Найти в Дзене
Параллели истории

Поклон от Плоскыни к Неженцу

(Текст относится к событиям на Калке, происходившим в 1223 году)

Другие можно прочитать в подборке на канале.

Решил описать историю небезызвестного воеводы бродников Плоскыни в виде письма, стилизованного под берестяную грамоту. Естественно, из размеров выбился. На сегодняшний день самая длинная береста содержит 370 слов. Выглядит она сейчас вот так.

Это, правда, скорее не письмо, а опись имущества. У меня же получилось 405 слов. Итак.

поклонъ ѿ плоскꙑни къ неженцоу

(Поклон от Плоскыни к Неженцу)

Стандартный речевой оборот. У меня гражданин Неженец сидит в данный момент воинским начальником в Новгороде-Святополче. От того и удостоился березовой "телеграммы".

по ꙁдравоу ли ​живешь​ по ꙁдравоу ли цветанка поклонъ да ​дарище​ ​ѥи​ которꙑи ​оу​ ​черменѧ​ воꙁьмешь что грамоткоу ​тебе​ ѿдастъ да ꙁнаѥтъ ​поусть​ что мнѣ ᲂоусерѧꙁеи ​колтовъ​ да перстнеи длѧ ​неѥ​ ​не​ ᲂоубѫдетъ во вѣкъ а къ ​тебе​ слово моѥ

(По здорову ли живешь? По здорову ли Цветанка? Поклон, да подарок ей, который у Черменя возьмешь, что грамотку тебе отдаст. Да знает пусть, что мне усерязей (височные украшения древнерусского женского головного убора), колтов да перстней для неё не убудет во век. А к тебе слово мое.)

Цветанка - дочь Неженца, давняя зазноба Плоскыни. Нейросеть видит образ так, сто процентов не аутентично, но пускай будет.

-2

много​ ​вѫдꙑ​ ​и​ ​крови​ ᲂоутекло днепромъ ꙁа пѧть лѣтъ съ ​того​ лѣта какъ мстислава кнѧꙁѧ люди съ родивономъ ​воѥвѫдои​ на ​менѧ​ ​поклепъ​ воꙁвели де плавьцамъ ​комонеи​ кнѧжихъ съ ᲂоупрѧжїю да ​седлами​ ꙁапродалъ хотѧ съ срѣбромъ ᲂоуити да прикаꙁалъ мстиславъ съ ​менѧ​ справить ꙁа ​комонеи​ тѣхъ а ​менѧ​ ​и​ ​родню​ ​въ​ хлапꙑ ​писать​ а что бꙑло живота ​моѥго​ ​то​ ​все​ ​вꙁѧть​ а тꙑ ᲂоубоꙗвшись родивона ​смолчалъ​ но вѣдалъ что ​не​ ​ꙗꙁъ​ но тоу ​ѻбидоу​ мою на тебѧ богъ ​рассѫдитъ​ ​ꙗꙁъ​ же ꙃла ​тебе​ ​не​ ​хочоу​ цветанкꙑ ради

(Много воды и крови утекло Днепром за пять лет с того лета, как Мстислава князя люди с Родивоном воеводой на меня поклеп возвели, де половьцам коней княжих с упряжью, да седлами запродал, хотя с сребром уйти. Да приказал Мстислав с меня справить за коней тех. А меня и родню в холопы писать. А что было живота моего, то все взять. А ты, убоявшись Родивона, смолчал. Но ведал, что не я. Но ту обиду мою на тебя бог рассудит, я же зла тебе не хочу, Цветанки ради.)

В общем, жил был некий Плоскыня. При князе киевском был человеком немалым и, что важно, небедным. Что-то около зам по тылу в княжеской дружине. Не сошелся в чем-то с глав воеводой Родивоном, за то и "пострадал". Пришлось бежать "на Дон", да подаваться в бродники.

а ​то​ ꙁнаи что кнѧꙁь мстислава нѣтъ ᲂоуже ​и​ ​ꙁетьѥи​ ѥѵѻ да ​и​ ​нꙑхъ​ ​много​ смерть ꙃлоую по волѣ моѥи ​и​ ​прикаꙁоу​ ​принѧлъ​ а ​ꙗꙁъ​ ​со​ ​мѫжами​ своими съ ѥлбоугои да жалоремъ да ѻнтанцомъ да ѥськои съ ѻникеѥмъ ​въ​ ​силе​ ​немалои​ бꙑлъ ​и​ по ​сеи​ день а ​и​ теперь пребꙑваю ​въ​ ​вольности​ но ​не​ ​въ​ хлапстве а ​слѫчилось​ ​то​ такъ что ​лѣтомъ​ ​тѥмъ​ ​багоу​ ватаманскава ​таглаꙗ​ на ​днепре​ на ​протолче​ ​кнѧжьи​ ​вои​ ᲂоубили до ​смерти​ ​въ​ ​бою​ а бꙑлъ ​ѻнъ​ мнѣ какъ братъ а ​ꙗꙁъ​ ѥмоу ​и​ мꙑ вместѧхъ бились ​и​ теперь ​ꙗꙁъ​ ​бага​ ​и​ ватаманъ надъ ​броднѧми​ ​и​ власть моꙗ ​и​ сила ​не​ ​мене​ кнѧжьѥи бѫдетъ

(А то знай, что князь Мстислава нет уже, и зятей его, да и ных много. Смерть злую по воле моей и приказу принял. А я со мужами своими, с Елбугой, да Жалорем, да Онтанцом, да Еськой с Оникеем в силе немалой был и по сей день, а и теперь пребываю в вольности, но не в холопстве. А случилось то так, что летом тем багу ватаманскава Таглая на Днепре на Протолче княжьи вои убили до смерти в бою. А был он мне как брат, а я ему, и мы вместях бились. И теперь я бага и ватаман (начальник и воевода) над брóднями. И власть моя и сила не менее княжьей будет.)

А тут т. Плоскыня похваляется своим новым назначением и местью, не раскрывая подробностей последней.

-3

и​ съ нами ​те​ кто теперь ​правитъ​ ​ꙁемлеи​ ​ѥтои​ самъ ​ихнеи​ сѫбадаи великои воѥвѫда таоурменьскаи ​со​ ​мнои​ ​въ​ дрѫжбѣ ​ѻнъ​ милостивъ къ ​тѥмъ​ кто ѥмоу слоужитъ ​и​ ко мнѣ милостивъ а ​ꙗꙁъ​ тебѧ помню ѿкрои врата ​и​ мꙑ ​воидемъ​ вмѣстѣ съ нимъ какъ братїꙗ а послѣ какъ доухъ прѣведемъ ​и​ ​гомꙁоу​ продоуванимъ тꙑ ᲂоувидишь какъ щедръ бѫдетъ ​сѫбедеи​ къ своимъ ​дрѫꙁьꙗмъ​ градъ кнѧжїи твои бѫдетъ а тꙑ – кнѧꙁь ​не​ ᲂоупоусти ​таланъ​ неженецъ ѿкрои врата да ​помолѧсь​ къ сѫбедею иди съ гражанами ​покоренъ​ ​ꙗꙁъ​ ​не​ держоу ꙃла на тебѧ ибо ꙁнаю что тꙑ ​лишь​ исполнилъ ꙃлоую ​волю​ родивоновоу да мстислава живота ​моѥго​ восхотевшего но ꙗще хочешь искѫпить грѣхъ свои ​приди​ ко мнѣ съ дарами ​и​ словами ​примиренїꙗ​ ​ꙗꙁъ​ готовъ ​простить​ тебѧ ꙗще тꙑ докажешь свою прѣданность ​и​ искренность да ​поклонишьсѧ​ ​градомъ​ сѫбедею

(И с нами те, кто теперь правит землей этой. Сам Субадай, великий воевода таурменский, со мной в дружбе. Он милостив к тем, кто ему служит и ко мне милостив, а я тебя помню. Открой ворота, и мы войдем вместе с ним, как братья. А после, как дух переведем, и гомзу (деньги, добыча) продуваним, ты увидишь, как щедр будет Субэдэй к своим друзьям. Город княжий твой будет, а ты – князь. Не упусти талан (тут, случай), Неженец. Открой ворота, да помолясь, к Субэдэю иди с горожанами покорен. Я не держу зла на тебя, ибо знаю, что ты лишь исполнил злую волю Родивонову, да Мстислава, живота (имущества, богатства) моего восхотевшего. Но, если хочешь искупить грех свой, приди ко мне с дарами и словами примирения. Я готов простить тебя, если ты докажешь свою преданность и искренность, да поклонишься городом Субэдэю.)

Тут т. Плоскыня взялся исполнять роль посла от монголов. И, таки да, горожане Новгорода-Святополча под кривые монгольские ножи попали.

а ѥжели ​принѧлъ​ тꙑ рѣшенїѥ вѣрноѥ ​то​ съ ​человѣкомъ​ крѣпкꙑмъ грамоткоу пришли ко мнѣ ​таино​ ​чермень​ скажетъ гдѣ искать да ​басмоу​ ѻхранноую дастъ а бѫде какоѥ ꙃло ᲂоучинишь ​черменю​ ꙁнаи ​не​ бꙑть ​тебе​ на ​свѣте​ ​и​ твоимъ ​всемъ​ ​не​ медли неженецъ

(А ежели принял ты решение верное, то с человеком крепким грамотку пришли ко мне тайно. Чермень скажет, где искать, да басму (пайцзу) охранную даст. А буде какое зло учинишь Черменю, знай, не быть тебе на свете и твоим всем. Не медли Неженец.)

-4

Как-то так.

Ссылка на статьи по нашему средневековью

можно в телеграмм

-5

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С