Найти в Дзене

Что действительно можно класть в гроб усопшему. Протоиерей Феодор Бородин.

Когда мы провожаем близкого человека в последний путь, хочется сделать всё правильно: соблюсти традиции, проявить уважение и любовь, сохранить память. Но очень часто в народе укоренились обычаи, которые с православной точки зрения не имеют никакого смысла. Например — класть в гроб усопшему вещи, символы его профессии, любимые предметы, а иногда и деньги или предметы «для загробной жизни». В 12-й главе Евангелия от Луки Христос рассказывает притчу о человеке, который решил собрать свои богатства, выстроить большие житницы и жить без забот. Но Бог сказал ему: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20) В церковнославянском языке используется ещё более страшный глагол — «истяжут», что означает буквально «вырвут». Эта фраза показывает: всё земное остаётся здесь. И если мы пытаемся «дать с собой» человеку вещи его земной жизни, мы просто забываем о главном — в вечность не уходит ничего материального. У Церкви есть чёткое понимание:
Оглавление

Когда мы провожаем близкого человека в последний путь, хочется сделать всё правильно: соблюсти традиции, проявить уважение и любовь, сохранить память. Но очень часто в народе укоренились обычаи, которые с православной точки зрения не имеют никакого смысла. Например — класть в гроб усопшему вещи, символы его профессии, любимые предметы, а иногда и деньги или предметы «для загробной жизни».

Притча о безумном богаче — ответ на многие вопросы

В 12-й главе Евангелия от Луки Христос рассказывает притчу о человеке, который решил собрать свои богатства, выстроить большие житницы и жить без забот. Но Бог сказал ему:

«Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20)

В церковнославянском языке используется ещё более страшный глагол — «истяжут», что означает буквально «вырвут». Эта фраза показывает: всё земное остаётся здесь.

И если мы пытаемся «дать с собой» человеку вещи его земной жизни, мы просто забываем о главном — в вечность не уходит ничего материального.

Что можно класть в гроб по православной традиции

У Церкви есть чёткое понимание: в гроб можно класть только то, что связано с верой усопшего. Это не украшения, не символы профессии и не предметы быта.

Положить можно:

  • нательный крест, который человек носил при жизни;
  • крест в руки — если нательный крест снят из-за одежды или по другим причинам;
  • венчик — бумажный обруч с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи;
  • икону — иногда кладут в руки или рядом, обычно небольшую и подобающую.

Эти предметы — не магические обереги, а знаки веры. Они напоминают о том, чему человек следовал при жизни и с чем он встречает Бога.

Все остальное — лишнее

Любые другие предметы, будь то:

  • часы,
  • деньги,
  • фотографии,
  • украшения,
  • сувениры или личные вещи,

не имеют никакого значения для души. Всё это остаётся в земной жизни и никак не влияет на путь человека после смерти.

Важно понять: усопшему не нужно то, чем он пользовался на земле. За гроб — ни книги, ни деньги, ни богатство — ничего из этого не следует.

Что человек действительно «берёт» с собой

Святые отцы много говорили о том, что человек уносит с собой в вечность не предметы, а свой духовный опыт.

Удивительные слова оставил преподобный Ефрем Сирин. Он писал, что после смерти каждый поднимется к Богу настолько, насколько вырастил свои духовные крылья здесь, на земле.

Что это значит?

  • Как ты молился — так ты будешь обращаться к Богу.
  • Как ты исполнял заповеди — так ты и войдёшь в Его Царство.
  • Как ты учился любви, милосердию, покаянию — это станет твоим богатством.

Усвоенные навыки духовной жизни — единственное, что действительно переходит с человеком в вечность.

И это единственный «капитал», который никто не может отнять.

Святые, которые не имели ничего, но обрели всё

История Церкви знает множество примеров новомучеников и исповедников XX века. Многие из них не были удостоены даже христианского погребения. Их тела закатывали бульдозерами в общие ямы, бросали в безымянные рвы.

Но ведь они сохранили главное — веру, мужество стоять за Христа и чистоту сердца.

Именно эти духовные сокровища стали их славой перед Богом, а не какая-то вещь, оказавшаяся рядом с телом.

Так что же важно?

Когда мы прощаемся с близким, мы делаем это не для него — а для себя, чтобы выразить любовь и уважение. Но важно помнить истину, которую подчёркивает Евангелие:

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Лк. 12:34).

Настоящее сокровище человека — его душа, его вера, его стремление к Богу.

— Класть в гроб можно только предметы, связанные с верой: крест, икону, венчик.

— Личные вещи, символы профессии и любые «обереги» не нужны — они остаются здесь.

— Настоящее, что человек уносит с собой, — это его духовная жизнь.

— Самое важное — какими мы пришли к Богу, а не какие вещи лежат рядом с нашим телом.

Мы можем помочь усопшему только молитвой, милостыней и добрыми делами, совершёнными в память о нём. Всё остальное — земная оболочка, которая не имеет силы в вечности.