Найти в Дзене

Про Нож, морской яхтенный пафос и не только.

На шквалах нас здорово закренило, и мы уже сами зачерпнули через борт внутрь шлюпки воды. Непонятно почему я 12-ти летний сопляк развернул шлюпку по ветру и рявкнул "рубить" парус. ( Не команда а какая то абракадабра по мотивам литературных произведений с упоминанием команды типа: ,"Рубить мачту"). Но меня поняли правильно - нужно быстро убирать паруса. Мальчишка, что пытался раздать фал на нагеле, утянутый Х образной укладкой, как на утке. Закричал мне:" У меня не получается! "Глаза у него были круглые, большие и полные ужаса. Я почему-то громко заорал на него: "Режь фал!" Шлюпочный нож был закреплен на банке возле мачты. Мальчишка перерезал фал и реек вместе с парусом упал на головы команде, кого-то ушибло. Но с этого момента движение шлюпки по ветру и волне стабилизировалось… *Другие статьи досуговой учебно - познавательной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна

На шквалах нас здорово закренило, и мы уже сами зачерпнули через борт внутрь шлюпки воды. Непонятно почему я 12-ти летний сопляк развернул шлюпку по ветру и рявкнул "рубить" парус. ( Не команда а какая то абракадабра по мотивам литературных произведений с упоминанием команды типа: ,"Рубить мачту"). Но меня поняли правильно - нужно быстро убирать паруса. Мальчишка, что пытался раздать фал на нагеле, утянутый Х образной укладкой, как на утке. Закричал мне:" У меня не получается! "Глаза у него были круглые, большие и полные ужаса. Я почему-то громко заорал на него: "Режь фал!" Шлюпочный нож был закреплен на банке возле мачты. Мальчишка перерезал фал и реек вместе с парусом упал на головы команде, кого-то ушибло. Но с этого момента движение шлюпки по ветру и волне стабилизировалось

Рис. 1 Именно такой шлюпочный нож со свайкой для такелажных работ был у нас на шлюпке.
Рис. 1 Именно такой шлюпочный нож со свайкой для такелажных работ был у нас на шлюпке.

*Другие статьи досуговой учебно - познавательной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Где-то в вашей экипировке и у каждого в экипаже должен храниться и нож - стропорез. Это для того, чтобы "расстаться" с яхтой, потерпевшей катастрофу и уходящей на морскую или океанскую глубину. Нож нужен для того, чтобы быстро отрезать запутавшийся вокруг вас такелаж. Именно об этом вы узнаете также, когда уже будете находиться под водой, пусть и в спасательном жилете, но вы уже опутаны почему-то снастями.

Когда я написал про нож, экзальтированные яхтсменки, гневно провозгласили сообществу и мне заодно, что нечего тут в нашем интернете, "сидя на диване" рассуждать про ножи, - яхтсмены и особенно яхтсменки не пираты какие-нибудь, чтобы все ходить с ножами, да ещё летом в купальниках и босиком ....

Требовали не изображать компетентность. Только Капитан знает (он и небо), как на самом деле было. Нечего "плясать" (теперь говорят "хайповать") на костях. Опытные яхтенные блогеры написали что-то типа "Море неумолимо берёт свою суровую плату". А мне рекомендовали написать, если знаю, как в конкретной ситуации поступать, чтобы конкретно что-то сделать, чтобы избежать катастрофы. Вот теперь и пишу спустя примерно два года, когда страсти немного улеглись.

А случай был конкретный,

А звать случай было примерно так: "Бора", но с другой стороны случай можно бы было назвать: "разгильдяйство и самонадеянность" но его нужно поднять из архива или из памяти. С упоминанием Боры – жёсткого северо-восточного ветра в районе черноморского побережья, где Новороссийск и Геленджик это мы погорячились. Бора обычно начинается ночью или в предрассветные часы. А это был просто хороший такой крепкий ветер норд ост, который набрал силу к полудню.

Рис. 2 Современный складной нож стропорез из интернета. Но мне милее цельные ножи, в ножнах. Хотя носить ножи в ножнах вроде-как неудобно.
Рис. 2 Современный складной нож стропорез из интернета. Но мне милее цельные ножи, в ножнах. Хотя носить ножи в ножнах вроде-как неудобно.

Случай был простой. Ночью то-ли написал, то-ли позвонил мой знакомый местный общественный руководитель парусного спорта, о трагическом случае, который произошел только что. У меня, к сожалению, уже имелся опыт работы в подобных комиссиях по подобным происшествиям. А здесь погибла молодая женщина при "парусных" обстоятельствах. Я выдал инструкцию, как поступить, какие составить правильные и объективные документы, чтобы яхтенному сообществу был наименьший урон от происшествия. На морском языке международных морских терминов, любой страховой случай или т.п. называется Acsident. Зря они беспокоились, никто никаких выводов ни для себя, ни для транспортной безопасности, не сделал....

Транспортной прокуратурой случай был отнесен к последствию воздействия природных обстоятельств непреодолимой силы. Так что возобладала точка зрения героической морской действительности. Так было лучше, наверное, для всех

Рис. 3. На фото флот гоночных яхт в Финском заливе в гонке. Именно такая яхта и утонула. Может не повезло?
Рис. 3. На фото флот гоночных яхт в Финском заливе в гонке. Именно такая яхта и утонула. Может не повезло?

И так, к счастью для капитана яхты, совершившего серию ошибок, транспортная прокуратура квалифицировала трагическое происшествие, как стечение природных обстоятельств "не преодолимой" силы.

Я в своих инструкциях своему визави ничего про трагические обстоятельства непреодолимой силы тем не менее не говорил. Как-то так само собой по ходу дела всё «счастливо» разрешилось. Но не всегда бывает так. Года два назад в Турции (какие нравы?) примерно за подобное капитана осудили, я не шучу, на сто лет.

Рис. 4.   Вот, начинается обстоятельство, непреодолимой силы в Новороссийске, звать его Бора. С точки зрения морской практики такие обстоятельства нужно избегать или знать, как действовать в таком случае.
Рис. 4. Вот, начинается обстоятельство, непреодолимой силы в Новороссийске, звать его Бора. С точки зрения морской практики такие обстоятельства нужно избегать или знать, как действовать в таком случае.

Ветер срывается с прибрежных гор и свирепо терзает прибрежную акваторию, корабли и лодки на ней. Это драматическая легенда и постоянная действительность этого побережья, «гордость» местных яхтсменов и моряков, как будто они ближайшие родственники этого грозного природного явления. Любой Норд-ост или северо-восточный ветер тут действительно родственник Боры. Тот, кто Боры не видал (не был в море), тот и горя не видал. Романтика и Ужас. Однако, что там, в сухом мореходном остатке?

Рис. 5. Сухогруз на мели, правда в Красном море, для примера
Рис. 5. Сухогруз на мели, правда в Красном море, для примера

Утром капитан взял с собой "в коммерческий рейс" сына подростка в помощь, и пассажирами молодую семейную пару, отдыхающую на курорте, чтобы немного на них подзаработать. Погода была с утра была вполне мирная и солнечная, а рейс был недалёким к местной достопримечательности, затонувшему во время шторма кораблю.

Яхта была такаяи же, что на фото, совсем не предназначенная для туристических круизов по открытому морю. Хотя в первом приближении этот рейс можно было бы назвать прибрежным плаванием.

Так повелось, что некоторые капитаны называют своих пассажиров: "клиенты". Это слово какое-то нехорошее, неправильное, липкое, без уважения, с каким-то скрытым презрением местных мореходов к доверившимся им людям. Я полагаю, что это как раз тот самый случай.

Гоночная яхта не дешевая и вряд ли принадлежала капитану, а была у него скорее всего в управлении по доверенности, и тут возникает первая серия юридических вопросов по этому делу. Но эти вопросы не имеют к нам отношения, и вроде как к мореходному делу тоже. А фото погибшего ржавого корабля из Красного моря для примера.

Первая половина рейса к ржавому кораблю на мели прошла благополучно. Яхта стала возвращаться в родной город к своему причалу. Погода стала меняться подул норд ост, и все сильнее и сильнее. Здесь это ветер с берега. В акватории Новороссийска, что не так уж далеко от места "наших" событий, отменили гонки. Яхты ушли к берегу. По сообщениям, ветер поднялся до 25 узлов, а на шквалах и более. Но нашей яхте, которая в одиночку шла по морю никто естественно по радио, как положено, штормовых предупреждений не получал.

Это была гоночная яхта для малых дистанций, на ней нет морского УКВ приемника-передатчика.

Для крейсерской яхты почти рядовая ситуация: взяли рифы на парусах и пошли дальше. А вот на лёгкой спортивной яхте....

Слово "неожиданно" для современного моряка не подходит. Не наблюдать за погодой, не знать прогноза погоды совершая рейс с неподготовленными людьми странная практика и квалификационная подготовка. Барометр для слежения за предстоящим ухудшением погоды не обязательно иметь, такой как в кают компании в салоне большой яхты. Барометр он может быть встроен в современные вполне дешёвые китайские электронные часы, но водонепроницаемые. Знание прогноза погоды и умение действовать в соответствии с ним: фундамент мореходного дела. Не знание прогноза погоды, не умение прогнозировать ситуацию фатальная ошибка. Это фундаментальная ошибка капитана в этом рейсе и уже перед рейсом.

Рис. 6 Яхту «приложило» шквале, но команда должна справиться с не совсем простой ситуацией. К тому же тренерские и спасательные катера подстрахуют яхтсменов.
Рис. 6 Яхту «приложило» шквале, но команда должна справиться с не совсем простой ситуацией. К тому же тренерские и спасательные катера подстрахуют яхтсменов.

Яхтсмены на яхтах этого класса или подобных в гонках в свежий ветер, вполне уверенно себя чувствуют. Но такие гонки проходят обычно на акватории залива. Здесь присутствуют судейские, тренерские, спасательные суда обеспечения. Если ветер набирает чрезвычайную силу или таким будет по прогнозу погоды, гонки прекращаются. Навыка безопасно и надёжно действовать на акватории в сильный или штормовой ветер у яхтсменов, окончивших спортивные школы, или у яхтсменов участвующих в гонках на олимпийских и других спортивных классах яхт к сожалению часто нет, только если они не постигли эту тему факультативно или частным образом.

Рис. 7 То же бойкий ветер. Но у нашего героя не было огромного геннакера. Только грот и стаксель.
Рис. 7 То же бойкий ветер. Но у нашего героя не было огромного геннакера. Только грот и стаксель.

А вот далее на рисунке "кораблекрушение": экипаж не сумел вернуть яхту в вертикальное положение из ситуации "лёжа парусами на воде". Им помогает тренерский катер. Но (!) яхта, как и положено, не собирается тонуть!!! Смотрим на Рисунке ниже.

Рис. 8 Вернуть яхту в вертикальное положение из ситуации "лёжа парусами на воде", помогает тренерский катер.  Но яхта и не собирается тонуть!
Рис. 8 Вернуть яхту в вертикальное положение из ситуации "лёжа парусами на воде", помогает тренерский катер. Но яхта и не собирается тонуть!

Здесь ссылка ещё на один видеосюжет с нашей ленты дзен, когда "спасение" происходит успешно, правда под надзором тренерских катеров https://dzen.ru/shorts/69177e271443433a3863179f Так почему же такая же яхта, точнее такого типа и размеров утонула в Чёрном море, недалеко от причалов курортного города?

Рис. 9 Происшествие на входе в гавань.
Рис. 9 Происшествие на входе в гавань.

Здесь на фото уже крейсерская яхта при входе в гавань укладывается сильной волной мачтой на воду, кликните фото, и посмотрите в увеличении, внимательно

Рис. 10. Однако яхта восстанавливает нормальное вертикальное положение после запредельного крена
Рис. 10. Однако яхта восстанавливает нормальное вертикальное положение после запредельного крена

Однако яхта не утонула! Она, как и положено, распрямляется в вертикальное положение! Здесь правда капитан потерял несколько человек за бортом, но это история другого разгильдяйства.

Увы "наша" яхта недалеко от спасительных причалов легла парусами на воду и стала тонуть. Экипаж и пассажиры, по словам капитана одетые в жилеты покинули борт тонущей яхты. Капитан увидел на воде своего сына, мужчину из семейной пары пассажиров, а молодую женщину не увидел. Он устремился к тонущей лодке, пытаясь как-то исправить ситуацию, но лодка тонула быстро. Наверное, он мог бы нырнуть и освободить (если бы у него был под руками нож, и он был бы хорошим ныряльщиком) девушку, захваченную тросом такелажа, который в отчётах следствия почему-то назвали "брасом". Глубина там приличная. Драматические события стали трагедией.

Череда ошибок капитана и за день, и в течение дня, и в последние минуты перед катастрофой и в момент катастрофы бесконечна.

Но историей морских происшествий отмечено, что в подобных ситуациях члены экипажа спасались, самостоятельно освобождаясь от веревочного плена с помощью ножа.

Я даже не знаю перечислять ли ошибки капитана, или провести по этому случаю факультативный он лайн разбор. Случай душераздирающий и главные причины вы знаете: не знание погодного прогноза, использование спортивной яхты для одиночного длительного плавания пусть и в прибрежной зоне, наличие на борту не подготовленных к перипетиям плавания под парусами людей, отсутствие судоводительских навыков в свежую и штормовую погоду и т. д.

О обстоятельствах непреодолимой силы. Спортивные яхты такого типа, оснащенные достаточно тяжелым фальшкилем (обратите внимание на сигаро - образное окончание киля в глубине, кликните и посмотрите рисунок выше в увеличении). Такие яхты должны сохранять остойчивость и плавучесть (!) в любом состоянии: парусами на воде, и даже при оверкиле (мачтой вниз). Плавучесть сохраняется обычно за счет герметичных отсеков непотопляемости (с воздухом) и специальных пенопластовых блоков закреплённых на яхте под палубой и т.п.

Злые языки в комментариях поведали, что в той конкретной яхте, как и в яхтах её заводской серии были сняты значительные блоки плавучести ближе к корме. Был нарушен порядок обеспечения положительной плавучести лодок в аварийной ситуации. Утверждают, что подобный случай утопления яхты был прежде зафиксирован и в Финском заливе. Никакие яхты из-за этого изьяна не отзывали, как например, отзывают автомобили с неисправностями.

Кто виноват в обстоятельствах "непреодолимой силы"? Есть вина производящей лодки отечественной организации, которая должна была бы по идее гарантировать положительную плавучесть лодке, тем более зарубежный аналог прототип яхты такого изъяна, говорят, не имеет. Снимает ли это вину с Капитана? Конечно нет.

Он наделал кучу своих ошибок, но в этой конкретной последней теме о плавучести должен был бы проявить в начале навигационного сезона бдительность. В каждом яхт-клубе имеется техническая комиссия, которая может квалифицированно может провести процедуру кренования на отмелом месте, и если бы яхта не отвечала условиям безопасности плавания то выдать рекомендации по обеспечению плавучести этой лодки. После выполнения рекомендаций (сам капитан мог тоже провести нужные работы) нужно было провести испытание кренования вновь.

Какой-то очень длинный и "нудный" рассказ получается. Всё это какие- то "скучные" рецепты "заранее", за полгода, или хотя бы за день до выхода в море. Как говорил один мой знакомый капитан с Балтики: "Не прошкуренным салагам" нужно непременно знать, как выбраться из ситуации, когда вот уже "вляпались", когда небо почернело и пошли шквалы, когда ножа в чехле нет (хочется добавить и мозгов), и беда уже неминуема.... Многие уверены, что такой быстрый "волшебный" и простой способ всегда есть, но природе "все равно" на такое мнение, она делает так, как у неё заведено. Ветер дует, волны "волнуются" ... И я вам, такой "умный" сейчас расскажу, как гарантированно выбраться из драматической ситуации, типа "щелчком" пальцев..., Но такого способа нет. А молодая женщина, утонувшая, нас "не касается", типа просто ей не повезло.

Про судоводительские навыки при сильном ветре. Бора обычно дует в прибрежных районах и ослабевает в открытом море. Я про это знаю, но энциклопедия подтвердила о этом ограничении Боры. А вот что там написано: «Иногда бора ощущается и далеко от берега — на Чёрном море на 10-15 километров вглубь моря...» Согласитесь, 10 км или 5 морских миль совсем малая морская дистанция, игрушечная. На таком удалении и мобильная телефонная связь ещё может работать. И случаи чудесного вызова морских спасателей по телефону в историях подобных происшествий зафиксированы, хотя это и не по правилам. С другой стороны, маленькая спортивная яхта, - это не крейсерская яхта и для неё это представляется совсем не игрушечной дистанцией, к тому же на маленькой лодке не было УКВ радиостанции, для вызова помощи, как должно быть на каждой рыбацкой лодке. На яхте не было и средств сигнализации в виде красных ракет бедствия и т.п. А такие средства могли бы и быть, если самонадеянный капитан немного думал, когда решил заняться коммерцией и перевозкой туристов-пассажиров, пусть и "подпольно".

Как вам не покажется парадоксальным единственно правильным маневром капитана, когда он реально понял, что это начинается знаменитый и губительный новороссийский норд -ост: нужно было снять и увязать грот и убрать его внутрь лодки отсоединив гик, и каким-то образом уменьшить площадь стакселя, импровизированно смотав его по нижней шкаторине и увязав, и конечно потравив стаксель фал. Оставить такой "носовой платок" от стакселя, его хватило бы для обеспечения управляемости яхты.

Уходить в море, там ветер от Боры теряет силу, как сжатый газ из металлического баллона со временем и с удалением от этого баллона, шансы выжить увеличиваются, если уметь работать с волной, если научили вас работать с волной. Нужно пытаться попасть при движении в прямую видимость от ретрансляторов мобильной связи своего прибрежного города, набирать и вызывать службу спасения по телефону. Не совсем по правилам, но иногда срабатывает. А служба спасения предала бы сигнал морским спасателям. Увы радиостанции на яхте не было, так что сигнал бедствия mayday mayday mayday с яхты подать не могли. Но двумя тремя ракетницами капитан мог бы разжиться заранее, для таких рискованных рейсов на маленькой яхте вдоль побережья. При подобных действия терпящего бедствие экипажа морские спасатели вышли бы на помощь и реально могли спасти людей, а возможно и яхту взяв ее на буксир. Согласитесь, немыслимая рекомендация: уходить в море, когда начинается буря, причем на маленькой лодке! Нужно самобладание и владение некоторыми навыками по управлению яхтой. Рекомендация эта находится в русле написанного морского закона: море - мать, берег отец. Мать спасет и защитит. Отец строго накажет. Вот он условно и "наказал". Обычно наказание бывает скалами, камнями, рифами недружественного берега.

Рис. 12 Справа слева от родного залива, из которого нужно уходить в непостижимое море - не дружественный скалистый берег, к которому не причалишь, на который не высадишь в непогоду экипаж.
Рис. 12 Справа слева от родного залива, из которого нужно уходить в непостижимое море - не дружественный скалистый берег, к которому не причалишь, на который не высадишь в непогоду экипаж.

Напоминаю, яхта погибла недалеко от городских причалов предположительно в прямой видимости. Многие попавшие в подобную переделку судоводители пытаются достичь близкого берега, не умея реально оценить шансы на положительный исход своих действий.

Как начав спасаться в открытом море, не "улететь" при этом слишком быстро и далеко так, что возможно и спасатели не найдут? Первое действие, о нем вы уже и наверное, догадались: максимально убрать паруса, можно совсем. Яхте при этом на сильном ветре и почти попутном курсе достаточно для сохранения курса парусности мачты и такелажа. Кроме первого, можно произвести второе действие: сделать импровизированный плавучий якорь, связав веревки, которые были на борту и вытравив его с кормы в длинный хвост, лучше если этот хвост будет с пригрузом. Таким пригрузом обычно может служить небольшой якорь, который часто бывает даже на небольших гоночных яхтах в комплекте оснащения. Это поможет удерживать и стабилизировать курс и притормаживать при ходе яхты в открытое море. Лучше если при этом яхта будет почти дрейфовать, но не терять управляемость.

Рис. 12а Импровизированный плавучий якорь – тормоз чтобы стабилизировать курс и не «улететь» далеко в море
Рис. 12а Импровизированный плавучий якорь – тормоз чтобы стабилизировать курс и не «улететь» далеко в море

Нужно как-то заканчивать наш печальный рассказ, и это совсем не «пляски на костях» , возможно кому-то поможет. Рано или поздно яхтенный капитан сталкивается с обстоятельствами «непреодолимой» силы и нужно стараться по возможности научиться и знать, как в таких обстоятельствах действовать. Хочется внести маленькую ноту оптимизма в столь безрадостную тему. Не первый год в работе особенно с юными яхтсменами мы пытаемся внести контур универсальной морской парусной подготовки, который прежде всего заключается в освоении яхтсменами других по сравнению обычными для спортшколы компетенций. Именно познакомить начинающих ющих.яхтсмннлв с парусными дисциплинами и компетенциями, связанными с судовождением в открытом море, не ограничивая их "спортивную карьеру" гонками напротив яхт-клуба или на олимпийской дистанции. Смысл заключается в том чтобы яхтсмены, начав заниматься парусным спортом, или как теперь говорят яхтингом, в детском ли возрасте, в студенчестве ли, во взрослом возрасте - уже не бросали это занятие, а продолжали заниматься квалифицированно и с пользой для себя и общества и в любительском плане и в профессиональном, как будет по судьбе. Постепенно число специалистов, которые на собственный страх и риск вопреки действующему образовательному стандарту подготовки для парусных спортшкол, в стране в растёт. В работе по "нашей схеме" схеме подключился и наставник ульяновской яхтсменки Александры Антиповой. которая только что победила в гонках на международной юношеской регате на этой же самой акватории, где произошли описанные трагические события.

Рис. 14. Чемпионка международной регаты Александра Антипова всё на той же акватории.Непотопляемая лодка национального класса "Ракета 270".
Рис. 14. Чемпионка международной регаты Александра Антипова всё на той же акватории.Непотопляемая лодка национального класса "Ракета 270".

У меня есть уверенность, что если наставник чемпионки и её друзей по спортивной секции продолжит совместную продуктивную методическую работу по нашему контуру, то эти дети, став юношами и девушками, а затем взрослыми яхтсменами смогут грамотно действовать в непростых мореходных условиях, противостоять вызовам непростой действительности, будут уметь плавать (вплавь) без видимости берегов, будут разбираться в Лоции и Навигации и ориентироваться в открытом море по компасу и без него, их не будет "укачивать" в море, в непростых нештатных ситуациях смогут помочь не только себе, но и другим людям. Они станут в среде нашего населения мобилизационным резервом не только флоту, но социальному обществу, людьми которых так мало в нашей современной жизни.

*Другие статьи досуговой учебно - познавательной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Всем счастливых и безопасных морских миль!