Найти в Дзене

Карго, УСН и новая реальность: не любите «белый» импорт? Вы просто не умеете им правильно пользоваться!

Государство живёт за счёт налогов и торговли — это основа бюджета. Бизнес извлекает прибыль и делится частью её с государством. Если не делится добровольно, то ему напомнят об этом, «на ушко шепнут». А так как бюджет требует поступлений, вчерашние схемы с «карго» сегодня идут «под нож». Начали с того, что полностью «обложили» маркетплейсы, чуть ранее ввели КИЗы и постепенно пришли к тому, что «серый» импорт, или «карго», решили прекратить. А между тем, вчерашние «барыги» с маркетплейсов, с оборотом 5–10 млн в год, уже не помещаются в лимиты УСН, а их стандартная модель — “карго + УСН Доходы” в льготном регионе — исчезает на глазах. Почему? ➖ Во-первых, карго неплохо “кормило” соседей по ЕАЭС, но происходило это за счёт бюджета РФ, который теперь нуждается в пополнении. ➖ Во-вторых, “налоговый туризм” — регистрация ИП в “льготных” регионах, где бизнес фактически не ведётся, — тоже закончился. ФНС массово доначисляет налоги тем, кто “де-факто” находился в другом регионе, пересчитывая всё

Государство живёт за счёт налогов и торговли — это основа бюджета. Бизнес извлекает прибыль и делится частью её с государством. Если не делится добровольно, то ему напомнят об этом, «на ушко шепнут».

А так как бюджет требует поступлений, вчерашние схемы с «карго» сегодня идут «под нож». Начали с того, что полностью «обложили» маркетплейсы, чуть ранее ввели КИЗы и постепенно пришли к тому, что «серый» импорт, или «карго», решили прекратить.

А между тем, вчерашние «барыги» с маркетплейсов, с оборотом 5–10 млн в год, уже не помещаются в лимиты УСН, а их стандартная модель — “карго + УСН Доходы” в льготном регионе — исчезает на глазах.

Почему?

Во-первых, карго неплохо “кормило” соседей по ЕАЭС, но происходило это за счёт бюджета РФ, который теперь нуждается в пополнении.

Во-вторых, “налоговый туризм” — регистрация ИП в “льготных” регионах, где бизнес фактически не ведётся, — тоже закончился. ФНС массово доначисляет налоги тем, кто “де-факто” находился в другом регионе, пересчитывая всё по реальной ставке. Начали с крупных, но скоро дойдут и до «среднячков — малышей».

Итог: решение “убить” карго уже принято — его эпоха подходит к концу.

Заканчивается и «налоговый туризм».

И вот теперь — закономерный вопрос: что делать дальше?

➡️ Дробить бизнес?

➡️ Возить товар через “друзей из Бишкека” или Уссурийск и таким образом показывать «официальные расходы»?

➡️ Какую ставку НДС выбрать?

➡️ Или продолжать играть в “карго”, пока не пришли с проверкой?

Банки уже недоумевают, как работает этот бизнес, где каждый день поступления, но нет ни одного расхода. Всё просто — “тупо” сняли с карты. Самим не страшно на этом строить бизнес?

Так как я часто слышу эти вопросы — «Что дальше и как нам быть?», то уже знаю ответ. И сегодня решил показать на цифрах, так ли уж выгодно «карго + льготный регион». Заодно — почему белый импорт может решить много проблем внутри группы компаний.

✔️ Давайте сравним УСН 7% НДС и ставку «Доходы» 1% с ИП на ОСНО (а можно и ООО, разница несущественна).

Возьмём условного Ваню, который завозит из Китая одежду стоимостью 10 млн руб. (900 000 юаней в Китае) и платит за карго 10% от цены товара. Итого 11 млн с доставкой. Продаёт на маркетплейсе в 3 раза дороже (за 30 млн) и платит комиссию МП 40%.

А Маша импортирует товар сама, у неё ИП на ОСНО. Белая доставка выходит дешевле, чем карго, и её цена не так высока.

У обоих ставка НДС 20%.

❓Вопрос: кому живётся богаче?

И вопрос повышенной сложности — а что если Маша знает про старую-старую историю “хитрый китаец”, когда поставщик по её просьбе завышает стоимость товара, и он сюда едет, как будто стоил 15 млн рублей? Это на что-то влияет (пошлина-то берётся за вес, а не за цену)?

-2

(См. прикреплённую инфографику с расчётом — все цифры там.)

И что же, выходит, что вся эта возня с карго и «налоговым туризмом» ещё и не так сильно помогает?

Если сравнивать с обычным официальным импортом, «навар» действительно может выглядеть вдвое больше. Но — и это главное — риски при этом запредельные. По моему опыту и умению «чуть заглянуть вперёд» — последствия могут быть катастрофичными.

Что конкретно угрожает при «серых» схемах?

➖ Товар могут арестовать в любой момент.

➖ На границе и после выпуска работают мобильные группы таможенников и службы контроля после выпуска товаров (тут я чуть забегаю вперед и описываю, что могут сделать для борьбы с «карго»).

➖ Помимо конфискации, вам грозит штраф от 50% до 200% от стоимости товара.

➖ Если сумма неуплаченных платежей превышает 2 млн — реальна уголовная ответственность.

➖ Если товар подпадает под понятие стратегически важного — порог «опасности» ещё ниже.

📍 При смене региона с льготного на обычный разница в экономии уже не так заметна. А если использовать схему «хитрый китаец», то в итоге выгоднее работать официально — как по деньгам, так и по рискам.

Я не буду здесь расписывать все детали и делиться всем опытом — это займёт не один пост. Но отмечу главное: карго отлично переходит на «рельсы» официального импорта и это вполне себе выгодно, так как при таких объемах входящего НДС (импортного НДС) работать с ним не, так и страшно. Да и пошлины же не так и высоки. Конечно же надо смотреть что за товары вы возите и какой там размер пошлины, от чего он зависит?

📍Итак — стоит ли дальше «схематозить», частично переходя на импорт через «друзей из Бишкека», и ждать, когда придут (а придут 90%)? Или же имеет смысл уже сейчас строить бизнес «в белую», спокойно масштабироваться до 1—2—3 млрд и не зависеть от «авось пронесёт»?

Решать, конечно, бенефициарам. Я приведу три аргумента «ЗА» переход на белую модель:

1⃣ Проблемы чужого импорта становятся вашими.

Сотрудничество с недобросовестным импортером — это классическая ситуация: он ввёз на ярд, продал на два, заплатил только часть НДС и исчез. Его проблемы потом перекладываются на партнёров и контрагентов — а это уже ваши риски и ваши убытки.

2⃣ «Хитрый китаец» — вполне себе может заменить «тупую обналичку» с последующей покупкой бумажного НДС. Ведь не для кого не секрет, что сейчас более или менее приличный кэш можно найти в строительных сетях (Петрович, Технониколь), канцелярских (Комус) или ритэйле (Х5, Магнит, Метро). И даже при покупке у них – вы рискуете. Вообще, импорт вполне себе может использоваться и при структурировании группы компаний (есть успешные кейсы).

3⃣ Больше других выиграют те, кто встал на белые рельсы первым.

У тех, кто легализовался и перестроил процессы, шансы опередить конкурентов велики: пока другие «замешкаются» или лишатся бизнеса из-за проверок, вы спокойно наращиваете обороты и доверие партнёров.

❗️ Я знаю, что для разных категорий товаров разные пошлины, и где-то они специально сделаны так, чтобы цену не занижали, там есть минимальная цена за кг, где-то они адвалорные (или процентные) и я в этом кейсе взял конечно «максимально выпуклый» пример. Но общая логика проста – если вы можете завысить цену на импорт на ОСНО, то это выгодно! Если, конечно, есть «хитрый китаец»)))

Пишите в комментариях: кто из вас сейчас на «карго», кто уже перешёл на белую модель и с какими проблемами столкнулся? Интересно услышать ваши кейсы и варианты.

Хотите просчитать риски и выстроить легальную схему под ваш бизнес?

➡️ Записывайтесь на консультацию на сайте.

➡️ Или напишите в личку https://t.me/MaksimRukinov — обсудим детали.