Найти в Дзене
ggsel

Лучшие ранние клоны Diablo

Нежданно-негаданно миллениалы получили щедрый подарок — Sacred 2 Remastered. Так что самое время насладиться обновленной классикой! А заодно можно немного поностальгировать по безмятежным нулевым, когда диаблоиды заполонили индустрию как грибы после дождя. Безусловно, среди них было очень много пустяковых клонов. Но вместе с этим встречались и настоящие бриллианты! В нашем сегодняшнем материале мы решили вспомнить лучшие тайтлы, которые не побоялись бросить вызов великой и ужасной Diablo. И начнем мы, конечно же, с серии Sacred. Первая часть вышла в 2004 году, и она сразу заняла место среди самых заметных последователей Diablo. Но при этом игра сделала то, чего мало кто ожидал от проекта того времени: предложила действительно огромный, цельный и полностью открытый мир. Немецкая студия Ascaron создала Анкарию — континент, разделенный на биомы и регионы со своими законами, монстрами и локальными историями. Большая часть карты была доступна с самого начала, и игрок мог уходить куда угодно
Оглавление

Нежданно-негаданно миллениалы получили щедрый подарок — Sacred 2 Remastered. Так что самое время насладиться обновленной классикой! А заодно можно немного поностальгировать по безмятежным нулевым, когда диаблоиды заполонили индустрию как грибы после дождя. Безусловно, среди них было очень много пустяковых клонов. Но вместе с этим встречались и настоящие бриллианты!

В нашем сегодняшнем материале мы решили вспомнить лучшие тайтлы, которые не побоялись бросить вызов великой и ужасной Diablo.

Sacred и Sacred 2

И начнем мы, конечно же, с серии Sacred. Первая часть вышла в 2004 году, и она сразу заняла место среди самых заметных последователей Diablo. Но при этом игра сделала то, чего мало кто ожидал от проекта того времени: предложила действительно огромный, цельный и полностью открытый мир. Немецкая студия Ascaron создала Анкарию — континент, разделенный на биомы и регионы со своими законами, монстрами и локальными историями. Большая часть карты была доступна с самого начала, и игрок мог уходить куда угодно, даже если путь приводил его к преждевременной смерти. По сути, это изометрический TES!

Свобода исследования стала главным отличием Sacred от большинства других ARPG того периода. Вместо линейного прохождения с одной центральной линией в игре появилось множество сюжетных заданий и более сотни побочных миссий. Шесть классов — от гладиатора и лесной эльфийки до серафимы — предлагали разный боевой опыт, а система умений позволяла гибко настраивать билд по вкусу.

При этом Sacred оставалась верна духу жанра. Сбор лута, постоянная прогрессия и динамичные битвы с толпами врагов оставались на первом плане. Но именно ее масштаб и свобода сделали игру особенной. Даже спустя годы многие геймеры вспоминают Анкарию как один из самых живых и насыщенных миров ранних диаблоидов.

-2

Через четыре года вышел сиквел — Sacred 2: Fallen Angel. Тайл получился еще амбициозней оригинала. Сюжетно это был приквел, переносящий действие за две тысячи лет до событий первой части. Разработчики Ascaron решили разделить игру на две полноценные кампании — Света и Тьмы. Сторона, за которую вы играете, влияет не только на задания, но и на общий тон истории, что для ARPG того времени было необычной находкой.

Мир стал больше и разнообразнее, а визуал и геймплей — технологичнее. В игру добавили ездовых животных со своими характеристиками, расширенную система лута, переработанные навыки, полноценную поддержку кооператива и улучшенный интерфейс, адаптированный под консоли. Релиз на Xbox 360 и PlayStation 3 помог Sacred выйти из статуса «клона» и сделать серию заметным игроком на рынке.

Обе игры выделялись не только масштабом мира, но и узнаваемой визуальной атмосферой. Sacred сочетала мрачное фэнтези с нотками самоиронии. В Анкарии соседствовали готические леса, мрачные болота, пародийные персонажи и нарочито абсурдные ситуации. Такое сочетание серьезного и сатирического нарратива создавало характерный «европейский» шарм — во многом благодаря немецким корням Ascaron, чье чувство юмора и подход к стилистике отличали серию от более прямолинейных и пафосных ARPG того времени.

Dungeon Siege

-3

Когда Dungeon Siege вышла в 2002 году, Gas Powered Games уже позиционировали ее как ответ на Diablo — только с большим масштабом, характерным для Криса Тейлора, создателяSupreme Commander и Total Annihilation.

Игра унаследовала многое из классики жанра: стремительный боевой темп, поток врагов, лут, прокачку и путешествие через мрачное фэнтези-королевство.

Вы начинаете путь бедным крестьянином из приграничной деревни. Ни экзотических умений, ни геройских доспехов — только вилы, дорога и первые волны крагов, которые захлестнули весь регион. Но по мере продвижения вперёд персонаж развивается: навыки улучшаются через частоту их использования, а не через распределение очков. Используете меч — растёт владение ближним боем, бросаете заклинания — развивается магия.

Вскоре к вам присоединяются спутники. Всего в группе может быть до восьми персонажей, и именно групповая тактика стала одной из особенностей Dungeon Siege. Вы собираете собственную команду из воинов, лучников и магов, и выстраиваете тактику. Это, конечно, не партийная система в традиционном смысле СRPG. Здесь акцент сделан на динамичных сражениях.

-4

Также Dungeon Siege не использовала загрузочных экранов во время путешествия. Вы шли вперёд, и локации сменялись плавно, создавая эффект непрерывного путешествия. В 2002 году это создавало крутое впечатление. Через два года эту фишку подберет серия Sacred. Игра вышла на движке Gas Powered Games, который позволял отображать большие пространства и множество врагов на экране.

Еще хочется выделить саундтрек Джереми Соула (несменного композитора серии TES), который кратно усиливал эпичность приключения героев.

Мультиплеер был в наличии. Игру можно было проходить в кооперативе, исследуя специально подготовленные карты и сценарии. Это превращало Dungeon Siege в долгоживущий проект, так как на серверах довольно долго бурлила жизнь.

Titan Quest

-5

Titan Quest вышел в 2006 году. Проект стал одним из самых заметных альтернатив Diablo 2 середины двухтысячных — прежде всего из-за сеттинга. Студия Iron Lore под руководством Брайана Салливана, соавтора Age of Empires, взяла за основу античную мифологию и создала ARPG, где вместо привычных мрачных подземелий в средневековом сеттинге игрок проходит через яркие локации исторических Средиземноморья, Египта и Месопотамии.

Сюжет разворачивается вокруг титанов, которые вырываются из заточения и нарушают хрупкое равновесие между людьми, богами и мифическими существами. Игрок выступает в роли избранного героя, который должен проследовать по следам разрушений, разобраться в причинах происходящего и попытаться остановить надвигающуюся катастрофу. Во время путешествия герою предстоит погулять по реальным историческим регионам: от полей Аттики и лабиринта Кносса до пирамид Гизы и Висячих садов Вавилона.

Основу Titan Quest составляет боевка в реальном времени и глубокая система развития персонажа. Игра предлагает двойную специализацию. По сути, вы выбираете два класса из нескольких доступных, комбинируя их в уникальные билды. Например, сочетание навыков ратного дела и охоты дают мультикласс убийцы. Также можно комбинировать бойцовские скиллы с магией. Например, ратное дело + магия земли = боевой маг. И подобных комбинаций тут масса!

-6

Лут, как и полагается жанру, играет важную роль. В Titan Quest можно выбить тысячи предметов, включая редкие и легендарные артефакты, каждый из которых усиливает выбранную сборку. Сражения с мифологическими существами — от сатиров и циклопов до скорпионов-гигантов и минотавров — требуют грамотного распределения навыков и экипировки.

Визуально игра выглядела великолепно: детализированные декорации, яркая цветовая палитра и архитектурные элементы, основанные на реальных образцах, выгодно отличали Titan Quest от более тёмных ARPG начала 2000-х. Это же делало путешествие по миру не только боевым, но и исследовательским опытом.

Помимо одиночной кампании Titan Quest поддерживает кооперативный мультиплеер, позволяя проходить сюжетные акты в группе. Совместная игра делает сборку персонажа ещё более значимой — роли в команде легко распределяются благодаря гибкой системе классов.

Titan Quest — это тайтл, который крайне трудно назвать «клоном»!

Divine Divinity

-7

Сегодня Larian Studios — это рок-звезды от мира RPG. После выхода Baldur’s Gate 3 они поставили такую высокую планку, что студии можно даже посочувствовать. Переплюнуть такой шедевр будет крайне трудно. Но путь бельгийской компании был долгим. Их основным и, по сути, единственным творением была серия Divinity.

Первым проектом в их послужном списке стала Divine Divinity 2002 года. И «Ларианы» не были бы собой, без их страстного желания хулиганить и делать все по-своему. Игра сразу оказалась в странной, но при этом выигрышной позиции.

По визуальной подаче и темпу боя она напоминала Diablo — быстрые атаки, потоки врагов, лут и бои в реальном времени. Но Divine Divinity предлагала куда больше ролевой глубины, чем большинство ARPG того времени: нелинейные задания, развитая систему навыков, огромное количество интерактивных предметов и полноценное исследование мира. А причина тому — любовь к классическим CRPG.

-8

Также «Ларианы» создали свой лор и вселенную. Действия происходит на континенте Ривеллон (где происходят все события Divinity). Местные земли постепенно разрывают заговоры и вторжение нечисти. По пророчеству именно наш герой — будущий избранный, способен остановить пробуждение Повелителя Хаоса. Но путь к этой цели непрост. Во время путешествия герою предстоит стать сильней, выполнить целую гору заданий (как сюжетных, так побочных) и собрать ключевые артефакты.

В начале игры предлагается три архетипа — воин, маг и бродяга (аналог вора). Но это лишь отправная точка. Divine Divinity строит развитие персонажа на свободной системе навыков: любой герой может осваивать умения из различных школ, комбинируя боевые, магические и вспомогательные способности. Это делает билд гибким и позволяет настроить стиль игры под себя — от прямолинейного сражения до тактики с ловушками или дальнобойными заклинаниями.

Одно из главных достоинств — большой открытый мир. Карта Ривеллона насыщена городами, подземельями, лагерями бандитов, секретами и зонами, доступными далеко не сразу. Игра использует смену дня и ночи, погодные эффекты и множество интерактивных объектов: можно перемещать предметы, искать тайники, подбирать вещи, читать книги, создавать зелья. Таким образом, игра как будто бы не может определиться: она ARPG или CRPG?

-9

Боевая система остается динамичной. Но в процессе важно следить за ресурсами, эффектами и позиционированием. Противников много и ведут они себя по-разному, а множество временных усилений, свитков и зелий открывают дополнительные тактические решения. Герой меняет внешний вид в зависимости от экипировки — деталь, которая в 2002 году приятно выделяла игру среди конкурентов.

Отдельно стоит отметить количество контента: десятки часов квестов, десятки NPC с собственными репликами и вариантами поведения, большое число скрытых зон и подземелий. Divine Divinity нацелена не только на сражения, но и на исследование, диалоги и чтение — и именно этим она отличается от большинства ранних клонов Diablo.

Впоследствии серия стала основой для Divinity: Original Sin, но уже в 2002-м было видно главное — Larian пытались объединить два жанра RPG. И именно этот гибрид сделал Divine Divinity одной из самых интересных альтернатив Diablo своего времени (и сегодняшнего тоже).

Nox

-10

Nox — это экшен-ролевка в изометрической перспективе, разработанная студией Westwood и изданная Electronic Arts в 2000 году. И ей есть чем удивить фанатов Diablo!

Действие происходит в фэнтезином мире Нокс. Главный конфликт связан с некроманткой Гекубой, стремящейся подчинить мир и возродить древнюю армию нежити. Звучит вполне традиционно и даже скучно. А теперь самое интересное! Главный герой — обычный парень по имени Джек Мауэр. Живет на нашей с вами планете Земля, без всяких чародеев и чудовищ.

Но однажды его жизнь меняется навсегда. Обычная безделушка в виде сферы, которая просто стояла на полочке в его трейлера, на деле оказывается могущественным артефактом из мира Нокс. Королева Некромантов Гекуба, желающая получить сферу, открывает портал и затягивает бедолагу в свое измерение. И теперь Джеку… предстоит разобраться во всем этом безобразии и вернуться домой!

Сюжет развивается по-разному в зависимости от выбранного класса — каждую из трех кампаний разработчики создавали отдельно, а не адаптировали одну и ту же под разные умения героя.

-11

Всего на выбор дается три привычных класса: воин, маг и колдун. Казалось бы, в чем разница между двумя последними вариантами? Колдун отличается от мага тем, что он может использовать легкие доспехи, луки и арбалеты. Но главная его сила заключается в способности подчинять встречающихся существ своей воле и призыве монстров магией.

Каждый класс имеет уникальные уровни, сюжетные сцены, диалоги и даже собственного босса.

Геймплей в Nox тоже выглядит довольно нетипично. Игра позволяет творчески подходить к бою. Например, вы можете расставлять ловушки, использовать магические связки и превращать окружение в оружие. То есть, врага можно легко загнать в комнату, наполненную призванными существами, или отбросить в яму с лавой (прямо-таки Baldur’s Gate 3). Короче говоря, смекалка — это ваше супероружие.

Колдун способен контролировать до восьми существ одновременно, создавая полноценную боевую свиту. Окружение активно реагирует на действия игрока: валуны обрушиваются и перекрывают путь, вода тушит огонь, а взрывчатые бочки разлетаются градом смертоносных осколков.

Если тайтл прошел мимо вас, то настоятельно советуем оценить проект! Это действительно очень самобытная игра.

Torchlight

-12

Torchlight — самый молодой участник нашей подборки. Студией Runic Games выпустила игру в 2009 году. Проект представляет собой веселенький, динамичный и дружелюбный hack-and-slash. Несмотря на то что он стал дебютом команды, в ее составе работали ветераны жанра: разработчики Diablo и Diablo 2, включая знаменитых Макса и Эрика Шеферов. Благодаря этому Torchlight унаследовал сразу несколько сильных сторон своих «родственников» — понятный геймплей, глубокую лут-систему и плотный боевой ритм.

Сюжет разворачивается в шахтерском городке Торчлайт, под которым обнаружили залежи магического минерала — эмбера. Он способен усиливать магию и служить источником огромной силы. Правда, есть и побочные эффекты. При длительном контакте с эмбером, человек может превратиться в монстра.

Ожидаемо добыча этого ценного ресурса привела к катастрофе! В глубоких недрах пробудилась древняя порча, затронувшая и шахтеров, и все, что обитает под землёй. Игрок отправляется в подземелье, разделенное на 34 уровня. В каждом из них героя ждут уникальные монстры, ловушки и боссы. А в самом финале игроку предстоит встретиться с Одраком, главным антагонистом и источником порчи.

-13

Torchlight предлагает три класса: разрушитель (ближний бой), победительница (дальний бой, яды, ловушки) и алхимик (дальние магические атаки).

У каждого класса — собственные ветки навыков, множество вариантов сборок и богатая система предметов. Важная особенность Torchlight — питомцы. Они не только помогают в бою, но и выполняют утилитарные задачи: могут унести инвентарь в город и продать добычу без участия игрока, что в 2009-м стало почти революционной фичей для жанра.

С точки зрения визуального стиля Torchlight резко отличался от большинства «мрачных» ARPG. Вместо тёмного готического фэнтези — яркие цвета, мультяшная стилизация и нестрашные монстры. Такой подход понравился не всем, но помог игре выделиться на фоне бесконечных подражателей Diablo. Зато в музыке студия пошла по пути преемственности: саундтрек написал Мэтт Улман, композитор Diablo 1–2, что мгновенно добавило игре нужного настроения.

В 2012 году вышла Torchlight 2, значительно расширившая формулу первой части, но именно оригинальный Torchlight стал тем проектом, который доказал: даже небольшая команда может создать один из самых ярких и доступных клонов Diablo своего времени.

***

А какие клоны Diablo больше всего нравится вам? Расскажите в комментариях! О, кстати, не забудьте поделиться впечатлениями о Sacred 2 Remastered. И на этом у нас сегодня все. Всем желаем только легендарного лута и удачи! Скоро увидимся.

Diablo
2212 интересуются