Найти в Дзене
1С:Урок

Позитивное воспитание в школе: как это работает на практике

Будучи учителем начальной школы, я каждый день замечаю значительные изменения в подходах к воспитанию детей, произошедшие за последние годы. Современные дети нуждаются не в строгой дисциплине и авторитарном стиле общения, а в понимании, поддержке и грамотном руководстве их развитием. Позитивное воспитание — это не модный термин, а действенный подход, который действительно работает в школьной практике. Он основан на уважении к личности ребенка, признании его индивидуальности и создании условий для раскрытия его потенциала.

В основе позитивного воспитания лежит простая, но глубокая идея: каждый ребенок хочет быть успешным и хорошим, а наша задача как педагогов — помочь ему в этом, создавая ситуации успеха и поддерживая позитивные начинания. Этот подход эффективно работает не только в семье, но и в школьных условиях, где мы проводим с детьми значительную часть времени.

Ключевые принципы позитивного воспитания в школе

1. Создание безопасной и поддерживающей атмосферы

Главное условие позитивного воспитания — безопасная психологическая среда в классе. Дети должны чувствовать себя защищенными, знать, что их не высмеют за ошибку, а помогут разобраться и исправить ее. В нашем классе существует важное соглашение: «Мы все люди и способны совершать ошибки, поэтому давайте не будем высмеивать чужие промахи, а постараемся поддержать друг друга советом или действием». Благодаря этому простому правилу в классе формируется атмосфера доверия и взаимовыручки, где ребята чувствуют себя уверенно, свободно выражают мысли, задают интересующие вопросы и смело пробуют новое.

Трудно представить, но известный всему миру педагог, создатель гуманистической методики воспитания и доктор психологии Шалва Амонашвили до седьмого класса считался двоечником и испытывал неприязнь к учебе.

По словам самого Амонашвили, причину такой ситуации можно объяснить принципом обратной связи: поскольку он ощущал нелюбовь учителей к себе, то отвечал им аналогичным отношением.

Однако всё кардинально изменилось благодаря приходу новой преподавательницы грузинского языка. Она отказывалась считать мальчика неспособным и публично осуждать его неудачи. Напротив, женщина проявляла заботу, уважение и искренне заинтересовалась его литературными талантами. Спустя всего три года ученик закончил школу с отличием, получив золотую медаль.

2. Акцент на сильных сторонах и достижениях

Традиционная система образования часто фокусируется на ошибках и недочетах. Гуманный, позитивный подход предлагает сместить акцент на сильные стороны и достижения каждого ребенка. В своей практике я использую «Дерево успеха», где дети отмечают свои ежедневные достижения — не только академические, но и в общении, творчестве, помощи другим. Это простое действие учит детей рефлексии и самоценности, помогает заметить свой прогресс даже в мелочах.

3. Коллективная работа лучше соперничества

Исследования Джона Хэтти показывают, что коллективная эффективность учителей — самый значимый фактор успеха школы. Этот принцип работает и в отношении детей. Вместо создания конкурентной среды, где дети сравниваются друг с другом, мы организуем обучение через сотрудничество — в парах, малых группах, проектных командах. Как отмечается в исследованиях дошкольного образования, совместная деятельность развивает не только знания и навыки, но и положительные отношения между детьми.

Организовать совместную работу совсем несложно — для этого не нужны специальные условия или длительная подготовка. Однажды на уроке математики я использовала интерактивное упражнение для повторения таблицы умножения (https://urok.1c.ru/library/primschool/igry_po_matematike_dlya_nachalnoy_shkoly/vychisleniya_tablitsa_umnozheniya/4748.phd). Хотя у меня обычный проектор, а не электронная доска, я предложила ребятам работать парами: один учащийся садился ко мне за стол и выполнял роль диспетчера — управлял курсором и ходом задания, а второй выступал в роли экспедитора — стоял у доски и вслух озвучивал решение (при необходимости показывал указкой, куда нажимать диспетчеру). Таким образом получилась увлекательная игра, в которой смогли поучаствовать абсолютно все ученики.

4. Развитие эмоционального интеллекта

Позитивное воспитание признает важность эмоционального развития ребенка. Дети должны понимать, что испытывать разные эмоции — нормально, но важно уметь их распознавать и выражать социально приемлемым способом.

5. Позитивная обратная связь

Важнейший инструмент позитивного воспитания — конструктивная обратная связь. Я стараюсь никогда не оценивать личность ребенка ("ты плохой"), а говорить о конкретных действиях ("ты сегодня не поделился с Машей карандашами, и ей было обидно"). В обратной связи я использую принцип "бутерброда": начинаю с чего-то положительного, затем говорю о том, что можно улучшить, и заканчиваю поддержкой и верой в силы ребенка.

Конечно, позитивное воспитание — не панацея и требует от учителя большего внимания, гибкости и эмоциональных затрат. Но результат — счастливые, уверенные в себе дети, которые любят учиться и умеют строить отношения, — стоит этих усилий.

Доброе воспитание в школьной среде — это не свод методик, а целая философия гуманной педагогики, проникающая во все аспекты образовательного процесса. Оно предполагает изменение взглядов преподавателя: из простого информатора и проверяющего становимся наставником, который помогает ребенку раскрыть свой потенциал. Практический опыт подтверждает, что такая стратегия приносит ощутимые плоды не только в нравственном росте детей, но и в достижении ими высоких учебных результатов.

Стоит понимать, что доброжелательное отношение вовсе не означает вседозволенности и отсутствия границ. Напротив, оно предусматривает четкие правила и ожидания, но устанавливаются и соблюдаются они с уважением к личности ребенка. Как говорил Константин Ушинский, «воспитание должно быть не только развивающим, но и воспитывающим».

Внедряя принципы позитивного воспитания, мы создаем школу, в которую детям хочется приходить, где они чувствуют себя ценными и значимыми. А это — основа не только для успешного обучения, но и для формирования счастливых, гармоничных личностей.

---

Полякова Анна Александровна,

учитель начальных классов.