Тайна, зарытая в земле
Представьте себе лесостепные просторы современного Курского края, но не сегодняшние, а какими они были более двенадцати столетий назад. VIII век от Рождества Христова. На территории будущей Курской области, в бассейнах рек Сейм и Псёл, разворачивается история, о которой молчат летописи. Её единственные свидетели — пепелища жилищ, осколки изящной керамики и таинственные клады, найденные centuries спустя. Это история волынцевской культуры — яркой, развитой и трагически оборвавшейся страницы в жизни восточных славян.
Акт I: Начало. На перекрёстке миров
Здесь, на плодородных чернозёмах Посеймья, в VIII веке возникает новая археологическая общность. Её истоки — предмет жарких научных споров. Одни учёные, вслед за академиком Валентином Седовым, видели в волынцевцах потомков загадочного именьковского населения с далёкой Волги, мигрировавшего на запад под натиском кочевников. Другие, как Алексей Комар, настаивают на сложном синтезе: местных племён колочинской и пеньковской культур, смешавшихся с пришлыми группами с Правобережья Днепра, носителями так называемой «сахновской» традиции.
Какой бы ни была истина, результат налицо: на рубеже VII-VIII веков в Курском крае рождается общество с уникальной материальной культурой. Они строили свои жизнь не на пустом месте. Поселение Куриловка-2 в Суджанском районе стало одним из таких новых центров. Его жители возводили прямоугольные полуземлянки площадью до 25 квадратных метров, углублённые в материк. Стены — каркасно-столбовые или срубные, крыша — двускатная, обмазанная глиной. Но главное чудо инженерной мысли — глинобитные печи, сложенные из специальных яйцевидных глиняных блоков-вальков. Они были не просто очагами, а сердцем дома, источником тепла и уюта в суровые зимние месяцы.
Акт II: Расцвет. Зерно, глина и серебро
Волынцевцы были искусными земледельцами. Анализ обугленных зёрен из их зерновых ям показывает богатый ассортимент: просо, яровая и озимая пшеница, рожь, полба, горох, конопля. Более 80% костных останков на поселениях принадлежат домашним животным — крупному рогатому скоту, что говорит о стабильном животноводстве. Они пахали землю ралами с железными наконечниками, жали урожай серпами, косили траву косами-горбушами.
Но их визитной карточкой, настоящим маркером, стала керамика. Лепная посуда, продолжавшая местные традиции, составляла 80-90% находок. Однако именно гончарные сосуды «волынцевского типа» поражают воображение. Это изящные горшки с высоким прямым венчиком, выпуклыми плечиками и усечённо-коническим низом. Их поверхность — чёрная или тёмно-коричневая, тщательно лощёная, часто украшенная сложным орнаментом из прочерченных и пролощённых линий. Это был продукт высокоразвитого ремесла, возможно, существовавшего в неких региональных центрах, один из которых некоторые исследователи локализуют в районе Полтавы.
Курский край в VIII веке не был глухой периферией. Он находился на перекрёстке важных путей. Через него шла торговля с могущественным Хазарским каганатом. На волынцевских поселениях находят амфоры так называемого «салтовского типа» с характерным бороздчатым туловом, привезённые из Подонья. Но главное свидетельство связей — клады.
Харьевский клад, спрятанный в типичном волынцевском горшке, содержал не просто богатство, а символы статуса и власти: золотые и серебряные серьги, шейные гривны, изысканные антропоморфные фибулы (застёжки для плащей), детали поясного набора. Это не бытовая бижутерия, это атрибуты знати, возможно, местной племенной аристократии, встроенной в систему даннических и торговых отношений с Хазарией.
Акт III: Мир идей. Жизнь и смерть
Их мир был полон не только материальных забот. О духовной жизни мы можем судить по погребальному обряду. Волынцевцы практиковали обряд трупосожжения на стороне. Умершего сжигали на погребальном костре, тщательно очищали останки от золы и угля, помещали в глиняную урну-горшок и опускали в неглубокую ямку на специальных грунтовых могильниках, не отмеченных курганами. Урну часто сопровождал сосуд-трапезница — посуда для загробной пищи. Это был сложный, многоступенчатый ритуал, отражающий глубокие представления о переходе в иной мир.
В 2023 году наука сделала прорыв в понимании того, кем же были эти люди. Палеогенетическое исследование останков из жилища на поселении Куриловка-2 позволило извлечь ДНК. Результат был ошеломляющим и однозначным: митохондриальная гаплогруппа H1b — типично европейская. Этот генетический паспорт напрямую связывает человека из Куриловки с населением Центральной и Северной Европы. Это мощнейший аргумент против гипотез о массовом переселении с далёкого Востока. Предок курских волынцевцев был европейцем, и его корни, скорее всего, уходят в общеславянскую среду.
Акт IV: Закат. Огненный шторм
Расцвет волынцевской культуры был ярким, но недолгим. Не позднее первой трети IX века, примерно в 810-820-х годах, с ней происходит катастрофа. Поселения по всему ареалу, от Киева до Курска, были разгромлены и сожжены. Ярче всего картина гибели видна на Битицком городище — единственном укреплённом центре волынцевской культуры, расположенном на реке Псёл. Археологи обнаружили здесь следы штурма, пожаров и наконечники стрел, чей тип указывает на кочевнический, степной характер нападения.
Кто стал причиной этого погрома? Гипотезы варьируются.
- Внутренний конфликт в Хазарии: Возможно, смута, связанная с принятием иудаизма правящей верхушкой каганата, привела к карательным походам против славян-данников.
- Новый кочевой натиск: Это мог быть набег венгров, чья миграция на запад как раз приходится на этот период.
- Появление руси: Наиболее спорная, но интригующая версия связывает разгром с военной активностью ранних «русов», чьи дружины начали проникать в Поднепровье.
Какой бы ни была причина, мир волынцевцев рухнул. Их изящная гончарная керамика исчезает. Прекращается производство тех самых горшков «волынцевского типа». Торговые связи с югом затухают.
Наследие. Из пепла
Но народ не исчез бесследно. На обломках волынцевского мира, в середине — второй половине IX века, зарождается новая археологическая культура — роменская. Она проще, аграрнее, в её керамике преобладают лепные, грубовато орнаментированные сосуды. Исчезает бескурганный обряд, ему на смену приходят курганы. Но именно роменская культура уверенно отождествляется с летописным племенным союзом северян, которые вошли в состав Древней Руси и чьё имя надолго закрепилось за этими землями — Северская земля.
Волынцевская культура — это не просто забытая страница. Это ключ к пониманию истоков Руси. Она показывает, что за столетие до призвания варягов и похода Олега на Киев, в Днепровском Левобережье существовало сложноорганизованное славянское общество с развитыми ремёслами, международными связями и собственной аристократией. Его внезапная гибель — одна из самых интригующих загадок восточноевропейского раннего Средневековья. Каждый черепок, поднятый археологами из курской земли, каждый анализ ДНК — это шаг к разгадке. История продолжает говорить с нами через века, и её голос звучит всё громче.