Найти в Дзене
Яркий фотомаркет

От белого до черного.

Не смотря на расцвет современной цифровой цветной фотографии интерес к черно-белой фотографии не пропадает, почему так происходит и как научиться делать качественные черно-белые снимки? Давайте разберемся в этих вопросах вместе. Первым делом необходимо раскрыть тайну популярности черно-белой фотографии в современном цветном мире. Бессмысленно отрицать тот факт, что цветной снимок несет в себе больше визуальной информации и оказывает большее эмоциональное воздействие на зрителя, чем черно-белое изображение. И тем не менее широко распостранено ошибочное мнение, что черно-белая фотография более эмоциональна и задевает зрителя сильнее. Причина тому отсутствие навыков работы с цветом у большинства начинающих и даже опытных коммерческих фотографов. В цветных снимках присутствует большое количество композиционных ошибок, связанных с неправильным использованием цвета в кадре и такие снимки отталкивают зрителя или доносят до него неверную информацию о сюжете кадра. Как только такой снимок будет

Не смотря на расцвет современной цифровой цветной фотографии интерес к черно-белой фотографии не пропадает, почему так происходит и как научиться делать качественные черно-белые снимки? Давайте разберемся в этих вопросах вместе.

https://www.marclagrange.com
https://www.marclagrange.com

Первым делом необходимо раскрыть тайну популярности черно-белой фотографии в современном цветном мире. Бессмысленно отрицать тот факт, что цветной снимок несет в себе больше визуальной информации и оказывает большее эмоциональное воздействие на зрителя, чем черно-белое изображение. И тем не менее широко распостранено ошибочное мнение, что черно-белая фотография более эмоциональна и задевает зрителя сильнее. Причина тому отсутствие навыков работы с цветом у большинства начинающих и даже опытных коммерческих фотографов. В цветных снимках присутствует большое количество композиционных ошибок, связанных с неправильным использованием цвета в кадре и такие снимки отталкивают зрителя или доносят до него неверную информацию о сюжете кадра. Как только такой снимок будет переведен в черно-белое изображение, все эти ошибки, с очень большой долей вероятности, просто исчезнут. Единственный нюанс может быть связан с немного неправильной передачей тона, но об этом мы поговорим чуть позже.

Проверить этот факт достаточно просто, нужно просто открыть собственный архив и, выбрав несколько десятков неудачных цветных кадров, лишить их цвета. Вы будете удивлены, как часть этих работ преобразится и некоторые из них даже начнут быть привлекательными. Примером может послужить этот кадр.

https://avatars.mds.yandex.net
https://avatars.mds.yandex.net

На первом цветном снимке яркость оранжевых цветков перетягивает внимание зрителя от лица модели. Исправить такой кадр в цвете очень сложно, но если перевести его в черно-белый, то снимок примет вполне сносный вид.

Использование ярких цветовых пятен на фоне в портретной художественной фотографии является грубейшей композиционной ошибкой. Заметьте, мы говорим именно о художественном портрете, где портретируемый является главным объектом съемки. В рекламной или фэшн-съемке модель скорее всего будет играть второстепенную роль — это не портрет, а реклама бренда или образа жизни. Но большую часть фотографов все это не останавливает и как только настает лето или осень все просторы интернета начинают пестрить художественными портретами на фоне цветущих клумб, подсолнухов или яркой осенней листвы.

Теперь обстановка с популярностью черно-белых фотографий ясна и мы можем, наконец, приступить к решению вопросов в создании качественных черно-белых фотографий.

Тут оказывается тоже не так все просто, в частности, многие цвета на черно-белом снимке могут полностью сливаться по тону, смотрите:

https://c.pxhere.com
https://c.pxhere.com

Мало того, в черно-белой фотографии очень важно соблюдать правильность динамического диапазона снимка (в пленочную эпоху это называли фотоширотой). Если кадр будет слишком контрастный или с большими ошибками по экспозиции, то хорошей фотографии не получится. Тут важно понимать, что всему есть предел. Например, в пейзажной фотографии практически невозможно сделать снимок в солнечный погожий день, чтобы получить кадр без пересвеченного неба или непроработанных теней. Но выход есть и в такой ситуации, для правильного восприятия создаваемой композиции критически важно, чтобы нормально освещен был именно главный объект съемки, второстепенные объекты и даже некоторые участки общего фона в таком случае могут выходить за границы динамического диапазона кадра, это допускается.

Научиться создавать черно-белые фотографии выставочного качества сразу очень сложно и нужен достаточно длительный промежуток времени, но для первого шага в направлении качества создаваемой черно-белой фотографии достаточно будет воспользоваться некоторыми лайфхаками:

1. Чтобы избежать неприятных сюрпризов в виде совпадения тональности разных цветов, стоит сразу снимать в черно-белом режиме. Да, это будет уже не RAW, а JPG, но современный JPG достаточно высокого качества и даже вполне поддается глубокой обработке в графических редакторах. Со временем вы привыкнете видеть цветной мир по черно-белому и сможете уже снимать в RAW, создавая заготовки с большей фотоширотой для будущей монохромной фотографии.

2. На первом этапе съемки постарайтесь избегать контрастных сюжетов, а точнее пленерной съемки в солнечную погоду. А для работы с контрастом приобретите недорогие цветные оптические фильтры. Например, красный или желтый фильтр позволит поднять контраст облачного неба, если, конечно, это переменная облачность, а не сплошная пелена, сделать зелень более темной и немного высветлить кожу портретируемого. Плюсами такого подхода является то, что пересветить кадр при использовании цветных фильтров в несолнечную погоду практически невозможно, даже не смотря на слегка суженый динамический диапазон в формате JPG.

https://mir-s3-cdn-cf.behance.net
https://mir-s3-cdn-cf.behance.net

3. Всегда делайте дубли с применением коррекции экспозиции не менее чем в одну ступень (-1Ev, 0, +1Ev). Это позволит уже при отборе снимков получить некоторый запас динамического диапазона в интересующей вас области кадра. Если обстоятельства и динамика съемки позволяет, то экспозиционную вилку лучше немного растянуть, сделав пять кадров с шагом в 0,5Ev.

4. При замере экспозиции, если, конечно, камера не стоит в полностью автоматическом режиме, стоит переключиться в точечный режим и стараться замерить именно главный объект съемки. Для дальнейшей компоновки кадра используйте функцию памяти экспозиции. Если же вы не знаете основ экспонометрии, то лучше не мучить себя и камеру, достаточно просто довериться работе экспонометра в матричном режиме (замер по всей площади кадра) с применением выше упомянутой экспонометрической вилки от -1Ev до +1Ev.

https://static.tildacdn.com
https://static.tildacdn.com

5. По крайней мере хотя бы первое время стараться компоновать кадр так, чтобы главный объект съемки занимал в нем не менее 30% от общей площади кадра. Так вы достигнете сразу двух положительных эффектов: экспонометру камеры будет гораздо проще произвести точный замер, качество проработки деталей на главном объекте съемки будет более контролируемым.

Как часто вам приходится переводить снимок в черно-белое изображение, чтобы кадр лучше смотрелся?

Пробовали ли вы снимать на черно-белую фотопленку?

© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2025 г.