Найти в Дзене
Алексей Туркин

О ЖЕНСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Надежда Константиновна Крупская
Надежда Константиновна Крупская

Всякий, кто хоть немного слышал об истории рабо­чего движения, знает, что в погоне за наживой капитал давно уже широко стал пользоваться детским и жен­ским трудом. Основным кормильцем семьи искони счи­тался отец семьи; заработок детей и жены был только подсобным, дополнительным заработком. Вот почему ра­ботница соглашалась на очень низкую плату за труд: она только «подрабатывала». И фабриканты и завод­чики, пользуясь её неорганизованностью, малой созна­тельностью, платили ей гроши и эксплуатировали ее труд без всякой меры. В горячо написанной книжке Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» всякий может прочесть красноречивое описание без­защитного положения эксплуатируемых капиталом ра­ботниц.

В настоящее время у нас в Советской России за оди­наковую работу мужчина и женщина получают равную плату. Это, конечно, шаг вперед по пути установления в жизни настоящего, действительного равенства. Однако в большинстве случаев мужчина зарабатывает больше, чем женщина. Почему? Потому, что мужчина знает обычно какую-нибудь специальность, которой он учился более или менее долгое время: он является так называемым квалифицированным рабочим. Квалифицированная ра­бота не всегда самая трудная работа. Например, на машиностроительном заводе работа чертежника считает­ся работой квалифицированной, а работа чернорабочего, перетаскивающего целый день железо, — работой неквалифицированной, и первая оплачивается гораздо дороже. Чертежниками бывают обычно мужчины, а тяжелое железо таскают бабы. Чертежником может быть только тот, кто учился; для того же, чтобы таскать же­лезо, не надо никакой науки. И так почти во всех от­раслях производства: женщины только в исключитель­ных случаях являются квалифицированными работни­ками.

Это происходит, само собой разумеется, не потому, чтобы женщина была неспособна к квалифицированной работе — это может относиться только к тем отраслям труда, где нужна большая физическая сила, но ведь и очень многие мужчины негодны для этой работы,— а происходит эго благодаря тому, что женщина долгое время была привязана к домашнему очагу, не готови­лась к заводской и фабричной работе и вошла туда почти против воли, гонимая нуждой, как конкурентка неквалифицированного рабочего.

Чтобы не быть обреченной на более трудную и хуже оплачиваемую работу, работнице необходимо профессио­нальное образование. Сейчас в Советской России ощу­щается громадный недостаток в квалифицированных ра­бочих. Чтобы восстановить промышленность и земледе­лие, поднять их на высокую ступень, нужны умелые руки. Их нужно так много, что не может быть и речи о какой- либо конкуренции в этой области между мужчиной и женщиной. Весь рабочий класс заинтересован в том, чтобы как можно большее число рабочих и работниц получили профессиональное образование. Важно только, чтобы при организации профессионального образования не имели силы старые традиции, чтобы работнице был открыт свободный доступ и к тем профессиям, кото­рые до сих пор были закрыты для неё не потому, что они не были ей по силам, а из-за старых предрассудков.

Война, втянув женщину в новые отрасли промыш­ленности, уже расшатала многие из этих предрас­судков. Необходимо, чтобы с ними было покончено и в области женского профессионального образования. Не плетению кружев, не вышиванию носовых платков, не деланию дамских шляпок или цветов надо учить женскую молодёжь — не до роскоши сейчас Советской России, — а учить надо агрономии, животно­водству, санитарии, технике и т. и. Надо учить тем отраслям производства, где нехватка умелых рабочих рук грозит тяжело отразиться на республике рабочих и крестьян.

Крупская Надежда Константиновна, ПСС, т. 4, 1921 г.