Найти в Дзене

Как пастила стала любимой сладостью в России?

Если провести опрос, какая сладость может быть названа традиционно русской, многие назовут пряник. И это справедливо, хотя до 20 века с пряником уверенно конкурировало другое лакомство. Икра, маринованные грибы, коробочка пастилы – так выглядел желанный набор «гостинцев из России». До Октябрьской революции в стране работало 30 фабрик по производству пастилы, ее выпускалось до 20 тысяч тонн и значительная часть продукции делалась исключительно на экспорт. Русское название «пастила» (от лат. pastillus – лепешка, пастилка) говорит о том, что похожие сладости из высушенных фруктов и ягод были известны во многих культурах. Но именно русская кухня довела рецепт до совершенства. Прообразом будущей пастилы стали «левашники» – тонкие пластины фруктового пюре, высушенные на противне и свернутые в трубочки. Сладость общедоступная, простая, но из-за недостатка сахара не слишком приспособленная к долгому хранению. Впервые название «пастила» появилось в документах 16 века – при Иване Грозном ее у
Оглавление

Если провести опрос, какая сладость может быть названа традиционно русской, многие назовут пряник. И это справедливо, хотя до 20 века с пряником уверенно конкурировало другое лакомство. Икра, маринованные грибы, коробочка пастилы – так выглядел желанный набор «гостинцев из России».

До Октябрьской революции в стране работало 30 фабрик по производству пастилы, ее выпускалось до 20 тысяч тонн и значительная часть продукции делалась исключительно на экспорт.

«Средневековая русская консерва»

Русское название «пастила» (от лат. pastillus – лепешка, пастилка) говорит о том, что похожие сладости из высушенных фруктов и ягод были известны во многих культурах. Но именно русская кухня довела рецепт до совершенства.

Прообразом будущей пастилы стали «левашники» – тонкие пластины фруктового пюре, высушенные на противне и свернутые в трубочки. Сладость общедоступная, простая, но из-за недостатка сахара не слишком приспособленная к долгому хранению.

Впервые название «пастила» появилось в документах 16 века – при Иване Грозном ее упоминали как изысканное и дорогое лакомство, настоящее лакомство для избранных. Удешевлению и распространению пастилы способствовало появление в России сахара из сахарной свеклы. Это произошло в 18 веке, а уже в 19 веке началось ее промышленное производство, появление множества «пастильных» центров и рецептов.

Пастила «Боярская» Товарищества Абрикосова
Пастила «Боярская» Товарищества Абрикосова

В основе любой пастилы минимум ингредиентов: яблоки, мед или сахар, позже – яичные белки. Неизменным остается сорт яблок – антоновка. По словам исследователя русской усадебной культуры Дмитрия Ойнаса, антоновка, оно же – «духовое», «московское наливное», «царь-яблоко обширной русской равнины», появилось в России в 12 веке и, вероятно, было завезено из монастырского сада святого Антония Печерского – основателя Киево-Печерской лавры.

Первые посадки антоновских яблок появились в подмосковной Коломне – и по сей день самом известном центре производства пастилы.

Антоновка
Антоновка

Яблоки, печь и терпение

Самым известным производителем пастилы в 19 веке был коломенский купец Петр Чуприков.

Он готовил ее как по старинным «домостроевским», так и по «новейшим» рецептам 18 века – с добавлением яичного белка. И именно этот способ приготовления позволил пастиле завоевать рынок России и Европы. Ее стало возможно фасовать, хранить и перевозить на далекие расстояния.

Петр Карпович Чуприков с супругой Любовью Егоровной (в девичестве – Миляевой)
Петр Карпович Чуприков с супругой Любовью Егоровной (в девичестве – Миляевой)

Процесс вкратце таков: яблоки запекались в печи, затем превращались в пюре, смешивались с яичной пеной и затем долго – часами – взбивались до нужной консистенции. Занимались этим преимущественно молодые здоровые женщины, труд был не из легких. Затем масса раскладывалась на противни и в течение двух дней сушилась до появления специальной карамельной корочки в остывающей печи – в горячих «хлебных воздухах», остававшихся после выпекания хлебов. После чего нарезалась, обсыпалась сахарной пудрой и расфасовывалась по деревянным или жестяным коробкам. Постепенно ассортимент расширялся, в рецептуру добавлялись другие фрукты, ягоды и орехи.

Дореволюционный рецепт пастилы
Дореволюционный рецепт пастилы

В Тулу со своей пастилой не ездят

Примерно таким же рецепт приготовления был и в других центрах производства – Белёве Тульской губернии и Ржеве Тверской. Но все же отличия были. В Белёве к антоновке добавляли местное яблоко-дичок, что делало массу более темной, а яичным белком склеивали тонкие слои пастилы. А во Ржеве в рецепт клали ржаную муку, добавляя пастиле сытности.

Коломенская малиновая пастила
Коломенская малиновая пастила

В других местах были свои находки. На севере в яблоки добавляли калину и клюкву, где-то травы, где-то делали даже лечебную пастилу «от похмелья». Во время ее приготовления за основу бралось пюре яблок кислых сортов, в которые добавляли обычный хмель, отлично расширявший сосуды.

Пастила – трезвость
Пастила – трезвость

За 19 век пастила завоевала сердца, желудки и умы хозяек – в каждой усадьбе был свой рецепт и свой купаж. У Гончаровых добавляли миндальное молоко, у Юсуповых – готовили на шампанском, у нижегородских купцов Демидовых, возможно, с какао – хозяин был любителем шоколада.

К концу 19 века пастила производилась на всех кондитерских фабриках и была неотъемлемой частью ежедневного рациона и культуры. Пастилу упоминают Гоголь, Толстой, Чехов как знак русского быта, усадебного уюта, дружеского чаепития, поскольку тогда она стала символом «русского хюгге», ностальгии, воспоминаний о доме и детстве.

Съедобное наследие

Коломенский купец Петр Чуприков основал свое Конфектно-пастильное заведение в 1852 году и к 1903 году оно выросло до 15 работников и 30 тысяч рублей годового оборота. Именно в этом году ему была оказана высокая честь – встречать на вокзале города Коломны самого императора Николая II. По традиции, идущей еще со времен Екатерины II, царю при встрече была подана коломенская пастила.

Через 100 лет в Коломне открылась необычная и первая в своем роде Фабрика-музей, включающая производственный цех, музей и кафе-магазин. Основатели фабрики восстановили технологии производства, организовали пространство для музея, лекций и традиционного русского чаепития.

Они искали оригинальные рецепты в архивах и библиотеках, постепенно воссоздавая вкусы, которые для людей 19 века были обыденностью – пастила яблочная, клубничная, шоколадная, малиновая, с шиповником, с лепестками роз, цедрой, мятой и хмелем. И случайно оживили не только производство пастилы, но и интерес к русской материальной культуре.

Очередь за продуктами в Петрограде (1917)
Очередь за продуктами в Петрограде (1917)

Пастила снова – русский сувенир!

В Белёве и Ржеве заработали свои заводы и музеи, появились музеи пряника в Городце, кренделя в Выборге, хлеба в Петербурге, сыра в Костроме. Пример коломенской пастилы доказал – калачи, пряники, макарьевские пышки, подновские огурцы, ветлужские пироги и прочие народные достояния могут не только доставлять радость туристам, но и продолжать традиции, возрождать территории и утраченные связи и смыслы.

А вы покупаете пастилу или готовите ее сами?