу с Кейчи веришь (ведь она не слепо идет за ним как за спасителем, а как за другом, который смог возродить в сдавшемся сердце огонь борьбы). Ее развитие действительно завершает путь жрицы, подчеркивая насколько она изменилась по ходу этой истории. Фурудэ из альтернативного финала по-настоящему напоминает героиню, что смогла победить судьбу с помощью своей непоколебимой воли, при этом сохранив доброту в сердце, не поддавшись тьме отчаянья и ненависти.
Однако Рика не единственная кто смог меня удивить, ибо помимо нее и Кейчи в сюжете есть еще одна центральная и неотразимая героиня, которой уделяют уйму времени. Несомненно, это моя любимая Шион Сонозаки.
В каноничном финале меня крайне возмутило то, что сделали с ней авторы: банально проигнорировали все ее внутренние беды и сказали: она хорошая смиритесь с этим. Особенно бесящим была ее любовь к Сатоко, которая взялась буквально с потолка и вела буквально в никуда (у них, по-моему, после вступления «Резни» даже диалогов совместных нет). Так мало этого: ее еще выкинули на пятый план с около нулевым влиянием на сюжет, превратив едва ли не статиста.
Однако в «Иссушении» все совершенно иначе. Словно создатели увидели мои претензии и… исправили их. Нам рассказывают почему Ши сблизилась с Сатоко (хотя можно было бы и показать). В оригинале даже ЭТОГО не было! Нас просто ставили перед фактом от чего это смотрелось невероятно натянуто и глупо (Сатоко узнала о Шион за неделю до Ватанагаши, а сама изгнанница презирала девочку в течении года). Но в альтернативном финале привязанность Ши к Сатоко логично объясняют и даже в дальнейшем развивают, а не забивают большой и жирный.
Помимо Содзе авторы не забыли о зависти Шион к сестре, и тому факту, что Мион никогда не понимала или не хотела понимать сестру. Этому уделяется целая сюжетная арка, где нам показывают как Мион, признает что игнорировала ее чувства и поступала с изгнанницей жестоко, когда хвасталась перед ней отношениями Кейчи. Причем это не просто пустые слова. Мион готова поправить отношения с одноклассником, дабы не причинять боль сестре. Очень крутая сцена. И это даже не все!
Черт возьми, авторы даже не забыли о ее жестокости и внутреннем безумии. Шион.
Как вы помните в Тайне, Проклятии и Корабликах Шион была... Не совсем психически здоровым человеком. У нее были резкие перепады настроения, порой резкие приступы агрессии на внешние раздражители и у Шион были проблемы эмпатией. Все это усугублялось отвратительной семей, пропажей Сатоши, сомнительными поступками Мион и отсутствию друзей как таковых. Иии.... В альтернативном финале все это получает продолжение! Ши случайно узнает что случилось с Сатоши, и ее полностью приглащает "демон", в попытке спасти блондина.
Но на этот раз ей помогают все те, с кем она ранее смогла сдружился по ходу главы: Кейчи, Рика, Мион и самое главное – Сатоко. Да. Неожиданно, но некогда ненавистная Шион девочка в итоге и стала той, кто впервые не приняла помощь, а оказала ее другому человеку. Именно блондинка повторила благой поступок старшего брата – проявила к во многом не знакомому человеку бескорыстную доброту.
То есть после сцены в подвале клиники ты как зритель по-настоящему можешь почувствовать, что Шион смогла обрести друзей в лице школьного клуба и наконец-то окончательно победить своего внутреннего «демона». Вот прям гордишься ей! Ши смогла получить достойную арку искупления и стать как идеальным злодеем, так и прекрасной героиней. Вот что значит вывести интересного героя на первый план, а не задвинуть его!
Что еще похвалить? Ах да: все основные конфликты Хинамизавы в итоге оказались решены не роялями, но делом! Помимо вышесказанных среди основных героев решаться конфликт Рены и ее суеверными тараканами в голове. Пускай этому уделяют не так много времени (так как это в сути само повтор), но тем не менее приятно, что про рыжую не забыли и ее арка все так же завершилась принятием того, что не стоит быть через чур набожной.
Так же Мион наконец то осознает свою ошибку по отношению к сестре и раскаивается перед ней, а в финале так вообще преодолевает свое малодушие и берет на себя всю ответственность за клан Сонозаки (раньше ее позиция была: моя хата с краю) и будущее Хинамизавы. Даже про любовь между Мион и Кейчи не забыли! И в нее даже можно поверить. Вау.э!
Сатоко окончательно приходит к мысли, что терпеть унижения ради эфемерного прощения глупо и надо ценить жертвы тех, кто хочет тебе счастья. Ириэ так же берет на себя ответственность за свою нерешительность и прошлые грехи, что в оригинале было проигнорировано. Но особенно меня удивил Ойши и его довольно правдоподобный внутренний конфликт с тем, чтобы поступить как настоящий полицейский, но при этом лишиться пенсии, либо остаться в стороне и в принципе прожить старость. Так же мне очень понравилось, что, узнав правду о смертях в Ватанагаши он не стал дико любить Сонозаки, все еще справедливо считая их преступниками, сотрудничая с ними только ради спасения Хинамизавы. Мент меня прям приятно удивлял раз за разом. Помимо полицейского меня обрадовало, что подонок Топпэй и мразь Рина получили по заслугам, а не остались безнаказанными. Жаль только Орё не ответила за свои преступления, впрочем, ее и в сюжете то особо не было.
Ну и коль речь зашла о персонажах, что отдельным абзацем упомяну милашку Такано. В сюжете ее роль сравнительно не большая, но все же изменения произошли значительные. Учёную раскрывают с неожиданных сторон. Например, показав ее своеобразную заботу о Сатоко (ученая видела в девочке себя и чувствовала вину за то, что не смогла излечить ее окончательно), а также сделав ее конфликт с Фурудэ более личным, внятно объяснив почему она с такой жестокостью хочет прикончить Рику (Мие ненавидит статус Фурудэ как воплощение Ояширо-самы, видя в ней олицетворение всех пережитых страданий).
Концовка Такано выглядит по настоящему душевной и сильной. Ее бой с Рикой в плане норратива идеален. Сильно раненная, но вооружённая Такано схлёстывается в бою с слабой, но более-менее здоровой Рикой, где воля последней оказывается сильнее и символично, в самый ответственный момент, пистолет Такано заклинило и она без сил падает на землю. Диалог двух врагов, наверное, один из самых лучших диалогов Цикад в принципе, по итогу которого злодейка по-настоящему принимает свои грехи и готова за них ответить жизнью, символично отказавшись от мечты. Теперь то язык не поворачивается сказать, что пощаду она не заслужила.
Что-то все слишком хорошо, чтобы быть правдой, не на ходите? На самом деле это всё стало следствием одного изменения, которое насколько положительно повлияло на происходящее: Ханю и магию почти полностью убрали из сюжета. Это изменение моментально улучшило сюжет сразу на треть, ибо большинство роялей тупо исчезло! Ханю не воплощается в материальное тело от чего серьёзность повествования остаётся более целостным, большую часть сюжета она отсутствует, не помогая Рике советом или нытьем (как бы символизируя то, что для Фурудэ это крайняя попытка). Богиня появляется только под самый конец, где… где… как бы не хотел это отрицать, но с помощью магии\читов помогает Кею спастись, а Рике уровнять шансы против вооруженной Миё.
Однако отмечу, что сцена с прощением Такано богиней показана куда лучше и норративно-правильнее, нежели в «Праздновании», а ее финал действительно горько сладкий. Ханю закрывает учёную от выстрелов головорезов "Банко", тем самым своей жертвой как бы искупляет учёную, которая увидев, что ненавистный бог спас ее ценой себя, по идее должна пересмотреть свои взгляды на жизнь. И… Это круто. Ханю напоследок просит прощения у Рики за временную петлю и умирает… Вау.
Рогатую даже становится слегка жалко, но при этом появляется и некое чувство радости, ведь теперь Ояшира-сама обретёт покой.
Так мало этой радости, сюжет в целом стал логичнее и безжалостнее к героям. Теперь после идеального осколка "Резни", Рика попадает самый обычный осколок. Там, где раньше все решалось само собой (например, в ситуации с Томитаке и вызовом Банко) теперь Фурудэ приходиться попотеть. Например, Рика не знает о планах и мотивации Такано от чего действует осторожнее. От незнания Фурудэ не спешит звать своих друзей на помощь, боясь, что этим навлечет лишние подозрения или беду, а поэтому ограничивается лишь Кейчи, и то очень аккуратно. Сами друзья так же погрязли в своих проблемах, которые надо решить прежде чем бросать вызов Такано, и Рика с Кейчи… их действительно решают. Я не перестаю удивляться: почему этого было не сделать изначально?! Так помимо вышесказанного и деревенские по щелчку пальцев не перестают хэйтить Сатоко, что так же Рика преодолевает. Наконец собрав сумев решить все основные конфликта сюжета (да Празднование!?) жрица собирает что-то вроде ополчения для борьбы с Миё. Да, вы правильно поняли – в «Иссушении» Рика собирает натуральную коалицию против Ямайно, состоящее из якудз, полиции и местного ополчения, которые и займутся основными вражескими силами. Но даже тут у героев трудности, ибо Семья Сонозаки не рвётся грудью под пули «Гончих псов», а Ойши не хочет за превышение полномочий уйти в отставку раньше времени. И снова все логично решается: Ойши решает исполнять полицейский долг до конца, а якудз переубеждает Мион, которая нашла в себе силы бросить вызов своим родителям. Это какой-то бред, не может все быть настолько хорошо!! Но так и есть. Воистину теперь ради победы над Миё героям потребовались все доступные силы, а не просто раз на раз выйти в бой против спецназовцев и без усилий победить их.
Единственной ложкой дегтя является само противостояние ополчения и Ямайно. Финальная битва все так же крайне лояльна к хорошим, где в реальности у них выжить шансов бы не было. Благо вмешалась Ханю и сюжетная броня, после чего Миё и Оконогии с отрядом потерпели поражение (последний так и вовсе помер судя по всему). Однако даже при таком раскладе финальный бой ощущается логичнее, ибо школоте пришлось сражаться с небольшим отрядом, а не пол сотней человек, которые были заняты сражением с ополчением.
По итогу «Глава об иссушении реки» просто невероятный и почти идеальный финал, который оставляет после себя 99% положительных впечатлений. Все недостатки оригинала тут были исправлены. Персонажи действительно к чему-то приходят и за них переживаешь. Ставки и угроза все еще ощутимы и герои по ощущениям даже могут проиграть. Магия сведена к минимуму, а референсов к Чайкам я и вовсе не заметил. Это... просто очень хороший и последовательный финал, который должен был быть изначально! Честно я не понимаю почему после «Резни» было не сделать отельную часть про Такано, а уже потом выделить еще одну под данный финал. Это было бы куда логичнее, чем впихивать всю предысторию и развязку в одну не резиновую главу.
Впрочем, я рад, что ознакомился с «Главой об иссушении реки», ибо после нее я понял, что Цикады для меня действительно закончились на достойной ноте и теперь я смогу отпустить их с чувством завершенности в душе (но не этот обзор). До встречи в следующей части!
Предыдущая часть:
Следующая часть: