Найти в Дзене
1С:Урок

Забудьте про «зубрёжку»: как научить мозг учиться

Многие родители младших школьников знакомы с ситуацией, когда ребёнок долго учит наизусть стихотворение или правило, но утром напрочь забывает весь материал. Подобные случаи вызывают беспокойство и недоумение: «Столько времени потрачено впустую!» Настала пора признать, что традиционный метод многократного механического повторения, называемый «зубрёжкой», давно утратил свою эффективность. Помимо этого, он отнимает у ребёнка силы и убивает интерес. Но есть и позитивная новость: хорошая память — это не врождённое качество, а навык, который можно и нужно развивать. И если этим заниматься, то необходимость в бездумной зубрёжке просто исчезнет. Что такое память на самом деле? Давайте сразу определимся: память — это не просто «склад» информации. Это сложный процесс, который состоит из трёх ключевых этапов. 1. Запоминание (внести информацию в мозг). 2. Хранение (удержать её там). 3. Воспроизведение (достать информацию в нужный момент). И вот тут — главный секрет! Часто проблема не в том, что р

Многие родители младших школьников знакомы с ситуацией, когда ребёнок долго учит наизусть стихотворение или правило, но утром напрочь забывает весь материал. Подобные случаи вызывают беспокойство и недоумение: «Столько времени потрачено впустую!»

Настала пора признать, что традиционный метод многократного механического повторения, называемый «зубрёжкой», давно утратил свою эффективность. Помимо этого, он отнимает у ребёнка силы и убивает интерес. Но есть и позитивная новость: хорошая память — это не врождённое качество, а навык, который можно и нужно развивать. И если этим заниматься, то необходимость в бездумной зубрёжке просто исчезнет.

Что такое память на самом деле?

Давайте сразу определимся: память — это не просто «склад» информации. Это сложный процесс, который состоит из трёх ключевых этапов.

1. Запоминание (внести информацию в мозг).

2. Хранение (удержать её там).

3. Воспроизведение (достать информацию в нужный момент).

И вот тут — главный секрет! Часто проблема не в том, что ребёнок «не запомнил», а в том, что он не может «достать» нужный материал из глубин своей памяти. Представьте, что память — это огромный конструктор. Можно просто скинуть все детали в одну кучу (это и есть зубрёжка), а можно аккуратно разложить их по полочкам. Но настоящая задача — не просто распределить детали, а суметь при необходимости правильно и быстро построить из них нужную фигуру. Наша цель — научить мозг ребёнка не просто складывать, но и строить.

Так как же тренировать все три этапа и с помощью каких методик запоминать информацию? Вот техники, которые действительно работают.

1. Метод ассоциаций и «рисуночного» письма (для запоминания).

Дети мыслят образами. Сухую информацию их мозг отторгает, а вот яркую картинку — запоминает надолго.

Как тренируем?

Вместо того чтобы заучивать, например, что «около» пишется с буквой «о», предложите ребёнку превратить слово в рисунок. Пусть это будет маленький домик (ОКОЛО), рядом с которым растёт дерево с плодами «О». Подчеркнём: важно, чтобы слово стало частью картинки. Таким образом мозг будет создавать «крючки», за которые он потом сможет «зацепиться», чтобы «вытащить» информацию.

Чтобы запомнить правописание нескольких не связанных между собой слов, можно предложить школьнику представить их расположение в знакомом пространстве — например, в своей комнате. Пусть он мысленно «расставит» каждое слово на определённое место, будто эти предметы реально находятся там прямо сейчас. Впоследствии, воспроизведя эту картинку в голове, ребёнок легко вспомнит нужное слово.

2. Мнемотехника: создаём «ключи» для доступа (для запоминания и воспроизведения).

Это целое искусство запоминания через созвучия, рифмы и аббревиатуры. Оно создаёт в мозгу четкие «файловые пути» к информации.

Как тренируем?

Нужно запомнить порядок следования падежей в русском языке? Делимся с ребёнком мнемонической фразой «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» (название каждого падежа начинается на ту же букву, что и слово во фразе). Мозг фиксирует информацию не в форме скучного перечня, а посредством создания наглядного и эмоционально окрашенного образа. Чтобы воспроизвести материал, школьнику достаточно вспомнить эту смешную фразу.

Чтобы выучить, например, список новых слов по английскому языку, можно составить из них весёлый рассказ — тогда ключом к воспроизведению станет логически выстроенная, необычная история. А то, что ребёнок сочинит её сам, не только позволит сделать процесс запоминания более интересным, но и поспособствует развитию креативности.

3. «Интервальные повторения» и активное припоминание (для хранения и воспроизведения).

Это главный враг зубрёжки. Вместо одного долгого заучивания — короткие, но регулярные сессии «доставания» информации из памяти.

Как тренируем?

Разбейте большое задание на «порции». После того как ребёнок выучил два четверостишия, закройте учебник и попросите его рассказать стихотворение целиком. Пусть попробует, даже если с ошибками. Этот процесс активного припоминания — самая мощная тренировка для этапа «воспроизведения». Таким образом выстраиваются новые (и упрочиваются существующие) нейронные связи, тренируется нейропластичность — способность мозга перестраиваться под воздействием новых задач и условий.

4. Образовательные игры — тренажёры для мозга.

Отдельно стоит упомянуть пользу качественных образовательных приложений. Возьмём, к примеру, игры на отработку таблицы умножения, которые есть на образовательном портале «1С:Урок» .

Ресурс "Таблица умножения" - https://urok.1c.ru/library/primschool/igry_po_matematike_dlya_nachalnoy_shkoly/vychisleniya_tablitsa_umnozheniya/4783.phd
Ресурс "Таблица умножения" - https://urok.1c.ru/library/primschool/igry_po_matematike_dlya_nachalnoy_shkoly/vychisleniya_tablitsa_umnozheniya/4783.phd

Чем они так хороши и как тренируют память?

·Принцип повторения. Игры устроены так, что задания, которые вызывают затруднения, встречаются чаще других, пока их выполнение не будет доведено до автоматизма.

·Игровая форма.Яркий интерфейс, система наград и интересные сюжеты превращают скучное заучивание в увлекательный квест. Это снимает страх перед ошибкой и мотивирует заниматься снова и снова.

Такие игры — это идеальный тренажёр для этапа воспроизведения. Они заставляют мозг быстро и точно «доставать» нужный ответ из памяти, укрепляя нейронные связи.

5. Тактильное обучение: «пощупать» знания.

Многие дети (особенно кинестетики) познают мир через прикосновения и движение: им важно не услышать или увидеть, а потрогать, почувствовать, как происходит процесс.

Как тренируем?

Учите состав числа 10? Возьмите не тетрадку, а кубики или конструктор. Соберите башню из 10 деталей, разделите её на две части —например, 5+5, 4+6, 7+3... А при изучении алфавита можно слепить буквы из пластилина, выложить их из пуговиц или крупы.

Этой методикой активно пользуются школьные учителя. Например, на уроках окружающего мира изучение видов облаков сопровождается творческими заданиями: ребята создают облака с помощью ваты на синем картоне, что превращает занятия в интересный и увлекательный процесс.

6. Техника «Объясни другому» (для воспроизведения и структурирования).

Это, пожалуй, самый мощный инструмент тренировки. Если ребёнок может что-то объяснить, значит, он не только запомнил, но и уложил информацию в голове «по полочкам», то есть подготовил свой «конструктор» к сборке.

Как тренируем?

После того как школьник, например, прочитал параграф, скажите: «А теперь представь, что ты учитель. Объясни эту тему мне (или своему плюшевому мишке)». В процессе объяснения он заставляет свой мозг не просто повторять, а выстраивать логическую цепочку, находить слова — то есть «собирать конструктор».

Основная задача родителей и педагогов состоит не в том, чтобы загрузить голову ребёнка максимальным количеством фактов, а в том, чтобы научить детский мозг эффективно обрабатывать информацию: рационально фиксировать, надёжно сохранять и быстро извлекать необходимые знания. Память подобна мускулу, который становится сильнее благодаря регулярным тренировкам.

Попробуйте! Превратите следующее заучивание в игру по созданию ассоциаций, а подготовку к уроку — в тренировку по активному припоминанию. Вы удивитесь, насколько легче, интереснее и результативнее станет учиться ваш школьник, когда он научится не зубрить, а мастерски управлять своими знаниями.

---

Полякова Анна Александровна,

учитель начальных классов.