С 1918 по 1920 годы он был начальником походной типографии адмирала А.В.Колчака, а с марта 1919 года был главным редактором ежедневной колчаковской газеты "Вперед", что выходила в Омске, в то время неформальной столице колчаковского движения. Колчак и поставил его, штатского, на должность полковника, был к нему весьма расположен. Надо полагать, что газета писала совсем не в просоветском духе, а сильно даже наоборот. Это очень мягко говоря.
А до этого, в ноябре 1917 года на территории Молдавии - в Яссах, была создана тайная организация для борьбы с большевизмом, куда герой статьи вступил добровольно, ибо это соответствовало его взглядам. Организацией руководил сотрудник военной разведки еще царской России в Румынии Виктор Палицын. Ранее о герое статьи знал и император Николай II.
Какой вывод логично напрашивается? Ярый враг Советской власти. Такого при случае надо ставить к стенке. Без вопросов. Но после того как Красная Армия освободила территорию от войск Колчака, герой статьи не сбежал, как по идее должно быть, а остался, зарегистрировался школьным учителем и был назначен новой властью школьным инспектором. Помимо работы в уездном Наробразе, еще в красноармейских частях читал лекции по истории социалистических учений (!). Вот такая метаморфоза! И никто его не тронул и в другие времена, когда по мнению либералов, "за анекдот сажали".
А еще - несколько его исторических романов были в личной библиотеке Сталина, при этом позже исследователи находили там на полях собственноручные пометки Иосифа Виссарионовича. Сталин не знал его биографии и что герой статьи служил у Колчака и служил активно? В этом нет сомнений - знал прекрасно.
Этим автором исторических книг был Василий Григорьевич Янчевецкий
Гораздо больше он известен литературным псевдонимом по своим книгам - Василий Ян. А это были книги - "Финикийский корабль", "Спартак" и другие. Но широко известным Василия Яна сделала знаменитая трилогия - "Чингисхан", "Батый", "К последнему морю".
За роман "Чингисхан" Василий Ян получил Сталинскую премию 1-й степени за 1941 год.
И есть еще один момент, который много объясняет - это возможная принадлежность Василия Григорьевича Яна (Янчевецкого) к военной разведке России. Но об этом будет ниже.
Он родился в Киеве в семье учителя древних языков, преподавателя гимназии. С детства Василий любил книги - отец читал ему вслух сказки Андерсена. Одно время семья жила в Петербурге в доме Петра Полевого, приятеля отца Василия. В доме Василий успел увидеть знаменитого генерала М.Д.Скобелева, а также писателя И.С.Тургенева и художника В.В.Верещагина. Одним из сильных детских воспоминаний Василия стало общение с писателем И.А.Гончаровым.
В 1890 году отец Василия был переведен в гимназию в г.Ревель. Раньше так назывался Таллин, столица Эстонии. Губернатором ему было поручено издавать русскоязычную газету "Ревельские известия". Глядя на работу отца в этом направлении Василий проникся работой журналистов, он даже периодически стал писать заметки для газеты.
В 1898 году Василий Ян окончил историко-филологический факультет Петербургского университета с дипломом 2-й степени. От военной службы он был освобожден - "белый билет", хронический астматик.
У Василия было настойчивое желание увидеть Россию, пройдя пешком через великий Новгород, побывать на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. В итоге получил предложение стать внештатным сотрудником "Санкт-Петербургских ведомостей". И он собрался отправиться в путешествие по стране. Василий вспоминал - "Отец ... пришел в ужас: "Ты станешь бродягой!" Мать заплакала ... ".
Осенью 1898 года Василий Янчевецкий отправился в путь. Начал свой путь он в Новгороде, зиму провел в Смоленске, затем Ярославль, Казань ... Он много где смог побывать - у сектантов-старообрядцев, был в воскресных школах для девушек в Тульской губернии. В Удмуртии он был причислен сектантами к "антихристовым работничкам".
В 1899 году Янчевецкий вернулся в Ревель, к родителям. После долгих разговоров он отправился в Англию - в Лондон, корреспондентом "Нового времени". Он смог также путешествовать по Британским островам на велосипеде, как когда-то путешествовал по России. Во время путешествий Василий познакомился со знаменитым писателем Артуром Конан-Дойлем.
Много времени он провел в Британской библиотеке, где изучал информацию по востоковедению.
Вернувшись из командировки в Англию, Янчевецкий снова отправился путешествовать по России. Его старший брат Дмитрий, много лет работавший в Маньчжурии, был знаком с генерал-майором Д.Е.Субботичем, назначенным начальником Закаспийской области, и посоветовал ему взять на службу своего брата "младшим чиновником для особых поручений".
В 1902 году Василий прибыл в Закаспийскую область, в г. Асхабад - так до 1927 года назывался нынешний Ашхабад, столица Туркменистана.
Субботич распорядился, что Василий стал изучать местные языки, его определили в миссию по проверке годности караванных колодцев - была такая важная работа. Но в данном случае комиссия была хорошим прикрытием для ведения переговоров с Хивой по вопросам пресечения контрабанды.
Работа способствовала тесным контактам с местным населением, Янчевецкий хорошо овладел разговорным языком. В итоге в 1903 году он подал рапорт об организации специальных экспедиций в Иран и Афганистан.
В те годы это было совсем не просто - Афганистан совершенно не считался дружественным государством, Россия не имела с ним никаких отношений - ни дипломатических, ни торговых.
В Иран Янчевецкий поехал, как журналист, познакомился там с американцами - этнографической экспедицией Института Карнеги. Все шло относительно спокойно, но когда Янчевецкий пересек границу с Афганистаном, то был задержан афганскими крестьянами. Он сумел убедить начальника местной стражи, что злых намерений не имел, все вышло по недоразумению и тот ему разрешил отправиться обратно в Иран.
Уже в Иране Василию сообщили - он вызвал к себе интерес агентов британской разведки. К тому же заканчивались средства для продолжения путешествия, и под благовидным предлогом Василий вернулся в Асхабад.
С началом русско-японской войны 1904-1905 годов он уже в Хабаровске - младший чиновник по особым поручениям при генерал-губернаторе Приамурья генерала от инфантерии Н.П.Линевиче. Василий успешно выполнили ряд заданий, после этого его утвердили штатным чиновником по особым поручениям.
Он просился на фронт боев с японцами, так оказался в Мукденском сражении, что длилось с 19 февраля по 10 марта 1905 года, был награжден орденом Св.Анны 3-й степени с мечами.
Затем Янчевецкий уже в Харбине, в должности штатного корреспондента Петербургского телеграфного агентства, а вскоре получил новое назначение - чиновником по особым поручениям Туркестанского переселенческого управления. Работа предполагала многочисленные разъезды по долинам Сыр-Дарьи и Арыси для изучения и поиска мест для будущих поселений, пастбищ и т.п.
В конце 1906 года Янчевецкий уже в Петербурге - стал выпускающим редактором в газете "Россия". Но работая в газете, продолжал числиться в МВД.
Стоит отметить, что в это время в политических взглядах Василия стали прослеживаться националистические идеи. Он открыто говорил - "Добродетели погубят Россию", "Россия окружена врагами, которые ведут борьбу постоянно", "Создайте русского сверхчеловека" и т.п.
В 1908 году от холеры умирает первая жена Василия Мария. Он женится в 1909 году на Ольге Петровне Виноградовой.
С 1912 года Янчевецкий - корреспондент на фронтах Балканской войны с аккредитацией в Константинополе. За 10 месяцев работы Василий установил много полезных связей в военном и морском ведомствах Османской Турции, получая через них немало ценной информации. Для ее передачи у него даже имелся персональный шифр в посольстве России.
В Турции Янчевецкий стал и автором идеи создания Русско-турецкого комитета, который стал работать официально, получив согласие и турецкой стороны. Комитет занимался пропагандой, культурным обменом и т.п., мол, все для блага простых граждан, но по сути был такой шпионской организацией. Сам Василий вскоре получил чин титулярного советника и орден Св.Станислава 2-й степени.
С началом Первой Мировой войны успел сесть на последний пароход до Одессы. С ним ехала новая жена - Мария Алексеевна Маслова, с которой он закрутил роман уже в Турции, расставшись со второй женой.
Янчевецкий работал в Румынии, получая информацию о переброске грузов военного назначения в интересах Германии, занимался обзором румынской прессы, вел беседы с румынскими чиновниками и военнослужащими, получая нужную информацию.
В ноябре 1917 год, будучи в Яссах, Василий выпустил газету "Республиканец", где назвал происходящее в стране "новым смутным временем". Затем вместе с семьей перебрался в Сибирь, где у Колчака стал выпускать газету "Вперед". Янчевецкий не оставил и свою работу по линии разведки - участвовал в допросах взятых в плен красноармейцев, анализировал полученную информацию, изучал газеты большевиков, которые ему привозили. Это только то, что известно о его работе в то время.
Стоит добавить, что он в это время написал про адмирала Колчака -
"Личность адмирала Колчака привлекает внимание и симпатии русских людей своим рыцарским ореолом"
А после разгрома колчаковских войск типография газеты была захвачена красными партизанами, семья Янчевецких добралась до Ачинска, наблюдая по ходу крах колчаковцев. По свидетельству, Василий сказал, обращаясь к домашним - "Надо быть со своим народом. А народ - за советскую власть!".
Как написано в начале статьи, Янчевецкий стал преподавать. Правда, в 1921 году по доносу его, как бывшего белого офицера, арестовали, но вскоре отпустили.
С марта 1922 года Василий Григорьевич стал работать в Минусинске техническим редактором газеты "Власть труда". Одновременно он писал статьи для газеты, стихи и даже фельетоны.
К слову - именно тогда он и стал пользоваться псевдонимом "Василий Ян".
Василий Ян полностью погрузился в литературу - писал пьесы для труппы при рабочем клубе, создал детский театр, писал для него, помогал ставить спектакли.
В августе 1923 года из Минусинска семья Янчевецкого перебралась в Москву, Василий устроился корректором русского отдела газеты "Дер Емес" - печатного органа Еврейской секции ЦК РКП(б).
С деньгами было туговато и Янчевецкий писал пьесы для детского театра, рецензировал постановки "Пролеткульта", театра Мейерхольда и т.д.
В октябре 1926 года новый поворот - переезд в Узбекистан, в Самарканд. Василий стал работать в Сельхозбанке в Самарканде. Активно продолжал заниматься литературой, продолжал писать пьесы.
Путешествия по Средней Азии Василий Ян задумал написать трилогию об Александре Македонском. Была написана центральная часть трилогии - "Огни на курганах".
А 21 августа 1934 года издательство "Молодая гвардия" неожиданно проявила интерес к теме о Чингисхане, Ян пописал договор со сроком сдачи рукописи в феврале 1935 года.
Но с рукописью начались проблемы - сменился ответственный редактор в издательстве, он рукопись завернул - мол, много неточностей. Сроки переносились, хотя Василий подал заявку на продолжение темы о Чингисхане - "Батый".
Рукопись о Чингисхане получила добро только летом 1938 года, когда с ней ознакомился профессор И.И.Минц - завкафедрой Истории народов СССР в Высшей партшколе при ЦК ВКП(б).
Рукопись Минцу понравилась и он рекомендовал ее напечатать. Гослитиздат сразу же предложил договор на издание и "Батыя".
1 декабря 1939 года тяжелый удар судьбы обрушился на Василия Яна - от удара током от неисправного рентгеновского аппарата погибла его супруга Мария Маслова, с которой он был долгие годы. Мария очень сильно помогала Василию в бытовом плане, ее смерть стал сильнейшим потрясением для писателя.
Но жизнь продолжалась, надо было работать. В 1940 году Василий Ян сдал рукопись "Батыя" в издательство.
22 апреля 1941 года его принял секретарь Московского горкома ВКП(б) А.С.Щербаков. А 21 июля 1941 года Василия Григорьевича Яна приняли в члены Союза советских писателей, удостоверение он получил из рук Александра Фадеева. Стоит сказать, что с началом войны Василий Григорьевич просился на фронт добровольцем, но ему отказали.
Он уехал в эвакуацию в Ташкент, где провел следующие 3 года. А 12 апреля 1942 года в газетах было опубликовано Постановление СНК Союза ССР, Василию Яну (Янчевецкому) была присвоена премия первой степени за роман "Чингисхан" за 1941 год -
Но 1942 год помимо этого известия, принес и немало горя Василию Яну - он потерял обоих внуков, погибших в боях, скончалась сестра трагически погибшей жены Марии Масловой, скончался муж дочери Евгении, было получено известие о ранее скончавшемся брате Дмитрии.
Большую помощь ему оказывала добровольная помощница Лидия Владимировна Макарова, подруга его дочери Евгении. Макарова стала помогать Василию Григорьевичу с бытовыми вопросами. Так и сложилось, что в июне 1944 года они заключили брак. Все хозяйственные заботы Лидия Владимировна взяла на себя, Василий Григорьевич занимался творчеством. В декабре они вернулись в Москву, где Ян с новыми силами взялся за работу.
В январе 1949 года в газете "Правда" была опубликована статья "О космополитизме в исторической книге". Нападкам стал подвергаться и Василий Ян.
Некто Алекандр Югов, автор книг "Даниил Галицкий", "Ратоборцы" и т.д. стал постоянно обвинять Яна в отсутствии патриотизма, принижении роли того же Александра Невского, заискиванием перед иностранцами, их возвеличивание в Истории России, и т.д. Критике стали подвергаться и книги Яна.
Он в это время работал над большой книгой об Александре Невском. Эти нападки забирали силы, которых оставалось и так мало и уже не хватало для написания большого романа.
И не успел - 5 августа 1954 года Василий Григорьевич Ян (Янчевецкий) скончался от пневмонии. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Кем же был Василий Григорьевич Янчевецкий, более известный, как Василий Ян?
Его знают, как писателя, оставившего после себя исторические книги. А другая биография, которая была, в этом нет сомнений, понятна только по каким-то штрихам, скажем так. Но, как известно, бывших разведчиков не бывает.
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.