Возможно, кто-то уже всё понял, а я вот все ломаю голову, пытаясь понять, как же так вышло, что моя страна превратилась в агрессивную державу, которая в двадцать первом веке вламывается на чужую территорию и разносит там все в труху? Как получилось, что я, конкретно я, в глазах целой страны, которая ни сделала мне ничего плохого, стал оккупантом? Как и когда мы встали на эту дорогу? Позвольте поделиться своими мыслями. То, что кто-то может быть не согласен со мной – это нормально и правильно, ибо это – мои личные оценки, а не утверждение истины.
Проще всего все свалить на Путина. Дескать, это всё он. Это он отдавал команды, это он заявил: «я принял решение...». Вот с него и спрос, а мы – хорошие, добрые, мы за мир! Но, увы. Для того, чтобы Германия скатилась в пропасть самых позорных страниц своей истории, должен был прийти Гитлер, действительно. Но один Гитлер, без поддержки немецкого народа, никогда бы не создал такого монстра. Так и у нас. Не Путин сидит в окопе, выкопанном в чужой земле. И не Путин лично запускает ракеты. Не он подписывает сотни и тысячи контрактов, в расчете заработать деньжат на чужбине. Не Путин составляет программы для наводки снарядов и ракет. И не он перешел на работу на военный завод, на бОльшую зарплату, прекрасно понимая, куда идет его продукция. Совсем не Путин орет из телевизора о том, что нужно снести с лица Земли целые города, и не он в восторге поддакивает таким предложениям. Даже вот тут, в комментариях, брызжет слюной ненависти к украинцам, желая им смерти, тоже не он.
Все это делаем мы, граждане РФ, очень массово, в огромных количествах. Даже те из нас, кто этого не делает, подкидываем свои налоги на производство оружия. Да, и давайте на чистоту, много ли мы с вами сделали для того, чтобы предотвратить это? А когда началось – чтобы остановить? Причины у многих есть, и разные, но результат наших действий (и бездействий) налицо. Наша страна – агрессор, а мы – оккупанты, нравится нам это или нет. У немцев пытаются найти причину. Дескать, Гитлер сыграл на национальной обиде на унизительные итоги Первой мировой, на финансовом кризисе. А есть ли у нас такие причины?
И вот над этим я и задумываюсь постоянно, как же так вышло, когда?.. И я бы выделил два качества, которые усилились, разрослись до неимоверных размеров и, объединившись, дали прекрасную почву для возникновения сегодняшней ситуации. Позвольте мне занять немного вашего времени, чтобы объяснить, что мне пришло в голову.
Первое. У нас невероятно усилилось преклонение перед властью, пиетет перед нею, сакрализация власти, как чего-то божественного. Нужно отметить, что у этого есть исторические предпосылки. Так уж вышло, это ни хорошо и не плохо, это данность, несколько веков ордынского подчинения очень сильно повлияли на наше внутреннее обустройство. Власть очередного хана признавалась за абсолют, князья, получающие ярлык на княжение от Орды, переняли ее правила и обычаи. Тот, кто выше тебя по должности имеет все права на тебя, но зато ты владеешь теми, кто ниже.
Человек жил в ситуации, когда его жизнь полностью зависела он князя, потом от царя. Когда он шел в церковь, там ему объясняли, что любая власть – от бога и нужно жить в смирении. Так и жили. Пожелал барин продать тебя отдельно, а жену отдельно, тяжело это, конечно, но такова уж барская воля. Я – человек маленький! Даже клятвы были – «За бога, царя, и отечество!». Царь стоял в одном ряду с богом и, заметьте, перед Отечеством. Потом барин сменился на парторга, который имел право поучать тебя решительно во всем, вплоть до вопросов личной жизни. Любой руководитель был не просто начальник в рабочих делах, а начальник вообще! \Он, обращаясь к тебе на ты (а ты к нему – обязательно на вы), мог запретить тебе иметь любовницу или увлекаться не той музыкой.
Почитание власти у нас всегда было повышенное, но при этом власть еще и персонифицировалась. Вспомните легендарное: «За Родину, за Сталина!» . Так кричали, соглашусь, далеко не все, но это не было и исключением. Родина шла в одном ряду с правителем. Они были равнозначны. Вот написал это и внезапно нашел ответ для тех, кто спрашивает, почему же советские люди не стали спасать Советский Союз при его падении. Отношение к государству и к главному лицу было одинаковым. И как вышло со Сталиным, имя которого говорили с придыханием, пока он жил, и портреты которого повыбрасывали, стоило ему умереть, так же обошлись и с государством. Пока жило – демонстрировали преданность. А умерло, да и фиг с ним. Придет следующий, который будет хаять нынешнего, и мы с таким же старанием будем плевать в сегодняшнего кумира. Как говорит поговорка, у нас, что не поп, то батька.
Исторически у нас так сложилось, что тот, кто на вершине властной пирамиды, является для нас полубожеством, чье мнение не обсуждается, чья воля воспринимается, как непререкаемая истина. У нас просто не было времени развить другое отношение к власти. У нас не успела появиться та культура, которая приучает к мысли, что люди у власти – временные, да, обладающие большими полномочиями, но тоже люди, которые просто работают на этих должностях.
Путин и путинская пропаганда очень грамотно разыграли эту карту и довели преклонение перед великим властителем до невиданных высот. У нас снова: «Есть Путин – есть Россия!», президент уравнивается с целой страной. Снова его решения и желания воспринимаются как безусловные и единственно верные. Его авторитет непререкаем. Сказал: «хочу, чтобы вы отправили детей убивать!», значит, так тому и быть! Умрет сын, или брат, или отец, ну что ж, а как иначе? Все равно, спасибо Путину! Он знает, ради чего мой близкий умер.
Более того, любой, кто позволит себе в голос сказать, что Родина это не… пятая точка президента, воспринимается, как подрыватель основ, как предатель, ибо если любишь Родину, то люби и президента! По другому быть не может. Одним словом, грамотной работой вдувателей в уши, уже было начавшая отмирать привычка обожествлять власть, вышла на новый уровень и стала одной из причин безусловного послушания преступно-агрессивным хотелкам властей.
Второе. Тут сложнее. Тут я не смогу провести таких явных исторических истоков. Буйным цветом развилась у нас в стране ненависть ко всему непохожему, ксенофобия гипертрофированных масштабов. Я не понимаю ее истоков, нас этому не учили, не воспитывали. Но она – буквально во всем.
Вот возьмите, для примера, комментарии на дзене. Я тут начитался такого, типа, тебе не нравится то, что мы делаем – уезжай отсюда! Проваливай! Этим людям тяжело осознавать, что рядом с ними могут быть такие, которые думают иначе. Не должно быть вокруг других, все должны быть одинаковыми. Причем, одинаковость должна быть не любая. Все должны быть именно такими, как они.
Присмотритесь. Если отбросить мишуру и смотреть на суть, то станет понятно, что ненависть к тем же украинцам основана на том, что они (украинцы) решили жить иначе. Не так, как мы. Мы хотим, чтобы у них были вот такие названия улиц, а они называют по другому! Мы хотим, чтобы они ставили памятники одним, а они ставят другим! Не в нашу церковь ходят, не на нашем языке песни поют! Даже глупое обвинение о том, что «Украина легла под Америку» самое обидное видит не в том, что «легла», а в том, что - не под нас. Вот жили бы с нами, слушались бы нас, считали бы нас старшим братом, было бы все нормально, но ведь обнаглели, «легли, но не под нас!».
Такая ненависть не остановится. Представьте, что Россия взяла под контроль всю территорию Украины (стойкость украинского народа уже доказала, что это невозможно, но мы ведь просто представляем). Думаете, ненависть пройдет? Ничего подобного. Ведь совсем под боком окажется блок НАТО. Да и неплохо бы Польше, странам Балтии напомнить, что они – «всегда были наши»! и что там есть русскоязычные, которых срочно понадобится «спасать». А еще дальше – страны бывшего Варшавского Договора, которым «мы всё дали». А они отплатили черной неблагодарностью. А еще дальше – Берлин, который «мы» уже дважды брали, возьмем и в третий. А еще дальше - Париж, который тоже брали, и тоже «мы». Эта ненависть к непохожим на нас не кончится до тех пор, пока весь мир не станет «русским миром».
Я, конечно, помню, что ксенофобия в упрощенном виде была и раньше. Были мерзкие названия для всех других народов, было снисходительное пренебрежение к малым народам, или даже к представителям союзных республик. Было какое-то чванство в отношениях с представителями других наций. Русский язык и русская культура первичны, а история какого-то малого народца – это такая мелочь… Все это было. Не так откровенно, но было. Но из этого раздута лютая ненависть ко всему «не нашему». Откуда это взялось? У меня нет ответа. Насколько я помню, мои родители меня воспитывали без этого. И в их окружении я не помню таких, кто с упоением бы мечтал о насаждении своих взглядов во всех вокруг.
Тот, кто умудрился так заморочить огромный народ – гений. Злобный, мерзкий, но – гений. Заставить народ, который только-только оправился от ужасающей войны, воспевать войну следующую – это не каждому дано. Обидно другое. Этот морок падет. Рано или поздно, но он рассеется. Оглянувшись вокруг, мы придем в ужас от того, что натворили. И начнем снова воспитывать детей в неприятии войны. Пойдем на следующий круг. Так и будем ходить по кругу, хотя могли бы двигаться вперед.
А вы что думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Напомню лишь простенькие правила канала: обсуждаем именно тему, а не друг друга. И не хамим.
Мир вашему дому!
Мой запасной канал (про историю изобретений)
https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02
Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad