Какая у вас любимая сказка?
Сейчас мои клиенты вздрогнули, именно этот вопрос мог бы войти в топ сборника по провокативным интервенциям.
- Ваша любимая сказка может стать вполне себе не сказочным помогатором, если вы дадите ей возможность вам помочь.
Моя, как вы уже поняли из названия, — «Русалочка».
С теми знаниями и опытом, которые у меня есть сейчас, и смотря на свою биографию ретроспективно, я вижу свой сценарий Русалочки ясно как день. Почти с меня писали 😂 Это одна из немногих сказок, где ключевая родительская фигура — бабушка, и в ее тени находится классический присутствующе-отсутствующий отец, а мама умерла.
До своей личной терапии и частной практики я считала единственной эмоционально близкой фигурой именно бабушку, отца — зависимым и слабым, ну а маму — холодной, то есть символически мертвой. Ко всему прочему я любила и люблю воду и тайны подводного мира, темного, неизведанного, прекрасного в своем ужасе. Также я люблю исследовать бессознательное и теневую сторону личности 🥸
О своей созависимой природе я могу слагать легенды, она проявляется не только в отношениях, и поэтому я очень хорошо понимаю тех, кто только в начале пути без слияния с другими. Это действительно очень страшно. Путь длинный, терапия небыстрая, но поверьте, свобода быть собой того стоит.
Русалочка — не человек и не рыба, тоже такое интересное сочетание земли и воды (про болото вспоминаю), пассивных традиционно стихий. В сказке совсем нет материнской фигуры, можно, конечно, сказать, что бабушка вполне себе фигура и, действительно, она учит русалок всяким мудростям, но никакой материнской ласки и эмоциональной близости там и в помине нет.
- Что происходит с теми, кто не получает любви от родительских фигур?
Они проецируют ее вовне и ищут в других людях.
- Возможно ли утолить голод этой травмы другими людьми?
Правильно, нельзя. Но Русалочка всю сказку пытается.
Созависимые отношения.
Она находит объект в лучших традициях эффекта «Алиэкспресс»: ожидание и реальность – видя картинку, мы «дорисовываем» ей всякие разные качества, черты характера, как правило, идеализируем и влюбляемся. Ну, по началу мы вообще влюбляемся в свои проекции и фантазии, но Русалочка в этом деле мастер. Не имея никаких существенных интересов, она заполняет пустоту мыслями о прекрасном принце, придуманном от головы до пят.
А дальше — привет треугольнику Карпмана, ей выдается шанс «спасти» принца. Ура, товарищи! Девочки и мальчики, сколько раз вы были в роли «спасителя» и сколько раз этого никто не оценил?
Увы, жертвы нужны только вам.
Спасенный принц вообще не вкуривает, что происходит, и тоже себе придумывает идеализированную любовь с «монашкой» (тут Фрейд перевернулся в гробу). Всё прекрасно, все при деле.🥴
Что же дальше?
А дальше классика абьюзивных и созависимых отношений. Она всё для него, он позволяет себя любить: «Принц сказал, что она всегда будет жить у него, и позволил ей спать на бархатной подушке перед дверьми его комнаты».
Благодетель, не иначе.
Тут хочу обратить ваше внимание на то, что думает Русалочка в процессе всех этих нездоровых взаимоотношений: она как бы тоже всё делает не просто так, у нее есть цель, которой она не может добиться, и ей бы хотелось в отместку ругать Принца, говорить, что он ничего не понимает (читай, «любить» мозг), но увы — голоса у нее нет.
🤔А у всех ли есть голос в отношениях?
Про кровоточащие ноги тоже интересно, в лучших традициях: «я всё понимала, но любовь же». Ежики плакали, но ели кактус.
В итоге всё закончилось печально: компенсация в виде Русалочки (девочки без имени) Принцу нужна была ровно до тех пор, пока не появилась реальная Монашка, которая Принцесса, и всё.
Русалочка в море, новобрачные в постель.
А потом вопросик: почему со мной он жил, а женился на ней?
Фух. Прям зла не хватает.
Так вот, «Русалочка» — она, с одной стороны, про отношения, в которые не надо вступать, и чем они заканчиваются. А с другой,
про отношения с собой и поиск своего «Я», души, внутренней опоры.
Давайте вспомним, какой разговор был у бабушки-царицы с Русалочкой про людей? Она говорила, что они живут меньше, но обладают даром — душой, благодаря которой их жизнь вечна.
Даже известна «схема», как эту душу получить.
Давайте представим, что все персонажи «Русалочки» — это ваши части, архетипы.
Русалочка проходит путь героя за своим Граалем (душой), и надо сказать, она успешно этот путь преодолевает и душу обретает, ее жизнь не заканчивается в пене морской, а продолжается с конкретным смыслом.
Как у нее это получилось?
Русалочка услышала себя и поняла, что смерть Принца не принесет ей ни радости, ни жизни — ничего кроме боли.
И дело не в том, что она готова пожертвовать ради него собой, а в том, что убивать его из-за своих неоправданных ожиданий совсем несправедливо и не ее истинное желание.
По факту она замутила всю эту историю для себя и разрешила ее так, как на самом деле хотела. Ведь целью ее был не Принц изначально, а бессмертная душа.
Ей нужно было пройти весь этот внутренний путь и страстно желать любви вовне, чтобы понять, будучи неспособной говорить с кем-то кроме себя, что единственный человек, способный подарить ей истинную любовь, — она сама.
Из любви к себе она сделала тот выбор, который был только ее.
«Если кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, если он отдастся тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и попросит священника соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу, тогда частица его души сообщится тебе, и ты тоже познаешь небесное блаженство, доступное людям».