Найти в Дзене

Секреты петербургской кухни: как в Северной столице проходил конкурс шеф-поваров

В течение двух дней с утра и до вечера на глазах у широкой публики поварские команды из Петербурга, Ленинградской области, Перми, Костромы, Калининграда, Москвы и Московской области по очереди готовили свои шедевры и представляли их на суд жюри. Кубок губернатора «Лучший шеф-повар петербургской кухни» прошел в нашем городе уже в пятый раз. По словам его организаторов, кулинарный конкурс Северной столицы заработал авторитет и в других регионах — с каждым годом количество приезжих команд увеличивается. В первый день соревновались семь юниорских «двоек» (шеф и помощник). Торжественное открытие конкурса, парад шеф-поваров и сос­тязание двенадцати «взрослых» команд в номинации «Профессионалы» состоялись на следующий, основной кубковый, день. И в течение всего этого времени параллельно с кулинарным турниром на сцене шла своим ходом деловая программа. На пленарном заседании и стратегических сессиях эксперты из Петербурга, Моск­вы, Твери, Перми, Тулы, Пскова, Ярославля, Новосибирска, Екатеринб

В течение двух дней с утра и до вечера на глазах у широкой публики поварские команды из Петербурга, Ленинградской области, Перми, Костромы, Калининграда, Москвы и Московской области по очереди готовили свои шедевры и представляли их на суд жюри. Кубок губернатора «Лучший шеф-повар петербургской кухни» прошел в нашем городе уже в пятый раз. По словам его организаторов, кулинарный конкурс Северной столицы заработал авторитет и в других регионах — с каждым годом количество приезжих команд увеличивается.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В первый день соревновались семь юниорских «двоек» (шеф и помощник). Торжественное открытие конкурса, парад шеф-поваров и сос­тязание двенадцати «взрослых» команд в номинации «Профессионалы» состоялись на следующий, основной кубковый, день. И в течение всего этого времени параллельно с кулинарным турниром на сцене шла своим ходом деловая программа. На пленарном заседании и стратегических сессиях эксперты из Петербурга, Моск­вы, Твери, Перми, Тулы, Пскова, Ярославля, Новосибирска, Екатеринбурга, Ленинградской области и Сочи обсуждали гастрономический потенциал российских регионов и перспективы развития сферы гостеприимства, делились собственным опытом и вместе искали способы решения проблем. За два дня на «общей кухне» конкурса побывали около тысячи гос­тей: шеф-повара, рестораторы, отельеры, эксперты, чиновники, представители профессиональных объединений, блогеры, преподаватели и студенты профильных колледжей и вузов, а также просто горожане, интересующиеся техниками высокой кухни.

Юниорам нынче нужно было за 90 минут изготовить новомихайловскую котлету и десерт — любой, однако с использованием яиц, лимонов, сахара и муки. Программа-минимум у профессионалов — за два часа из предоставленных организаторами обязательных продуктов соорудить закуску, горячее и десерт. Все конкурсные работы должны быть из петербургской кухни, то есть основанными на исторических рецептах из кулинарных книг прошлого. Например, в сборнике «Санкт-Петербургская кухня» Игнатия Радецкого «для поваров, не читающих по французски, с разъяснением как накладывать блюдо» содержится 1830 рецептов блюд, за что его называют поварской энциклопедией.

Продукты у всех команд вроде одни, а вот на тарелках в итоге красуется разное, подчас невообразимое — то, что хочется не столько есть, сколько удивляться и любоваться. Но члены жюри — люди многоопытные и закаленные, эмоции держат при себе, дегустируют строго и профессионально, презентации авторов блюд выслушивают внимательно, некоторым задают каверзные вопросы. Чаще всего эти вопросы касаются авторской интерпретации исторического рецепта.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Это тонкий момент. Насколько повара петербургской кухни вольны в этих интерпретациях? Да, есть карта блюда с рецептурой, и каждый шеф-повар от нее отталкивается, но, конечно же, не следует в точности. Достаточно полистать одну из старинных кулинарных книг, чтобы понять: ­повторить эти рецепты сейчас трудно или даже невозможно.

В XIX веке продукты были разнообразнее и изысканнее — пов­седневно использовались разные трюфели с каштанами и рябчики с бекасами. Изменились не только продукты и технологии, но и наши вкусы. Где та грань, за которой авторски переосмысленное и адаптированное к современным условиям блюдо уже нельзя будет отнести к петербургской кухне?

Известный шеф-повар нашего города, победитель кубка губернатора 2023 года Владимир Ревва болеет за своих: он готовил к нынешним соревнованиям команду профессионалов около полутора месяцев.

Мы нашли большую книгу Радецкого, и ребята подбирали рецепт, прорабатывали приготовление блюда, его дизайн и подачу на 90 % сами, — рассказывает он. — Я помогал им только на завершающем этапе — добавить ­какие‑то штрихи и нюансы, которые мне стали понятны после моей победы в конкурсе. Погружаться в атмосферу петербургской кухни было очень интересно и увлекательно.

По мнению Реввы, в этом конкурсе важен не только исторический, но и творческий посыл.

Важно еще, что у ребят-поваров возникает желание погружаться в историю петербургской кухни и творить, уходить от рутины и обыденности. Они остаются на работе после смены, что‑то выдумывают, пробуют, — отмечает он.

Петербург на протяжении двухсот лет был столицей империи, и все самое лучшее рождалось у нас, — говорит не менее известный шеф-повар Станислав Ахметшин. — Я согласен, что нужно сохранять аутентичный вкус, но технологии того времени соблюсти очень сложно. Сейчас другое время. Другие продукты, другое понимание кухни. Другие мы.

Шеф Ахметшин выиграл первый кубок губернатора в 2021 году, а в 2023‑м победил на чемпионате мира по ресторанному спорту, представив там петербургскую кухню. Тренировал студентов в Академии им. Сенявина для учас­тия в общероссийском проекте — там команда победила все с той же новомихайловской котлетой. Коренной петербуржец, он проводит мастер-классы и тематические ужины петербургской кухни в своем ресторане и на выезде — например, в Ленобласти, которые востребованы не только у туристов. На подобные тематические мероприятия он возит чемодан с разными артефактами — кухонными и столовыми.

Люди через призму кухни узнают историю города и историю появления многих рецептов, — поясняет он. — Знакомить людей с Петербургом через еду я считаю своей миссией.

Выходя на сцену для презентации своих блюд, многие молодые повара (а среди участников — в основном молодежь) явно волнуются. Каждая команда рассчитывает на победу, но приходится здраво оценивать не только уровень своего мастерства, но и соседей-конкурентов, видя в них достойных претендентов на кубки «Стерлядь в шампанском», а также на спецпризы, присуждаемые за сохранение исторических традиций петербургской кухни и за лучшее ее региональное прочтение. Малые призовые кубки чемпионы заберут домой, а большой — это своего рода летопись конкурса, на нем скоро будет выгравировано пятое имя — нынешнего победителя. Кстати, после четырех предыдущих конкурсов две «Стерляди в шампанском» остались в Северной столице, а две уехали в другие регионы.

Команда из Красноярска, занявшая на кубке в прошлом году два первых места, готовилась полгода. Подготовка с тренерами и жесткий первоначальный отбор участников — это турнирная тенденция последних лет.

Сейчас стало больше отказов от организаторов на этапе первичных консультаций, — поясняет Александр Марков, вице-президент и глава исполнительного комитета Федерации рестораторов и отельеров России и глава представительства этой федерации в Петербурге и Ленобласти. — Также появились отказы со стороны прошедших собеседования — повара в какой‑то момент понимают, что не смогут выступить на достойном уровне. А вот на первых конкурсах было больше случайных людей, которые шли соревноваться, полагаясь на авось.

По словам Маркова, юниоры изначально лучше взрослых выступали, потому что серьезно готовились вместе с педагогами. Теперь же готовиться с тренерами стали и повара-профессионалы. И это тоже показатель растущего уровня конкурса.

Рестораторы говорят, что формат петербургского кубка уже «пошел по регионам».

Пусть под другими, местными, названиями, но подобные соревнования в ряде регионов проводятся — наш опыт воспринят, — поясняет Виктор Шабалин, председатель правления и директор Санкт-Петербургской ассоциации кулинаров, преподаватель кафед­ры гостиничного и ресторанного бизнеса СПбГЭУ. — Культура кулинарных чемпионатов в России только начинает формироваться, и профессиональных конкурсов еще не так много. Но Петербург в этом деле является флагманом. К нам едут, чтобы у нас учиться.

Кубок губернатора для шеф-поваров — важнейшая и, пожалуй, самая зрелищная часть проекта городского правительства «Петербургская кухня», имеющего целью позиционирование нашего города как кулинарной столицы России (этот статус он официально получил в 2023 году) с формированием уникального гастрономического образа города. Сейчас петербургскую кухню позапрошлого века пытаются возродить, адаптируя к современности. Продвигать этот проект в жизнь начали еще в 2014 году.

Проект «Петербургская кухня» идет хотя и не семимильными шагами, но все же довольно заметными, — говорит его руководитель, первый заместитель председателя городского комитета по внешним связям Сергей Марков. — Сегодня к нам присоединились, подписав соответствующую хартию, более полусотни партнеров: рестораны, отели, общественные организации, музеи и, что особенно важно, профессиональные учебные заведения. Например, в прошлом году к проекту подключились Морская техническая академия им. Сенявина и Сестрорецкий технологический колледж им. Мосина. Но все же одна из проблем для продвижения проекта состоит в том, что в учебных заведениях не преподают основы нашей национальной кухни и выпускают поваров, которые даже не знают, что такое петербургская кухня.

Однако проект развивается. В прошлом году был зарегистрирован знак «Петербургский ­завтрак», и сегодня его можно увидеть на входе в некоторые рестораны, а ресторанный фестиваль с таким же названием прошел в нашем городе уже в третий раз. Узнаваемость бренда за год увеличилась почти на 10 %. Гастрономических поездок в Северную столицу становится все больше. Причем — парадоксальный факт — в Петербурге средний ресторанный чек оказался на 30 % дороже, чем в Москве, хотя, как утверж­дают специалисты по гостеприимству, цены на ресторанную еду у нас, напротив, ниже.

Колледжи и вузы города на Неве начинают понемногу внедрять в программу обучения отдельные курсы по петербургской кухне — и это тоже важный результат реализации проекта. А вот место в повседневном меню основной массы петербургских кафе и ресторанов исторические блюда находят пока с трудом, говорят и чиновники, и бизнес, и шеф-повара. Объясняют это растущими издержками и так далее…

Некоторые рестораны, шефы прилагают много усилий, чтобы о петербургской кухне услышали и узнали, но все же пока это больше — про привлечение внимания, а не про коммерцию, — считает Станислав Ахметшин. — На событийное мероприятие, посвященное петербургской кухне, люди идут с удовольствием, но с ее внедрением в повседневную ресторанную работу пока сложно.

Да, предложения блюд петербургской кухни от ресторанов все еще единичные, — признает Сергей Марков. — Но мы надеемся на эволюцию процесса и на наших талантливых людей — поваров, преподавателей, рестораторов… Не знаю, какой еще регион может похвастать такой историей создания своей кухни, которая так увязана с историей самого города, выдающимися личностями, литературными персонажами, государственными деятелями… Чего только стоит гурьевская каша министра финансов Гурьева, консоме министра иностранных дел Нессельроде, пушкинские щи, скобелевские битки… Обо всем этом можно и нужно рассказывать нашим гостям.

Читайте также:

Строители из Петербурга стали призерами всероссийского конкурса «Строймастер»

Петербургский проект «Наука строить корабли» отмечен на всероссийском конкурсе