Найти в Дзене

"А вот в наше время..." или Цифровой разрыв поколений

Пришла на ум фраза и подумалось и чёт стало смешно и грустно. Представьте себе картину: вечер, уютная гостиная. Родители, уставшие после рабочего дня, садятся отдохнуть. И вот, из глубин памяти всплывает знакомая фраза, которую, возможно, слышали многие из нас: "А вот в наше время мы работали на заводах, в НИИ, были доярками... Мы читали книги, газеты, журналы, ходили в библиотеки!" Эта фраза – настоящий реликт прошлого, символ целой эпохи. Она несла в себе не только констатацию факта, но и некий моральный посыл: "Мы были трудолюбивы, образованны, стремились к знаниям, развивались". И это было правдой. В те времена, когда интернет был фантастикой, а мобильные телефоны – диковинкой, основным источником информации и развлечений были книги, газеты, журналы, радио, телевидение и, конечно же, живое общение. Библиотеки были настоящими храмами знаний, куда люди шли за информацией, за погружением в другие миры, за саморазвитием. Но время не стоит на месте. Сегодняшние родители, которые сами

Пришла на ум фраза и подумалось и чёт стало смешно и грустно.

Представьте себе картину: вечер, уютная гостиная. Родители, уставшие после рабочего дня, садятся отдохнуть. И вот, из глубин памяти всплывает знакомая фраза, которую, возможно, слышали многие из нас: "А вот в наше время мы работали на заводах, в НИИ, были доярками... Мы читали книги, газеты, журналы, ходили в библиотеки!"

Эта фраза – настоящий реликт прошлого, символ целой эпохи. Она несла в себе не только констатацию факта, но и некий моральный посыл: "Мы были трудолюбивы, образованны, стремились к знаниям, развивались". И это было правдой. В те времена, когда интернет был фантастикой, а мобильные телефоны – диковинкой, основным источником информации и развлечений были книги, газеты, журналы, радио, телевидение и, конечно же, живое общение. Библиотеки были настоящими храмами знаний, куда люди шли за информацией, за погружением в другие миры, за саморазвитием.

Но время не стоит на месте. Сегодняшние родители, которые сами выросли в эпоху стремительного развития технологий, сталкиваются с новой реальностью. Их дети, которых они сейчас воспитывают, растут в мире, где смартфон – это не просто устройство связи, а целый портал в безграничное информационное пространство. И вот тут-то и возникает тот самый "цифровой разрыв поколений", который вызывает не только ностальгию, но и немало вопросов.

Что же будут говорить своим детям сегодняшние родители?

Если представить себе ту же картину, но в современном антураже, то, скорее всего, мы увидим следующую картину: родители, уставшие после рабочего дня, садятся отдохнуть. И вот, из глубин памяти всплывает... что?

"А вот в наше время мы... сидели в телефонах!" – звучит как-то нелепо, правда? Но если задуматься, то в этом есть доля горькой иронии. Ведь именно в телефонах сегодня проводят огромное количество времени и взрослые, и дети.

Какие "достижения" цифровой эпохи мы будем транслировать следующим поколениям?

  • "А вот в наше время мы скроллили ленты новостей часами!" Вместо погружения в глубокие сюжеты книг, мы будем вспоминать бесконечные потоки коротких постов, мемов и видео.
  • "Мы ставили лайки и писали комментарии под каждым постом!" Вместо обмена мнениями в библиотечных кружках или на кухнях, мы будем говорить о виртуальном одобрении и онлайн-дискуссиях.
  • "Мы знали все последние тренды в TikTok!" Вместо обсуждения литературных новинок или научных открытий, мы будем вспоминать вирусные танцы и челленджи.
  • "Мы могли найти ответ на любой вопрос за 30 секунд, просто спросив у голосового помощника!" Вместо самостоятельного поиска информации, анализа и критического мышления, мы будем гордиться скоростью получения готовых ответов.
  • "Мы общались с друзьями через мессенджеры, даже если жили в соседних домах!" Вместо живого общения, прогулок и совместных игр, мы будем вспоминать виртуальные беседы.

Конечно, это утрирование. Современные технологии несут в себе и огромные возможности для развития, обучения и общения. Но нельзя отрицать, что они же могут стать и источником пассивности, поверхностности и отрыва от реального мира.

Что же делать?

Главное – не забывать о балансе. Родители, которые сейчас воспитывают детей, должны осознавать, что их собственный опыт, даже если он кажется устаревшим, имеет ценность. Важно не просто констатировать факт "а вот в наше время", а передавать те ценности, которые были важны тогда: стремление к знаниям, любознательность, умение общаться, критическое мышление, трудолюбие.

И, конечно, самим родителям стоит задуматься о том, сколько времени они проводят в своих гаджетах. Ведь дети учатся не только на словах, но и на примерах. Если родители хотят, чтобы их дети читали книги, они сами должны брать их в руки. Если хотят, чтобы дети общались вживую, они сами должны проводить больше времени

С вами была я, Екатерина