Найти в Дзене

Размазываем KPI лёгкими массирующими движениями

Проводя организационную диагностику в одной из компаний, отметил для себя часто встречающуюся проблему, характерную для малого и среднего бизнеса: - Непонятно кто за что отвечает, сотрудники не самостоятельные, нет понимания как оценивать их работу Классическая боль собственников 😭 На первом этапе, чтобы понять кто виноват и что делать, проводится аудит текущих бизнес-процессов и системы управления. Один из результатов этой работы – отражение текущей орг. структуры (с проблемными местами), а также проекта перспективной структуры (что необходимо изменить в подходах к управлению). Также я задаюсь вопросом: "А какая цель должности у действующих сотрудников (т.е. какой результат труда они должны предоставлять, находясь на своей должности) и по каким критериям (метрикам) можно оценить их работу". Кстати, метрики зависят не только от должности и функционала, но и от текущего этапа развития бизнеса. Пример такой работы на картинке к посту. В результате у собственников появляется твёрдое пони
Оглавление

Проводя организационную диагностику в одной из компаний, отметил для себя часто встречающуюся проблему, характерную для малого и среднего бизнеса:

- Непонятно кто за что отвечает, сотрудники не самостоятельные, нет понимания как оценивать их работу

Классическая боль собственников 😭

На первом этапе, чтобы понять кто виноват и что делать, проводится аудит текущих бизнес-процессов и системы управления. Один из результатов этой работы – отражение текущей орг. структуры (с проблемными местами), а также проекта перспективной структуры (что необходимо изменить в подходах к управлению).

Также я задаюсь вопросом: "А какая цель должности у действующих сотрудников (т.е. какой результат труда они должны предоставлять, находясь на своей должности) и по каким критериям (метрикам) можно оценить их работу".

Кстати, метрики зависят не только от должности и функционала, но и от текущего этапа развития бизнеса.

Пример такой работы на картинке к посту. В результате у собственников появляется твёрдое понимание что должен делать каждый из сотрудников на своей позиции и за какие показатели в своей работе он отвечает.

Следующий этап – поставить цели по метрикам, сформировать дорожную карту их достижения, зашить метрики в KPI, а также выработать управленческий инструментарий для отслеживания и воздействия на ключевые показатели эффективности

Как собрать простой и работающий KPI для сотрудника?

Если кажется, что KPI это сложно, то я помогу вам его собрать без трёхэтажных формул, без регистрации и смс. При этом так, чтобы система действительно мотивировала сотрудника, а не наоборот.

Последовательность шагов следующая:

1️⃣ Определяем за что в действительности отвечает сотрудник. Ошибочное представление о том, на что влияет сотрудник, часто является демотивирующим фактором и приводит к неработающей системе вознаграждения.

Кстати, ответственность – это совпадение зоны влияния и зоны разделения последствий.

2️⃣ Описываем свои ожидания от работы сотрудника. Например, я хочу от РОПа:

- управление отделом продаж

- найм менеджеров

- повышения конверсии

- достижение установленного уровня выручки и маржинальности

3️⃣ Соотносим пп. 1 и 2 описанные выше – т.е. результаты на которые он действительно влияет и наши ожидания от его работы

Интересно, что в этом контексте РОП, например, не в единственном числе (т.е. частично) отвечает за выручку и маржинальность – за эти показатели также ответственны отделы маркетинга и производства (реализации).

4️⃣ Определяем метрики должности. Т.е. те показатели с помощью которых мы можем оценивать эффективность работы сотрудника. Метрики можно разделить на:

- количественные (рубли, единицы и т.д.)

- качественные (с каким качеством это произведено)

- метрики эффективности (с каким количеством затраченных ресурсов это произведено)

5️⃣ Зашиваем эти показатели в единую систему. Рекомендую использовать не более 3-5 оцениваемых показателей, чтобы у сотрудника не было расфокусировки.

Нужна помощь в разработке системы KPI, есть потребность подумать над будущей системой вместе со мной – обращайтесь.

KPI для не продажников

На прошлой неделе у меня состоялась консультация с клиентом. Один из запросов состоял в том, чтобы разработать KPI для руководителя «производственного» подразделения (напомню, что производство – это не про станки и конвейеры, а это любая деятельность в компании, которая создаёт добавленную стоимость/непосредственно оказывает услуги – в юр. фирме это юридический департамент, в медицинской компании – это мед. персонал и т.д.)

С точки зрения KPI для руководителя отдела продаж или менеджеров обычно вопросов не возникает, здесь всё просто. Как правило сотрудники отдела продаж оцениваются по следующим критериям:

🔹Выручка или маржинальная прибыль;

🔹Количество целевых действий по воронке продаж – звонки, встречи, КП или конверсия с этапа на этап воронки;

🔹Соблюдение установленной нормы дебиторской задолженности;

🔹Соблюдение процесса работы – заполнение CRM-системы, своевременное предоставление отчётности и др.

А вот с «производственниками» предпринимателям как правило сложнее и нет чёткого понимания по каким критериям оценивать их работу.

Первое что надо сделать – это описать желаемый результат работы таких сотрудников. На этом этапе как правило всё становится понятно. В зависимости от функционала это могут быть следующие показатели:

✅Количество произведённой продукции на единицу времени;

✅Соблюдение качества, установленного уровня брака/ошибок;

✅Выполнение проектных задач, поставленных на месяц/квартал/год – здесь всё что касается развития, улучшения, оптимизации существующих процессов;

✅Соблюдение установленных правил, регламентов, бизнес-процессов;

Каждый из пунктов выше можно расшивать и детализировать в зависимости специфики деятельности компании и функционала конкретного сотрудника. По практике рекомендую внедрять не более 5-7 оцениваемых показателей, чтобы у руководителя не было расфокуса.

Также помните, что KPI – это не статичная система, которую один раз разработали и далее живёте с этим годами. Важно, чтобы оцениваемые показатели корректировались в зависимости от приоритетов, которые стоят перед сотрудником или соответствующим подразделением.

Вредный KPI

На практике я видел множество примеров, когда внедрение системы оценки персонала (там, где на самом деле в этом, не было необходимости) делало только хуже и приводило к демотивации сотрудников и даже увольнениям.

Так помню собственника, который решил внедрить систему оценки для юристов и зашил туда такие показатели как количество написанных экспертных статей в тематических изданиях, публикацию постов в соц. сетях и регулярное их ведение и много чего ещё, что напрямую не связано с эффективностью работы конкретного сотрудника.

В результате двое юристов уволилось, а один переждал «бурю» и вернулся к старой системе, выбив себе повышение оклада.

Другой пример: внедрение KPI привело к тому, что сотрудники стали больше думать не о качественном выполнении своей работы, а считать кто сколько заработает, спорить друг с другом о величине вклада в общее дело, что в итоге привело к нарушению коммуникации между ними и подходу к каждой новой рабочей задаче по принципу «а сколько мне за это заплатят?»

Не ожидайте, что циферки всё сделаю за вас. Удивительно, но факт: размер вознаграждения не является решающим фактором, после которого сотрудники сами по себе начнут работать так как вы хотите. И уж тем более KPI не является единственным инструментом управления и он никак не заменит такие управленческие практики как регулярный менеджмент, управление по целям и управление по задачам, one-to-one, анализ, стратегическое планирование и другие

KPI и субъективность оценки

На днях я в очередной раз столкнулся с возражением:

"Некоторые показатели я могу оценить только субъективно, а мне бы максимально хотелось уйти от субъективности"

Это очень частое сопротивление у собственников и руководителей, с которым я сталкиваюсь при формировании системы KPI. Почему-то клиентам кажется, что в субъективности есть что-то плохое.

Кажется, что даже само слово «субъективный» имеет негативную коннотацию. При этом само слово означает позицию основанную на личных чувствах, мнениях, предпочтениях и опыте конкретного человека.

При этом, чтобы такую оценку подчинённого сотрудника сформировать, да ещё и с учётом влияния этого фактора на размер вознаграждения, нужна серьёзная управленческая работа.

Куда проще, когда показатели носят только количественный характер и мы можем твёрдо посчитать в рублях/времени/килограммах и т.д. результаты работы сотрудника. Но только лишь количественные показатели не всегда в полной мере отражают вовлечённость сотрудника, его развитие в должности, задачу/проект, на котором он был сосредоточен и прочее. А эти факторы нередко важнее чем итоговое цифровое значение работы.

Не бойтесь системы KPI, не бойтесь показателей, требующих субъективной оценки

Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Голунов наводит порядок», где я делюсь инсайтами и практиками, проверенными на реальных проектах. Если у вас есть вопросы или нужны конкретные рекомендации — пишите в личку или оставляйте комментарии. Вместе мы сделаем ваш бизнес успешнее!