А что если слово «машина» имеет более широкие границы, которые расширяются все дальше и дальше, поглощая все вокруг. Не только ваш смартфон и автомобиль, но и ваше сознание, общество, язык и саму реальность. Это не сценарий фантастического романа, а основа философского направления — машинизма. Если механицизм Нового времени видел в мире часы, которые нужно завести и понять, то современный машинизм предлагает куда более тревожную и сложную картину: мир как хаотичный конгломерат «машин желания», где человеческая субъективность — лишь временная и иллюзорная сборка.
От часового механизма к адской машине
Идея «мира-машины» (machina mundi) родилась не вчера. Еще в Античности Лукреций Кар использовал этот образ. Но что такое «машина» в ее изначальном смысле? Древнегреческое слово «μηχανή» означало не только устройство, но и уловку, хитроумный обман (отсюда и наше «махинация»). То есть машина — это то, что может нарушить существующий порядок вещей.
В эпоху Просвещения, в философии механицизма, этот образ был позитивным. Вселенная — это гигантские, идеально собранные часы, созданные Богом-часовщиком. Понять их механизм — значит, получить контроль над миром. Эта метафора отражала веру в разум, прогресс и возможность рационального переустройства действительности. Машина здесь — символ порядка.
Но у каждой медали есть обратная сторона. Уже в XIX веке мыслители вроде Сэмюэла Батлера и Карла Маркса предупреждали: машины не просто служат нам, они начинают над нами господствовать. Человек рискует стать «придатком» к механизму. Здесь просыпается негативная, «дьявольская» семантика машины как козни, ловушки.
Психоанализ: машина внутри нас
Перелом произошел в XX веке, и ключевую роль здесь сыграл психоанализ. Зигмунд Фрейд, работавший в лаборатории с механицистскими традициями, начал описывать психику не как часовой механизм, а как тепловую машину. Он говорил о циклах создания и сброса напряжения, о работе психической энергии, которая ищет выход. Бессознательное стало тем самым «двигателем», который управляет сознанием, часто против нашей воли.
Жак Лакан пошел дальше. Для него ключевой метафорой стала кибернетическая машина. Он утверждал, что бессознательное структурировано как язык, а язык — это и есть машина. Мы не хозяева своего языка, мы «заброшены в его зубчатый механизм». Реальное, истинная суть вещей, скрыто от нас за «ширмой» Символического — этой гигантской смысловой машины, которая все фильтрует и искажает.
Шизоанализ: мир как фабрика желаний
Апогеем машинизма стала философия Жиля Делеза и Феликса Гваттари. В своей знаменитой книге «Анти-Эдип» они провозгласили: «Всё — машины». Небо — машина, грудь женщины — машина, производящая молоко. Реальность — это не порядок, а хаотичный «броуновский движение» желания, которое постоянно собирается во временные, нестабильные конструкции.
Они различали:
- Молярные машины — это жесткие структуры: государство, семья, индивид с его иллюзией «Я». Они стремятся «запереть» желание.
- Молекулярные машины — это бессубъектные потоки, мелкие связи, революционные «сборки». Они взламывают большие машины и высвобождают желание.
Спасение, с их точки зрения, — не в обретении целостного «Я», а в растворении в этом машинном потоке, в становлении частью «машинного бессознательного». Философия здесь смыкается с поэзией и безумием.
Футурология: капитуляция человека
Что же предлагает машинизм как проект будущего? Зачастую — довольно мрачные сценарии. Современные последователи, такие как Ник Лэнд, развивают идеи акселерационизма. Они призывают не сопротивляться технологическому капитализму, а ускорить его движение до предела, пока он не саморазрушится, сметя заодно и человеческую форму существования. Человек — это лишь «камуфляж», за которым скрывается блестящая электроника машинного будущего.
Машинизм здесь становится онтологической капитуляцией: эволюционная миссия человечества завершена, он породил умные машины, и теперь должен уступить им место.
Вместо заключения
Машинизм — это не просто рассуждения о технике. Это фундаментальная онтология, попытка описать самые основы нашего бытия через образ машины. Если механицизм был оптимистичной философией контроля и порядка, то машинизм — это часто тревожная философия хаоса, бессубъектных сил и иллюзорности нашего «Я». Он предлагает нам взглянуть в лицо пугающей, но завораживающей мысли: возможно, мы не те, кто управляет машинами, а всего лишь временные и не самые важные детали в одной гигантской, вечно собирающей и разбирающей себя Машине под названием Реальность.
---
Публикация подготовлена на основе научной статьи: Оболкина С.В. Краткий очерк машинизма // Идеи и идеалы. – 2025 – Том 17, №3, ч.1 – С. 124‐143.
Еще больше интересных статей вы найдете в архиве журнала «Идеи и идеалы».
Литература по теме:
1. Делёз Ж., Гваттари Ф. «Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения».
2. Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «"Я" в теории Фрейда и в технике психоанализа».
3. Ланд, Ник. «Киберготика».